Файл: Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комитет образования и науки Курской области
ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж»
Курсовая работа
По Теории и методике экологического образования дошкольников
На тему: «Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности»
Выполнила:
Студентка 3 курса
Специальности
Дошкольное образование 44.02.01
Мануковская Анастасия Вячеславовна
Научный руководитель: Лучшева Е.А
2022г.
Введение
Глава I. Педагогические формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре
1.1 Сущность понятия «творческая активность»
1.2 Особенности проявления творческой активности в старшем дошкольном возрасте
1.3 Педагогические условия формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре
Глава II. Практическая работа по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Подбор и обоснования диагностических методик для выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в игре
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность проблемы исследования заключается в подтверждении того, что талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческих способностей не возможно заменить ни кибернетической машиной, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально-творческими способностями. Интеллектуальный и творческий потенциал в значительной мере зависит от того, на сколько психолого-педагогическая наука вместе со школьной практикой может разрабатывать научно-обоснованную теорию и эффективную педагогическую технологию выявления и дальнейшего развития в процессе обучения творческих способностей в разных возрастных категорий, управления процессом воспитания и самовоспитания творческой личности.
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, С. Гольдентрихт, О. Матюшкин, Я. Пономарев и др.). Результатом их многолетних исследований стали выводы, что творчество не является особым дарением для избранных, оно, наоборот, есть свойством, которая распределяется между всем человечеством в большей или меньшей мере, а творческое мышление начинает работать у любого нормального человека, если сама жизнь, практика наталкивают ее на какие-то трудности, преграды, которые выступают в виде более или менее сложных задач.
Научные исследования настоящего имеют тенденцию к переходу от разработки общей теории творчества к нахождению путей обучения творческой деятельности. Но в самой проблеме обучения творчеству заложено внутреннее разногласие. Феномен творчества предусматривает создание качественно нового, которое раньше не существовало. Поэтому нельзя научить по тому, что не создано, но можно научить механизмам его создания, сформировать способности к творческой деятельности, ее движущие мотивы.
Педагогические исследования (Д. Богоявленская, Л. Выготский, А. Жуганов, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р. Низамов, А. Петровский, В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, в которой, с одной стороны, отображены новые глубокие образования в структуре личности (творческие потребности, мотивы, домогательство), а, со второй, - находят свое выражение качественные изменения в деятельности, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной.
В работах В. Лозовой, О. Столяровой, О. Сущенко, Г. Шевченко, О. Штепенка рассматриваются отдельные аспекты воспитания творческой активности детей и воспитателя: в условиях проблемного обучения, трудовой, эстетичной, общественной деятельности, а также в процессе анализа определенных педагогических ситуаций. Хотя, особенностью деятельности педагога начального и дошкольного учебного заведения является тот факт, что он участвует в творческом акте - сотворении нового человека, следовательно, творчество есть наиболее существенная сторона деятельности педагога.
Детские сады обязаны как можно раньше выявить особенности творческой личности дошкольников, начать успешно их развивать у всех воспитанников, помня, что все дети без исключения рождаются с различными задатками творчества. Одновременно, в большей степени следует заботиться о развитии творческой личности способных и одаренных детей. Именно поэтому система подготовки будущих учителей и воспитателей дошкольных учреждений должна быть ориентирована на овладение ими передовыми педагогическими технологиями, на использование предметных знаний в целях более эффективного воспитания и развития личности, на освоение компьютерной техники, формирование целостной научной картины мира, способности к жизненному самоопределению дошкольников. Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый воспитатель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности как системы качеств, чтобы уметь формировать такие качества у своих детей. Этим и обоснована актуальность выбранной темы: «Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре».
Для решения данной проблемы поставлена цель иследования: раскрыть формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре.
Объектом исследования является проявить формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет иследования - иследовать педагогические условия формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия « творческая активность».
2. Выяснить особености проявления творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и обосновать педагогического условия формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре.
4. Подобрать и обосновать диагностические методики для выявления уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1. Анализ педагогической, методической учебной литературы по проблеме исследования;
2. Целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы развития детей.
Структура курсовой работы:
1. Ведение,
2. Глава 1;
3. Глава 2;
4. Заключение,
5. Список использованной литературы;
6. Приложение.
I. Педагогические формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игре
1.1 Сущность и понятия «творческая активность»
Под творческой активностью детей дошкольного возраста понимается стремление ребенка к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя, в создании новых форм поведения, в освоении культуры, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.Философы определяют творческую активность, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).
В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству (Виноградов, 1990).
Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:
1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.
2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.
В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем. Это - процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие. Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация. Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д. Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.