Файл: Влияние ссср на становление тоталитарных режимов в восточной европе. Содержание вступление глава i.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЛИЯНИЕ СССР НА СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ. СОДЕРЖАНИЕ Вступление ГЛАВА I. Переустройство послевоенной Восточной Европы по советскому образцу 1) Становление режима народной демократии 2) Переход к строительству социализма по советской модели ГЛАВА II. Центрально-Восточная Европа между СССР и США Заключение Библиография ВСТУПЛЕНИЕ В послевоенной Восточной Европе происходили глубокие преобразования общества и в сфере общественно-политических отношений, и в сферах социальных и экономических. "С приходом к власти в этих странах коммунистических партий в них началось строительство социалистического общества по советскому образцу, и к концу 80-х годов социалистическая система стала господствующей. Ее обычно определяли термином "развитой" или "реальный социализм" *Новейшая история. Учебное пособие, М., 1996 Процесс переустройства политической системы в странах восточноевропейского региона сопровождался давлением извне. Особое, определяющее влияние на этот процесс оказал Советский Союз. Он направил развитие всей Восточной Европы по "советскому образцу". На сегодняшний день появилась возможность по-новому осмыслить и оценить внешнюю политику Советского Союза в восточноевропейском регионе, выявить все плюсы и минусы активного вмешательства в дела стран Восточной Европы. Крах общественного строя, существовавшего в странах восточноевропейского региона, требует по-иному, чем это делалось прежде, оценивать процессы становления и развития социализма, выяснять причины неспособности социалистической системы к глубоким внутренним реформам и ее смены. Политические процессы, происходящие сегодня в мире, представляют собой широкое поле для детального изучения значимости положения в них России, как преемницы Советского Союза. Безусловно, то богатое политическое наследство, оставленное нашей стране могуществом бывшего СССР, исторически сложившаяся культура политического сотрудничества со странами бывшего соцлагеря должна напоминать нынешнему поколению российской дипломатии об исторически ведущей роли России на международной политической арене. К сожалению, с распадом Советской державы внешняя политика, проводимая руководством современной России, частично утратила свое политическое влияние в тех странах, на которые могла рассчитывать как на верных политических союзников. Подтверждением тому являются недавние события, происходившие в Югославии, массовое паломничество бывших соцстран в НАТО, растущее влияние США и других стран в Восточной Европе. В результате мы наблюдаем все больший диспаритет между растущими амбициями западных держав и социально-экономическими потребностями нашей страны. Происходящий сегодня передел сфер влияния на геополитическом ареале, по сути, предусматривает за Россией лишь статус Великой Державы, оставляя ее интересы за бортом этих тонких дипломатических баталий, предоставляя ей лишь место второстепенного участника в этой большой политической игре. Между тем, оценка событий, происходивших в недалеком прошлом, и неоднозначность роли СССР в установлении тоталитарных режимов в странах Восточной Европы, по мнению автора, имеет за собой большой прогностический потенциал для научного сопоставления роли современной России в отношении этих государств. Можно смело предположить, что возврат к истории взаимоотношений нашей страны со странами-соседями будет способствовать целью налаживания утраченного историко-политического партнерства. Все вышеизложенные моменты и предопределили выбор настоящей темы. Глава I. Переустройство послевоенной Восточной Европы по советскому образцу После окончания Второй мировой войны буквально за несколько лет в Восточной Европе произошли значительные политические, социальные, экономические и культурные изменения. Многие процессы и события того времени до сих пор оцениваются неоднозначно. По проблемам Центрально-Восточной Европы было опубликовано много работ, авторы которых часто приходили к совершенно противоположным, отрицающим друг друга выводам. Причины этого положения видятся в следующем обстоятельстве: недостаток информации или ее искажение, а также различие идеологических установок самих исследователей. Одни авторы, как правило, представители Запада, полагали, что режимы, утвердившиеся в странах
