Файл: Существуют философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностеи и ценностных ориентации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Ценности существующие или наличные - актуальные.
2. Ценности целевые или мыслимые - желаемые, возможные.
Место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности: субъективная система ценностей индивида состоит из элементов исторически и социально данной ему объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональное и рациональное отношение к составляющим объективной системы ценностей. Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения.
Примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека: на основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.).
Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются.
Основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности: все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно общественным становлением личности. Согласно А.Н. Леонтьеву, все психическое развитие человека социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленного человечеством, знаний и способов деятельности. Только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации ценностей. В процессе интериоризации ценностей наряду с умственными и эмоциональными факторами необходимы и волевые компоненты. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс познания ценности, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта.
Роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности: процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям: развитие ценностно-смысловых ориентаций, связанных с нормативами взаимоотношений людей друг с другом, и с нормативами взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей. Интериоризация, идентификация и интернализация являются, в свою очередь, условиями социализации личности. Интериоризация общественно значимых ценностей проходит через усвоение социальных нормативов, как в вербальном, так и в поведенческом плане. Усвоение социальных ценностей происходит также в процессе идентификации. Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. Интернализация предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.
Основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций на разных этапах социализации неоднозначно, их характер и содержание меняются под воздействием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности.
Начальный период формирования личности относится к дошкольному возрасту. На данном этапе посредством идентификации происходит усвоение правил, норм и нравственных критериев, которые регулируют его поведение.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Дети младшего школьного возраста включаются в новую систему отношений, происходит изменение их позиций в обществе. Дальнейшее развитие получают высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные, что способствует формированию ценностных ориентаций.
Подростковый возраст (10-11 - 13-14 лет) представляет собой этап усиленного становления личности на основе дальнейшего развития процесса социализации. Отчетливо выступает факт ориентации на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности.
В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности - характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.
Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности, формируются и развиваются также в процессе трудовой деятельности. Начало этой деятельности для большинства людей приходится на возраст 18 - 23 года.
Переоценка ценностей и переориентировка смыслов - закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека поновому смотреть на многие вещи. Наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте (средняя взрослость).
Закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения: обучение способствует формированию ценностей внутренне свободной, интернальной, гуманистически ориентированной личности, осознающей свою роль и место среди других людей, способной взять на себя ответственность за происходящее в современном обществе. Педагог или психолог, обладающий ценностями такой внутренне свободной личности, способен в свою очередь передать их окружающим.
Резюме: А.В.Серый, М.С. Яницкий приводят в своей монографии не только общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере, авторы приводят очки зрения различных ученых на изучаемую проблему ценностей и ценностных ориентаций. Также в монографии представлен авторский подход к описанию ценностей, представлена классификация ценностей А.В. Серого, М.С. Яницкого, основой которой послужили концепции М. Рокича, Э. Шпрангера и других ученых.
В монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого представлена систематизация представлений о ценностно-смысловой сфере личности, описано многообразие точек зрения и авторских концепций. Обобщение авторами монографии различных точек зрения позволяет заключить, что ценности и ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.