Файл: Начальный период Великой Отечественной войны (летоосень 1941 г).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Давайте поговорим о том, как развивались события в местах главных ударов. Послушаем ваши сообщения.

Ученик 1 (Слайд №9) Абдрашитов

Западное направление

В середине июля 1941 г. Красная Армия вынуждена была, неся огромные потери, оставить Белоруссию, Большую часть Прибалтики, Украины, Молдавии. Немецкое наступление на всех остальных стратегических направлениях продолжалось.

10 июля 1941 г. войска группы армий «Центр» подошли к Смоленску. Для обеих сторон этот город древней боевой славы, прикрывающий дорогу на Москву, имел важное значение. Несмотря на то, что 16 июля 1941 г. немцы смогли захватить Смоленск, силы Западного фронта оказывали противнику здесь ожесточенное сопротивление вплоть до 10 сентября 1941 г., неоднократно переходя в контратаки. В боях под Ельней гитлеровцы потеряли 8 дивизий. Несколько советских боевых соединений за проявленную доблесть получили звания гвардейских. Именно в сражении за Смоленск впервые были применены и прекрасно себя показали реактивные минометы «Катюши», наводившие ужас на врага. Смоленское сражение на два месяца сковало силы немцев, что стало первым серьезным ударом по их плану «молниеносной войны»

Учитель: впервые под Смоленском применили коктейль «Молотова» - зажигательная смесь фосфора и серы; впервые под Смоленском стали создаваться диверсионные группы, из воспоминания Буденного, их было более 200, они совершали диверсии в тылу врага.

Георгий Константинович Жуков высоко оценил Смоленское сражение:

«Смоленское сражение было одним из крупнейших в летней кампании 1941 года. По своему размаху и значению оно приобрело стратегический характер и оказало большое влияние не только на боевые действия на московском направлении, но и весь ход Великой Отечественной войны…»

Северо-западный фронт

Учитель: давайте обратимся к документам на странице 22-23 учебника, прочитайте документы (3 минуты)

Ответьте на вопрос

- Какое значение и почему гитлеровское командование придавало в своих планах захвату Ленинграда?

Ученик 2 (Слайд №9) Давыдова или Вакуленко

На северо-западном направлении гитлеровцы рвались к Ленинграду. Фюрер считал захват этого города одной из важных целей всей русской кампании. Дело было не только в огромном военно-промышленном и людском потенциале северной столицы. С падением «символа революции», по мнению Гитлера, «дух славянского народа… будет сильно подорван». 13 июля 1941 г. войска группы армий «Север» подошли к Лужскому оборонительному рубежу , прорвав его, вышли к Ленинграду с юга. Финская армия надвигалась на город с севера. Немцы заняли Красногвардейск, Таллинн. 30 августа 1941 г. гитлеровцы перерезали железную дорогу Москва – Ленинград у станции Мга. 8 сентября 1941 г. пал Шлиссельбург. Началась блокада Ленинграда, продолжавшаяся 900 дней и ставшая одним из страшных символов Второй мировой войны. Обороной осажденного города на первом этапе руководил Г.К. Жуков. Было организовано 150-тысячное народное ополчение, создавалась система ПВО, моряки Балтийского флота присоединились к гарнизону.


Ученик 3 (Слайд № 9) Косачев

На южном направлении ситуация развивалась не менее драматично. 11 июля 1941 г. группа армий «Юг» подступала к Киеву. Гитлер решил усилить ее, взяв особую танковую армию (Х.В. Гудериан) с центрального направления. В августе 1941 г. немцы форсировали Днепр с севера, в начале сентября 1941 г. – с юга. 15 сентября 1941 г. гитлеровцы замкнули кольцо окружения Юго-Западного фронта. В плен попали более 500 тыс. советских солдат и офицеров, фашистам достались 3,7 тыс. орудий, около 900 танков. Падение Киева и гибель Юго-Западного фронта предопределили сдачу Одессы. В начале ноября 1941 г. немцы заняли Севастополь, главную базу Черноморского флота.

Ученик 4 (Слайд №9) Малютин

Враг сковал наземные силы, приграничные округа не были приведены в боевую готовность. Лишь Военно-Морской флот благодаря действиям своего главнокомандующего адмирала Н.Г. Кузнецова понес минимальные потери.

Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.

11 дней держалась 13 погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина

На заставе было 57 бойцов и офицеров: начальник заставы лейтенант Алексей Лопатин. Против них наступала 11-я танковая бригада и пехотные подразделения гитлеровцев. Немцы шли, распевая песни, уверенные, что не встретят никакого сопротивления.

27 июня артиллеристы начали обстрел заставы термитными снарядами, пытаясь огнём уничтожить оставшихся пограничников. Практически все наземные строения были полностью разрушены. Артобстрелы сменялись атаками, а ряды защитников редели. Подходили к концу боеприпасы, продукты и вода. Было много раненых и убитых. Но советские воины продолжали держать оборону.

К 30 июня в живых осталось только 10 человек, но застава продолжала сражаться. Гитлеровцы уже заняли Львов, а у них в тылу советские бойцы продолжали неравный бой. Только 2 июля фашисты сделали подкоп и взорвали подвал с красноармейцами.

В 1957 году лейтенанту Алексею Васильевичу Лопатину посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, а пограничную заставу назвали именем Лопатина и навечно занесли его в списки личного состава.

Заставу лейтенанта Лопатина можно поставить в один ряд с Брестской крепостью. В крепости

упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П.М.Гаврилова . Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц. На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».