Восточной Европы в послевоенное время, стали результатом "экспорта революции" Советским Союзом, который осуществлялся в рамках мировой социалистической революции. В советской и восточноевропейской историографии существовали две основные точки зрения. С одной стороны, полагали, что в странах Восточной Европы была народно-демократическая революция, вследствие которой сформировались условия для перехода к построению социалистического общества, а, с другой стороны, предполагалось, что с самого начала был взят курс на построение общества по советской модели. В 90-е годы появилась возможность по-новому взглянуть на многие события послевоенной истории стран Восточной Европы. Эта возможность появилась благодаря рассекречиванию советских архивов, ознакомлению с фондами, носившими до этого времени гриф "совершенно секретно". "Новые документы раскрывают перед нами весь ход послевоенного политического развития Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии, воздействие советской внешней политики на политическую, экономическую и культурную жизнь этих стран, формирование их международных отношений"*. * Восточная Европа в документах российских архивов. 1944—1953 г. М., Новосибирск, 1997 г. с. 114. Новые данные о различных сторонах развития Восточной Европы в период первого десятилетия после Второй мировой войны, при всей их значимости, не в состоянии устранить необходимость теоретического осмысления процессов, происходивших в этом регионе. И в этом вопросе по-прежнему остается много неразрешенного. Как свидетельствуют документы, уже "...на заключительном этапе Второй мировой войны союзниками по антигитлеровской коалиции широко обсуждались вопросы послевоенного устройства в Восточной Европе. Это переустройство касалось не только Венгрии, Румынии и Болгарии, которые были на стороне фашистской Германии, но и стран, подвергшихся агрессии и оккупации, — Польши, Чехословакии, Югославии и Албании"*. * Восточная Европа в документах российских архивов. 1944—1953 г. М., Новосибирск, 1997 г. с. 18. В конце 40-х — начале 50-х годов в Восточной Европе шел процесс становления и утверждения новой системы власти и общественного строя, получившего позже определение "реальный социализм". Решающую роль в этом процессе сыграл советский фактор, то есть влияние политики советского руководства. Революционный "порядок" перемен в политической системе стран Восточной Европы был обусловлен, прежде всего, наличием благоприятных внутренних и внешних условий. Важнейшими среди них стали: разгром фашизма, освобождение Советской Армией стран восточного региона, участие народов этих стран в борьбе против фашизма. Однако для реализации этих благоприятных возможностей и проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований определяющее значение имела деятельность самих народов Восточной Европы, способность возрождающихся политических организаций повести народы освобожденных стран на борьбу за национальное возрождение и социальный прогресс. В течение 1944—1947 годов в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Албании, Югославии и Болгарии были созданы народные органы власти, ликвидированы остатки фашистского диктата, восстановлена независимость и внешнеполитический суверенитет, проведены крупные социально-экономические реформы. Народно-демократические революции в разных странах происходили неодинаково, в зависимости от внутренних условий и соотношения классовых сил в каждой из этих стран. Значительное, но неоднозначное влияние на ход событий в странах Восточной Европы оказывал Советский Союз. Помогая в
осуществлении демократических реформ, сталинское руководство в то же время стремилось направить ход событий и развитие политической ситуации в нужную ему сторону, привести к власти коммунистов и навязать странам, в которых формировалась народная демократия, советскую модель развития. "Опубликованные в последнее время документы свидетельствуют, что в Восточной Европе при активном участии различных слоев населения были проведены глубокие демократические преобразования. Это опровергает мнения многих исследователей, утверждавших, что Советский Союз с самого начала навязал странам Восточной Европы модель сталинского общественного развития, отрицая при этом сам факт широкого народного движения за демократическое устройство государства"*. * Восточная Европа в документах российских архивов. 1944—1953 г. М., Новосибирск, 1997 г. с. 121. Социально-экономические и политические реформы решали относительно общие для стран Восточной Европы задачи — демократизацию общественной жизни, восстановление буржуазно-демократических форм государственности. На самых первых этапах формирования государственных органов власти в восточноевропейских странах предпринимались попытки создания коалиционных правительств, куда вошли бы представители партий и организаций самых различных политических ориентаций и установок. * * Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. М., Наука. 2000 г. с. 20. Демократические преобразования в восточноевропейских странах осуществлялись в острой идейно-политической борьбе. На этом этапе здесь сохранилась многопартийность, которая в первые послевоенные годы была совсем не формальной, в отличие от начала 50-х годов. Наряду с коммунистическими партиями, которые уже в тот период с помощью Советского Союза добились ведущих позиций, а их представители нередко возглавляли правительства, действовали социал-демократические, крестьянские и либерально-буржуазные партии и организации. Во всех этих странах были сформированы общественно-политические объединения типа народных фронтов. Многопартийность сохранялась и на правительственном уровне: правительства этих стран формировались на коалиционной основе. Межпартийная борьба концентрировалась на вопросах о характере и масштабах обобществления частной собственности в промышленности, о характере политической организации общества. Таким образом, за короткий промежуток времени после окончания Второй мировой войны в странах Восточной Европы произошли крупные экономические, социальные и политические преобразования. Народная демократия вошла в историю как переходная форма политической системы общества в результате революций 40-х годов. Уже на этом этапе революции встали вопросы о дальнейших перспективах общественного развития. Довольно быстрое осуществление основных демократических задач породило в этих странах убеждение в возможности быстрого перехода к решению социалистических задач. Некоторые из них (Югославия, Болгария) заявили о вступлении на социалистический путь развития сразу после освобождения, при попутном решении задач демократического этапа революции. В других странах Восточной Европы о завершении народно-демократических революций и перерождении их в социалистические было заявлено через три-четыре года после начала переустройства. Так, в Чехословакии, освобожденной Советской Армией и восставшим народом, в самые первые годы после войны были проведены важные демократические реформы, образовано коалиционное правительство на многопартийной основе. Но уже в феврале 1948 г. в результате острейших политических конфликтов и внешнего давления со стороны Советского Союза власть в стране перешла в руки коммунистов, которые, в свою очередь, провозгласили курс на "социалистическое строительство". Провозглашение этого нового курса в странах народной демократии объяснялось в значительной мере идейно-теоретической слабостью руководства коммунистических партий, которые держали в своих руках всю власть в государстве. Советский опыт был использован в полной мере. Его канонизация привела к слепому подражанию и механическому копированию модели государственно-бюрократического социализма в СССР без учета специфики развития народов и государств в целом. Но самой главной причиной, оказавшей решающее влияние на принятие именно такого курса, был внешний фактор — серьезное давление со стороны советского руководства, особенно усилившееся с середины 1947 г. Советским руководством было инспирировано принудительное объединение коммунистических и социал-демократических партий. Другие партии были в свою очередь вытеснены на обочину политической жизни, постепенно теряли свой авторитет и влияние. Их
деятельность подавлялась, а представители правых и либерально-демократических течений подвергались преследованиям. Подобные действия советской внешней политики — навязывание сталинской модели социализма в 1947—1948 гг. — искусственно прервали естественный процесс народно-демократических революций во многих странах. В итоге они встали на путь "ускоренного социалистического строительства". Именно тогда эти страны стали называться социалистическими, хотя это вовсе не отражало сущности их общественно-политического строя. Постепенно, на протяжении 50-х годов, они превратились в авторитарно-бюрократические государства. Социально-экономическое развитие в странах Восточной Европы в значительной мере ускорялось благодаря экономической и научно-технической помощи Советского Союза. Однако осуществление социально-экономических и политических преобразований сразу же столкнулось с рядом серьезных проблем. Правящие коммунистические и рабочие партии, восстановленные после освобождения этих стран или созданные вновь, не обладали ни идейно-теоретическим, ни практическим опытом, соответствующим масштабам стоявших перед ними задач. Поэтому опыт СССР стал для них образцом для подражания. Идейно-идеологическая слабость компартий, возглавлявших народно-демократические государства, в немалой степени явилась главной причиной того, что этот опыт стал для них универсальным образцом. При этом он довольно настойчиво навязывался странам Восточной Европы советским руководством. В результате был прерван естественный путь развития народно-демократической революции и всем странам, провозгласившим переход на социалистический путь развития, были навязаны модель по советскому образу. Она предусматривала последовательное огосударствление всех экономических укладов. Страны Восточной Европы стали на экстенсивный путь индустриализации