Файл: Вкр взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения на примере сотрудников ано Центр психологии и развития человека Сфера введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВКР - Взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения на примере сотрудников АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера»

ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития нашего общества особую важность приобретает вопрос образования и применения человеческого потенциала. Также, современное общество предъявляет значительные требования к независимости, активности и предприимчивости личности, что порождено происходящей социальной трансформацией.

Одной из основных областей, которая позволяет человеку развить свой творческий потенциал и выразить свои способности, личностные и деловые качества, выступает профессиональная и трудовая деятельность. Особую, значимую роль при этом играет стабильная карьера и дальнейший карьерный рост.

Анализ социального поведения – это один из важнейших аспектов исследования жизнедеятельности человека. Все взаимоотношения и взаимодействия основаны на проявлении социальной активности, которая зависит от индивидуальных проявлений личностных качеств, а также от его мировоззрения и миропонимания.

Социально-психологические свойства личности – это те особенности, которые она обнаруживает в контактах с окружающей средой, в основных общественных отношениях, принятии социальных ценностей, норм, взаимодействии с группами, другими людьми, с достижениями человеческой цивилизации.

Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется, прежде всего, социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с
принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет, как социальную роль.

Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией поведения, следует из того факта, что Н. Камерон попытался обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что актуальность нашего исследования определяется важностью изучения как личностных качеств, так и особенностей социального поведения, которые оказывают влияние на профессиональное становление сотрудников.

Поэтому целью исследования стало изучение особенностей социальногоповеденияв условиях организации психологической службы,взаимосвязимежду личностными качествами и особенностями социального поведения сотрудников (на примере трудового коллектива АНО «Цент психологии и развития человека «Сфера»).

Объект исследования –зависимостьсоциального поведения от личностных качеств сотрудников.

Предмет исследования: взаимосвязь между личностными качествами и особенностями социального поведения на примере сотрудников АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера».

Задачи исследования:



1) провести теоретический обзор научной литературы по данной теме исследования;

2) сформулировать выдвинутую гипотезу относительно данной темы исследования;

3) в соответствии с выдвинутой гипотезой разработать программу эмпирического исследования;

4) исследовать своеобразие личностных качеств испытуемых;

5) определить особенности социального поведения испытуемых;

6) провести диагностику состояния враждебности, отрицания общепринятых социальных норм испытуемых;

7) провести диагностику личностного эгоцентризма испытуемых;

7) выявить наличие и характер взаимосвязи междуличностными качествами и особенностями социального поведениясотрудников исследуемого коллектива;

8) сделать выводы по эмпирическому исследованиювзаимосвязи между личностными качествами и особенностями социального поведения на примере сотрудников АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера».

Гипотезой исследования стало предположение о том, что существует связь личностных качеств и особенностей социального поведения на примере сотрудников АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера».

В ходе исследования для достижения установленной цели мы использовали следующие психодиагностические методики:

Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник);

Опросник Шмишека («Акцентуации характера»);

Стандартизированный метод изучения личности (СМИЛ) в адаптации Собчик Л.Н.;

Шкала диагностики враждебности Кука-Медлей (методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики склонности к враждебному и агрессивному поведению; по итогам обследования вычисляется уровень цинизма, агрессивности и враждебности);

Диагностика личностного эгоцентризма (насколько человек эгоистичен и зациклен на собственном «Я»);

Методика «Воспринимаемый индекс вины» (PerceivedGuiltIndex, PGI).

В исследовании приняли участие 40 человек (средний возраст – 35-45 лет, 8 мужчин и 32 женщины).

База исследования –АНО «Центр психологии и развития человека «Сфера» г. Брянск.

Практическая значимость. Результаты исследования могут иметь практическое значение в работе руководителей и администрации трудовых коллективов, руководителей среднего и высшего звена управления организаций, а также в работе практических психологов и в психологическом консультировании.

Структура работы: работа содержит введение и заключение, две главы, выводы по работе; состоит из … параграфов, списка использованных источников и приложений.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ И ОСОБЕННОСТЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Подходы к изучению индивидуально-личностных особенностей в психологии

Внутренний мир скрывает в себе чувство, эмоции и разного рода размышления. Каждый человек индивидуален и по-разному реагирует на жизненные ситуации. Зачастую для решения каких-либо проблем люди нуждаются в советах профессионального психолога. Они способны направить мысли в нужную сторону, что поможет быстро ориентироваться в возникших обстоятельствах. Психология и ее практические советы существуют уже давно и применялись не один раз, поэтому их действенность доказана.

Социальная (общественная) психология личности представлена в психологии отдельным направлением, изучающим поведение человека в обществе, различных малых и больших группах, каким образом он оказывает влияние на других людей, как их воспринимает.

Личностная социальная психология занимает расположение на рубеже социологии и общей психологии. При рассмотрении по отдельности, социология и психология представляют собой совершенно разные науки.

Следовательно, естественные (природные) личностные стороны и общественные вопросы изучаются психологами, а межличностные аспекты и социальное развитие (поведение и общественные взаимодействия человека) исследуют социологи.

Этнопсихология, организационная психология, политическая психология, гендерная, историческая, а также психология рекламы – это все разделы социальной психологии.

«Учение о бессознательном» З. Фрейда гласит о том, что все первостепенное, образующее жизненный фундамент человека, латентно от него самого в наиглубочайшей области разума – его бессознательном. Только поняв свое «Я» (разобравшись в себе), проведя анализ своей прошлой жизни и настоящей, обратив внимание на свои желания, можно выявить причины своих достижений и несчастий.

Основной жизненный отрезок человек пребывает в малых и больших группах, осуществляющих взаимодействие между собой. Чтобы определить причины конфликтов (между государствами, в семье и др.) и разрешить их, важно понять, каким образом осуществляется взаимодействие в этих группах.


Индивидуально-личностные особенности в большом психологическом словаре определены как составляющие психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития [3].

В нашем теоретическом исследовании рассматривается в качестве основного аспекта личности это его личностные особенности. Личностные особенности как категория весьма абстрактна и классическому понятийному аппарату психологии полностью не соответствует. В данной работе под особенностями личности мы понимаем психические свойства личности.

В общей системе психологии С.Л. Рубинштейном были определены учения о психических процессах и свойствах, психическом строении деятельности, а также психофизических функциях.

Психика, по мнению Р.С. Немова,имеет следующую структуру:

1) Процессы психики. Психический процесс представляет собой психическую реакцию, которая имеет начало, развитие и конец. Конец предыдущего процесса всегда имеет связь с началом нового:

- память;

- эмоции;

- ощущения;

- речь;

- внимание;

- воображение;

- восприятие

2)Состояния психики – представляют собой относительно устойчивый уровень психической деятельности в данное время. Психическая деятельность может выражаться в пониженной или повышенной активности личности:

- эмоциональной;

- волевой;

- познавательной

3) Свойства психики – устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на поведение и деятельность личности, их реализация осуществляется в определенной социальной группе.

Общая классификация психических свойств выглядит следующим образом:

1) индивидуальные психические черты личности (свойства характера и темперамента);

2) различные способности (частные, общие и специальные);

3) свойства сознания и самосознания;

4) социально-психологические качества личности (социальные установки и межличностные отношения).

Психические свойства тесно взаимозависимы и связаны между собой и могут переходить друг в друга.

Психические свойства личности были разделены на классы А.Г. Маклаковым так: