Файл: Начальный период Великой Отечественной войны (летоосень 1941 г).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г)»
Цель: формировать представление об основных события начального периода Великой Отечественной войны, выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны, подготовить учащихся к сдаче экзамена по истории в формате ЕГЭ.
Задачи:
Образовательные: закреплять умения и навыки работы с картами, таблицами.
Развивающие: формировать умение работать в паре, в группе и самостоятельно, планировать свою деятельность, представлять результат своей работы.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, исторической памяти.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: содержание плана «Барбаросса», ход сражений начального периода ВОВ, причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны;
уметь: обоснованно анализировать исторический источник, статистические данные.
Личностные: способность формировать и отстаивать собственное мнение с привлечением исторических фактов.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД: формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.
Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.
Познавательные УУД: умение пользоваться изучающим видом чтения, преобразовывать схемы и знаки для решения учебных задач, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Основные понятия темы:
Блицкриг – молниеносная война, разгром противника в короткие сроки.
Ставка Главного Командования
Государственный Комитет Обороны – чрезвычайный орган власти.
Мобилизация
– перевод вооруженных сил государства с мирного положения на военное и приведение их в полную боевую готовность; призыв военнообязанных на действительную военную службу.
Эвакуация – вывоз населения, предприятий, учреждений из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения.
Ставка Верховного Главнокомандования
Народное ополчение – добровольное военное формирование из мирных жителей, создаваемое с целью защиты своего дома, земли, Родины, страны, в помощь регулярной действующей армии
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и наглядность: карта «Великая Отечественная война», компьютер, экран, проектор, презентация «Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)»
Настенная карта «Великая Отечественная война», раздаточный материал, учебник.
Ход урока:
-
Организационный момент. -
Эпиграф урока (слайд №1). Сообщение темы и цели урока.
Звучит запись песни «Священная война» - 53 секунды
Учитель Ребята, как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока?
Учитель Назовите годы Великой Отечественной войны?
Учитель Каждую войну принято делить на периоды. Великая Отечественная война делится на три периода.
Знакомство с периодизацией ВОв: (слайд №2)
-
22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г.; -
19 ноября 1942 – конец 1943 г.; -
Начало 1944 г. – 9 мая 1945 г.; -
8 августа 1945 г – 2 сентября 1945.
На сегодняшнем уроке мы изучим планы сторон, главные события первых месяцев Великой Отечественной войны, обсудим причины неудач Красной Армии? Выясним почему война оказалась для нас неожиданной? Продолжится подготовка к ЕГЭ по истории.
Запишите тему урока: «Начальный период Великой Отечественной войны (лето-осень 1941 г.)»
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны» (слайд №3)
Мы рассмотрим следующие вопросы.
План: (слайд № 4)
-
Канун войны. -
Силы и планы сторон
3.Начало войны
4.Мобилизация страны.
5.Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 года
Результатом нашего с вами сотрудничества должно стать: (слайд № 5)
-
Вы научитесь выявлять основные этапы Великой Отечественной войны; -
Рассмотрите начальный этап войны; -
Сможете определять причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны; -
Определите причины провала фашистского плана «Барбаросса»;
Учитель
- Шел второй год второй мировой войны. Весной 1941 года приближение войны к СССР ощущалось всеми. Советская разведка почти ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера. Советский разведчик Рихард Зорге докладывал не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. О сроках нападения Германии на СССР предупреждал и английский премьер-министр Черчилль. Было ясно, что войне – быть. Однако, Сталин считал, что война с Германией может начаться не раньше лета 1942 года. Сталин полагал, что началу войны будет предшествовать, как это было на Западе, предъявление Германией претензий к СССР. Это привело бы к началу переговоров и оттянуло начало войны. В этих условиях, по его мнению, нельзя было давать немцам повод для обвинения в нарушении договора о ненападении. Поэтому, несмотря на очевидные факты, Сталин лишь в ночь на 22 июня 1941 года отдал приказ о приведении войск приграничных округов в боевую готовность. В войска эта директива поступила уже тогда, когда немецкая авиация бомбила советские города.
Показ фрагмента фильма – 90 секунд (слайд № 6)
22 июня 1941 г. без объявления войны в 3 часа 30 минут фашистская Германия и войска её союзников (Финляндия, Румыния, Италия, Венгрия, Словакия) вторглись на территорию Советского Союза. Началась Вов, которая, длилась 1418 дней и ночей.
Фашистские войска перешли в наступление по всей западной границе СССР от Северного Ледовитого океана до Черного моря.
За шесть недель немецкое командование хотело разгромить Красную Армию, согласно плану «Барбаросса» - плану «молниеносной войны».
Наступление проходило в трех направлениях:
группа армий «Север» должна была через Прибалтику выйти к Ленинграду;
группа армий «Центр» имела конечной целью наступление на Москву и захват советской столицы;
группа армий «Юг» нанесла удар по Украине в направлении Киева.
Решение познавательной задачи 1 с помощью инструмента «Мозгового штурма» (слайд № 7)
Учитель Посмотрим на карту, на города, на которые были направлены основные удары фашистов летом 1941 года (Учащиеся отмечают города МОСКВА - ЛЕНИНГРАД - КИЕВ).
Учитель: Какой исторический факт объединяет эти города?
(Учащиеся отвечают, что все три города являлись столицами Руси – Российской империи – СССР.)
По плану «Барбаросса» немецкие войска должны были до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань
, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.
Фронт протянулся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря.
Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.
Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженную 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.
Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.
Силы Красной Армии и вермахта были примерно равны, однако немцы получили существенное преимущество за счет внезапности нападения, массированного применения авиации и бронетанковых войск, то есть тактики, получившей название блицкриг.
Блицкриг – молниеносная война, разгром противника в короткие сроки (четкое взаимодействие всех родов войск, главная роль отводилась мобильным танковым и механизированным соединениям, которые прорвав фронт, обходят и окружают противника. Авиация громит глубокие тылы противника, нанося массированные бомбовые удары по городам, промышленным объектам, транспортным узлам. Это должно сломить волю к сопротивления и нарушить управление войсками)
В первые же часы войны гитлеровцы захватили господство в небе, уничтожив более тысячи советских самолетов (800 из них так и не успели подняться в воздух). Бомбардировкам подверглись крупные города: Киев, Рига, Минск, Севастополь, Смоленск, Мурманск и др. В результате мощного артиллерийского обстрела были уничтожены десятки пограничных застав, складов, линий укреплений. На основных направлениях удара немцы имели не только техническое, но и большое численное превосходство (в 3–4 раза). Фактор внезапности нападения играл огромную роль. Советские войска были ошеломлены не только силой удара, но и самим фактом его. Они не знали, что им делать. И еще один факт – безграмотная постановка войск (пример, генерал Лебедев)
Сразу после начала вторжения Г.К. Жуков позвонил И.В. Сталину и доложил обстановку. Вождь, узнав о случившемся, оказался настолько подавлен, что вплоть до 3 июля 1941 г. не решался выступить с обращением к народу. О начале войны 22 июня 1941 г. стране сообщил нарком иностранных дел В.М. Молотов. Его речь заканчивалась словами: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!».
Мобилизация страны
С 23 июня 1941 г. советское руководство пытается осмысленно реагировать на действия агрессора и начинает предпринимать усилия по организации обороны страны.
Работа в группе
Обучающиеся знакомятся с текстом приложения № 1 и отвечают на вопрос:
- Какие меры предприняло советское руководство для отражения германской агрессии? (слайд № 8)
1. Меры по реорганизации системы управления страной и Вооруженными силами.
2. Меры по переводу промышленности на военные рельсы.
3. Меры по эвакуации населения и промышленных предприятий на восток.
23 июня 1941г. – подписано решение СНК СССР и ЦК ВКП(б) об учреждении Ставки Главного Командования. | Подписал И.В. Сталин Возглавил С.К. Тимошенко |
30 июня 1941 г. – создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) | И.В. Сталин |
4 июля 1941 года - ГКО принял постановление о формировании народного ополчения. | И.В. Сталин |
10 июля 1941 г. – Ставка Главного Командования преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК) | И.В. Сталин |
(СГК) Ставка Главного Командования
(ГКО) – Государственный Комитет Обороны – чрезвычайный орган власти.
Мобилизация – перевод вооруженных сил государства или отдельных их частей с мирного положения на военное и приведение их в полную боевую готовность; призыв военнообязанных на действительную военную службу.
Эвакуация – вывоз населения, предприятий, учреждений из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения или какого – либо стихийного действия.
(СВГ) Ставка Верховного Главнокомандования
Народное ополчение – добровольное военное формирование из мирных жителей, создаваемое с целью защиты своего дома, земли, Родины, страны, в помощь регулярной действующей армии
Вывод: Мобилизационные мероприятия не только позволили сохранить управляемость и обороноспособность страны, но и сплотили советский народ для отпора агрессору.
3 июля 1941 г. И.В. Сталин впервые после начала войны выступил с радиообращением к народу: «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои…». Вождь объявил войну с Германией всенародной Отечественной войной, в которой речь идет о жизни и смерти советской страны.