с ее упором на ускоренное развитие тяжелой промышленности. Советские руководители взяли на себя роль координаторов позиций стран Восточной Европы по международным проблемам. Например, принятие или непринятие странами Восточной Европы "плана Маршала", предусматривавшего комплекс содействия со стороны США развитию европейских государств, целиком зависело от позиций Советского Союза. Единства в руководстве стран Восточной Европы относительно путей своего развития, да и отношений с СССР, не было. Однако робкие попытки поиска отдельными политическими и государственными деятелями этих стран альтернативных путей социально-экономических преобразований пресекались как проявление ревизионизма и оппортунизма и нередко заканчивались для них трагически. Были арестованы и по фальсифицированным обвинениям приговорены к смертной казни или к длительному тюремному заключению известные политические деятели: А. Сокатич, Л. Райк — в Венгрии; Ш. Фориш, Л. Птраткату — в Румынии; Л. Нованеский, Р. Сланский — в Чехословакии; Н. Петков, Т. Костов — в Болгарии; В. Гапулка — в Польше и многие другие. Преобладание догматизма и сектантства, и перегибы в политике государственно-партийного руководства неблагоприятно сказывались на духовной жизни и социально-психологической атмосфере общества, порождая нетерпимость к плюрализму мнений и к свободе политического поведения. Стремление утвердить единомыслие и идеологическое единообразие деформировало систему выражения общественных и групповых интересов, сужало каналы их политической реализации, мешало проявлению сохранившихся в странах с более высоким уровнем политической культуры (Чехословакия, ГДР) традиции многопартийности и парламентаризма. В итоге в восточноевропейском регионе сложилась совершенно новая геополитическая ситуация: лидеры некоммунистических партий и организаций вынуждены были иммигрировать на Запад. Национально-социалистическая партия была преобразована в Чехословацкую социалистическую партию. Чехословацкая народная (католическая) партия, хотя и сохранила прежнее название, претерпела радикальные изменения. В Словакии продолжали свою формальную деятельность Партия словацкого возрождения и Словацкая партия свободы. Постепенно произошла смена политического статуса различного рода межпартийных концессий, т. н. народного фронта. Они были преобразованы во второстепенные организации, напоминающие общественные движения. А там, где сохранился их формальный статус, весь контроль над такими, как профсоюзы, союзы женщин, ветеранов, молодежи взяла на себя коммунистическая партия. Они стали, таким образом, своеобразной формой поддержки программы строительства социализма, намеченной коммунистическим руководством. В Венгрии в феврале 1949 г. Венгерский национальный фронт независимости был реорганизован. В ГДР в начале 1950 г. был создан Национальный фронт демократической Германии, который в течение нескольких лет сохранял элементы межпартийной коалиции пяти партий — Социалистической единой партии Германии, Христианско-демократической партии, Либерально-демократической партии, Национально-демократической партии и Демократической крестьянской партии. Реорганизация политического статуса некоммунистических партий послужила устранению их влияния на внутренней арене своих стран, и уже в первой половине 50-х годов они перестали представлять собой реальную оппозицию компартии. Вместе с тем Болгария, ГДР, Польша и Чехословакия формально являлись странами с многопартийными системами, в которых решающую роль играли коммунистические и рабочие партии. В Болгарии сохранился лишь Болгарский земледельческий народный союз. В феврале-марте 1949 года национальная конференция "Звено" и съезд Радикальной партии приняли решение о самороспуске своих партий и полном слиянии с Отечественным фронтом. В ГДР в начале 50-х годов некоммунистическая партия — Христианско-демократический союз, а также Либерально-демократическая партия переживали период политической эволюции и внутренней борьбы. Эти объединения пытались даже играть роль оппозиции в Народной палате. Однако Социалистическая единая партия Германии добилась смещения их лидеров с занимаемых партийных и государственных постов. Вместе с тем все четыре партии сохранились. В Польше в ноябре 1949 года Крестьянская народная партия и остатки Польской крестьянской партии