Учитель: все учли немцы, все взвесили: наш промышленный потенциал, вооружение, наличные силы, тактические возможности, топливо, состояние дорог, климатические условия.

Всё, кроме характера народа! Разве могли думать гитлеровцы, что только одна Брестская крепость будет стоить им дороже, чем вся война во Франции? Что с маленьким гарнизоном им будет справиться труднее, чем с целыми армиями других стран? 

Ученик 5 Нугманов Кайрат или Казеев Саша

Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.

Шел четвертый день войны. Для нанесения бомбового удара по колонне в небо поднялся советский бомбардировщик ДБ-3ф, под управлением капитана Гастелло и его команды. Задачей экипажа было нанесение авиаудара по колонне вражеской техники.

В ходе выполнения задания фашисты обстреляли бомбардировщик Николая Гастелло, он был подбит. Снаряды попали в топливный бак, самолет загорелся. Николай мог спастись, прибегнув к катапультированию. Вместо этого 33-летний капитан направил горящую машину прямо на фашистскую колонну, уничтожив почти всю вражескую технику. Ценой своей молодой жизни летчик разрушил планы захватчиков и сорвал им спецоперацию В дальнейшем советские летчики совершили еще немало таранов, каждый из которых стали называть повторением подвига Гастелло.

Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант Виктор Талалихин успешно таранит в небе над Подмосковьем немецкий бомбардировщик Хейнкель He 111. Этот таран - первый ночной таран ВОв.
Взлетев на патрулирование примерно в 22:55, Виктор Талалихин достаточно быстро встречает в небе немецкий средний двухмоторный бомбардировщик Хейнкель He 111. Виктор Талалихин предпринимает несколько попыток сбить вражескую машину, обстреливая бомбардировщик из пулеметов.

Одной из очередей ему удалось повредить правый мотор Хейнкеля, но самолет всё равно продолжал полет и пытался оторваться от преследования. Только израсходовав все боеприпасы, Талалихин решается на таран. Оставшись без пулеметного вооружения, Талалихин, ни секунды не сомневаясь, решается таранить немецкий бомбардировщик. Летчик-истребитель хотел таранным ударом отрубить винтом хвост немецкого самолета. На подлете к противнику, немец-стрелок открыл огонь из пулемета и ранил Талалихина в правую руку. Ранение оказалось легким и позволило герою не только довести задуманное до конца, но и успешно покинуть повреждённый истребитель.


После удара И-16 Талалихина перевернулся на спину и потерял управляемость. Летчик катапультируется из машины. Уже 8 августа, всего через сутки после ночного тарана, Виктору Талалихину было официально присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.
Учитель: Посмотрите на линию фронта к исходу 18 ноября 1942 г Перечислите захваченные фашистами территории. (немцы оккупировали Литву, Латвию, Белоруссию, большую часть Украины, Молдавии, Эстонии)

Посмотрите на таблицу: «Статистика потерь в начале войны»: (слайд № 10)

Население

40%

Территории добычи угля

60 %

Территории выплавки чугуна

70 %

Территории выплавки стали

60 %

Сельскохозяйственные территории

  1. %


Учитель: Дайте общую оценку положению СССР на начальном этапе войны.

Учитель: В 1941 году ситуация сложилась сложнейшая. СССР потерял огромные территории, которые являлись крупными промышленными и сельскохозяйственными центрами.


  1. Постановка познавательной задачи № 2

«Каковы причины сложившейся ситуации в СССР на начальном этапе войны?» (слайд №11)

Учитель: Ребята, У вас на столах находится материал (Приложение), через 4 минуты перечислите основные: Первая группа – экономические причины, Вторая группа – политические причины, Третья группа – внешнеполитические причины.


  1. Решение познавательной задачи 2 с помощью инструмента

«Мозгового штурма»

    1. Работа в группах, учащиеся работают с историческими документами.

    2. Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя.

    3. Первая группа: Экономические: превосходство Германии в экономическом и военно-стратегическом планах, тяжёлое экономическое положение в СССР , вызванное событиями 30-х годов.

Вторая группа: Политические: внезапность нападения, ошибочная военная доктрина Сталина, высшее политическое руководство страны на какое-то время утратило контроль над ходом событий, нарушение постоянной связи войска со штабами,
сказались массовые репрессии в армии конца 1930-х гг. Создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным, которому передавалась вся полнота власти в стране.

Третья группа: Внешнеполитические: Отсутствие антигитлеровской коалиции, исключение из Лиги Наций СССР.

Учитель: Молодцы. Ситуация действительно сложная. Тогда возникает вопрос, Фашистам удалось реализовать план «Барбаросса» в полном объёме? (Учащиеся отвечают).

Перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос: - почему Красная Армия терпела поражения в начале Великой Отечественной войны?

Отвечаем вместе:

- Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны. Сталин не доверял донесения разведки, считая, что Англия и США хотят столкнуть СССР и Германию;

- Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

- Войска не были приведены в боевую готовность.

- Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

- Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов. Плохая подготовка военных кадров

- Отсутствие стратегии ведения отступления, упор делался на наступление

- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

- Немцы имели 6-8 превосходство в первые дни войны; Не успели перевооружиться, немецкая техника в первый год превосходила советскую;

- Воспитание советского народа в духе лёгкой победы;

- Не успели перевооружиться, немецкая техника в первый год превосходила советскую;

- Пограничные войска не были приведены в боевую готовность;

- Протяжённость границ;

- Не были возведены новые укреплённые линии обороны;

Закрепление пройденного материала: работа со слайдом № 12

Рефлексия: обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экранана доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

я попробую…

меня удивило…

Объявление оценок за урок.

Домашнее задание.