Файл: Доклад по дисциплине Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что эти движения будут проводиться мирно, без оружия. Эти мероприятия требуют санкционирования властей в отношении их проведения.
Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия и встречи является особым проявлением фундаментального конституционного положения о свободе публичного изъявления требований и интересов, мысли и слова, необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. Государство, узурпирующее права граждан, пытается порой силой воздействовать на мирные собрания, повлиять на их содержание, предотвратить, а то и разогнать их, если они посягают на привилегии должностных лиц. Напротив, правовое государство стремится гарантировать свободу мирных собраний, обеспечить общественный порядок при проведении публичных массовых мероприятий. Обеспечение и защита политических прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД.
Институт обеспечения и защиты политических прав в конституционном праве России прошел длительный путь и всегда проблемным был вопрос, связанный с его реализацией. В обеспечении основных прав человека и гражданина задействован весь механизм государства, в том числе и органы внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел, реализуя свой правовой статус в виде обязанностей и прав, тем самым участвуют в обеспечении исполнения как прямых обязанностей человека и гражданина, предусмотренных Конституцией РФ, так и тех некоторых обязанностей, которые сформулированы в связи с предоставлением им прав и свобод.
Под обеспечением соблюдения конституционных, и в том числе политических прав граждан следует понимать четкое и неукоснительное следование нормам Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение условий и использование средств, исключающих необоснованное ограничение прав и свобод граждан.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не только декларирует обеспечение прав и свобод человека и гражданина, провозглашая это в качестве конечной цели ОРД и принципа ее осуществления, но и формулирует правовой механизм, обеспечивающий гарантии соблюдения названных прав и свобод. Законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.
Проведение в жизнь системы гарантий, обеспечения реализации конституционного статуса граждан, является одновременно приоритетным направлением деятельности ОВД по охране общественного порядка, созданию необходимых условий соблюдения прав и свобод человека. Механизм гарантий реализации конституционного статуса состоит из:
- выполнения юридических обязанностей по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан;
- создания необходимых условий для их реализации;
- постоянного наблюдения и контроля за их реализацией;
- охраны прав и свобод граждан;
- применения санкций в случае их нарушения.
Это одновременно и признание в индивиде его личного достоинства. Содержание принципа уважения прав человека неотделимо от общественного, политического и нравственного сознания сотрудников ОВД и включает справедливость, равенство прав, возможно, более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность, что в профессиональной этике сотрудника полиции называется этикетом и тактом.
Уважение составляет, прежде всего, моральную предпосылку осуществления должностными лицами своих прав и обязанностей. В правоохранительной практике его реализация обладает известной спецификой, которая обусловлена необходимостью применения мер принуждения, специальных средств и даже вторжения в частную жизнь граждан.
Справедливость выступает как определяющая черта принципа уважения политических прав человека. Для сотрудника полиции она не должна ограничиваться лишь юридическим ее пониманием в качестве соразмерности мер юридической ответственности и наказания совершенному правонарушению. Справедливость как социально-политическое явление, выражающее достоинство, присущее человеческой личности, и равные неотъемлемые права всех людей, имеет гораздо более объемное толкование.
Свободные выборы, проводимые через разумные промежутки времени путем тайного голосования или равноценной процедуры свободного голосования в условиях, которые обеспечивают на практике свободное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей. Задачами полиции в данный период является охрана общественного порядка, общественной и личной безопасности граждан.
Соответственно работники полиции уважают права граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации, не допускают никаких административных действий, насилия и запугивания, удержания партий и кандидатов от свободного изложения своих взглядов и оценок, а также противодействия избирателям знакомиться с ними и обсуждать или голосовать свободно, не опасаясь наказания, не препятствуют деятельности политических организаций и их возможности соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти.
Обязанность правительства и государственных властей соблюдать Конституцию и действовать соответствующим закону образом.
Права и свободы человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Но даже ущемляя права человека в связи с совершением неправомерных действий, сотрудник полиции, обязан во всех случаях ограничения прав, во-первых, разъяснить гражданину основания, во-вторых, повод такого ограничения, а в-третьих, растолковать возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Органы полиции осуществляют охрану общественного порядка, предупреждают и пресекают противоправные действия во время уличных мероприятий, привлекают правонарушителей к соответствующим видам ответственности. Сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, учреждений, организаций.
Вопросы охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуациях патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности.
Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и горрайлинорганами в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.
Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России.
При необходимости для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяется характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.
Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации связи. Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время на смену приоритету общественных и государственных интересов над личными приходит концепция приоритета личности. Ныне действующая Конституция РФ закрепила подлинный приоритет прав и свобод человека в обществе и государстве, провозгласив, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации согласно общепринятым принципам и нормам международного права.
Гарантированность прав и свобод является своеобразным внешним механизмом ограничения власти, которая стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во многих сферах человеческой жизни. Вместе с тем проблемы реальной гарантированности прав и свобод граждан РФ, их защиты в российском государстве остаются задачей первостепенной важности. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
В системе мер по защите конституционных прав и свобод граждан РФ ведущее место принадлежит органам внутренних дел, а также их важнейшей составной части - подразделениям милиции общественной безопасности, призванным защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств, осуществлять охрану общественного порядка в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Фeдepaльный Koнcтитyциoнный Зaкoн «O peфepeндyмe в PФ» oт 10 oктябpя 1995 г. № 2-ФКЗ, (в ред. Федерального конституционного закона от 27.09.2002 № 5-ФКЗ).
2. Закон РФ № от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О полиции» (в ред. Федерального Закона от 09.05.2005 № 45-ФЗ).
3. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ).
4.. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ).
5. Федеральный закон «О гражданстве (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ).
6.. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004).
7.. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.
8.. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 № 102-ФЗ).
9.. Устав патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности.
10. Бaглaй M.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccийcкoй Фeдepaции. - M., 2001.
11. Бутылин В. Н. Полиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М.: Академия управления МВД России, 2001.
12. Гаврилов Б.Я. Обеспечение конституционных прав и свобод челове-ка и гражданина в досудебном производстве. - М.: МПСИ, 2003.
13. Гончарук Е. В. К вопросу о роли ОВД в обеспечении конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. // Журнал «Право: Теория и практика». - 2005. - № 3.
14. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) / под общей ред. Э. П. Григониса. - СПб: Питер, 2002.
15. Мехович А. М., Мордовец А. С. Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел. // Правоведение. - 1999. - № 3.
16. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд «Правовая культура», 1996.