создали Объединенную крестьянскую партию, а в июле 1950 г. в Демократическую партию влились остатки Партии труда. В Чехословакии после февральских событий 1948 г. ряд лидеров коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) определили основную цель развития страны — социализм. Чехословакия провозглашалась народно-демократической республикой; президентом избран Клемент Готвальд — председатель КПЧ. А уже в мае 1949 г. КПЧ выдвинула программу строительства социализма в качестве генеральной линии партии. Постсталинские соглашения явили собой мощный стимул для дальнейшего роста политического влияния СССР в этих странах. Бывший "санитарный кордон", созданный Западом после окончания Первой мировой войны, стал превращаться в новый "санитарный кордон", подчиненный Москве и направленный против западных держав. С 1948 г. коммунистические и рабочие партии стран Центральной и Восточной Европы стали монополистами в осуществлении основных направлений внутренней политики. Монополия на власть стала порождать такие явления, как подмену политической партией органов государственного управления, переход к методам непосредственного администрирования и командования как в государстве, так и в обществе. Стала складываться система осуществления власти и управления, которая позднее получила название "партия — государство". Партийный аппарат и институт партийной номенклатуры стали основой этой системы. Что касается других, некоммунистических партий, то в одних странах их вынудили прекратить существование, в других — сохранили, но превратили в сателлитов, "приводные ремни". В 1949—1950 гг. в этих партиях была проведена чистка: противники политической монополии коммунистов и социалистического строительства были из них исключены. Некоммунистические партии сохранились в Болгарии, ГДР, Польше и Чехословакии. Однако все они признали руководящую роль коммунистической партии и ее курс на строительство социализма. Был лишь выдвинут лозунг демократического блока всех патриотических и творческих сил народа. В Румынии Фронт народной демократии был образован в феврале 1948 г. В Чехословакии после февральских событий 1948 г. Национальный Фронт стал рассматриваться как политический инструмент руководства массами, нацией, то есть его функции и содержание его деятельности кардинальным образом изменились. В этот период были укреплены центральные аппараты государственной власти, органы управления народным хозяйством, министерства и ведомства, в том числе комитеты планирования. Задачи индустриализации, развития экономики на плановых началах требовали сильного государственного регулирования и централизованного управления экономическими процессами. А итогом послужило чрезмерное вмешательство и бюрократизация управленческого аппарата. В конце 40-х — начале 50-х годов во всех странах Центральной и Восточной Европы была проведена реформа административно-территориального деления. Главной ее целью было создание более компактных административно-экономических единиц и проведение административно-территориального деления стран в соответствии с потребностями индустриализации. В Болгарии законом от 17 сентября 1949 г. было введено новое деление на округа, околии и районы. В Польше реформа административно-территориального деления была проведена в июне 1950 г. В результате были созданы три новых воеводства, изменены границы других воеводств, повятов и городов. В конце 40-х — начале 50-х годов в европейских странах народной демократии стало уделяться повышенное внимание формированию и укреплению местных органов власти — народных советов (при национальных комитетах). В 1949—1950 гг. они повсюду стали едиными органами государственной власти на местах. По замыслу компартии, советы должны были стать формой массового участия трудящихся в управлении государством. Они избирались на 2—3 года. Их полномочия заключались в руководстве всей хозяйственной, социальной и культурной жизнью в стране в соответствии с законами и распоряжениями вышестоящих органов. Народные советы разрабатывали и исполняли местный хозяйственный план, бюджет, принимали меры для рационального использования местных ресурсов и управления предприятиями, обеспечивали охрану общественного порядка и прав граждан, соблюдение законов. В качестве своих исполнительных и распорядительных органов народные советы образовывали исполнительные комитеты. Местные народные советы и их исполкомы подчинялись как соответствующим вышестоящим органам власти, так и центральным государственным. В конце 40-х — начале 50-х гг. были приняты новые конституции в шести восточноевропейских странах: в Венгерской Народной Республике (от 18 августа 1949 г.), в Германской Демократической Республике (от 30 мая 1949 г.), в Польской Народной Республике (от 22 июня 1952 г.), в Румынской Народной Республике (от 24 сентября 1952 г.) и Конституционный закон об основах общественного и государственного устройства ФНРЮ, и о союзных органах власти (от января 1953 г.), так называемая вторая Конституция Югославии. 4 июля 1950 г. Народным собранием была утверждена новая редакция Конституции Народной Республики Албания. После 1948 г. это были уже идеологические документы. Образцом для большинства из них была сталинская Конституция СССР 1936 года. Большинство конституций отражали, с одной стороны, существующее