Файл: Курсовая работа дисциплина Конституционноправовой статус личности Тема Свобода совести и вероисповедания.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Социально-гуманитарный институт
Кафедра «Гражданское,
предпринимательское
и транспортное право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Конституционно-правовой статус личности
Тема: Свобода совести и вероисповедания
Выполнил: студент МЗИ12ЮРИ группы
Никитченко Родион Антонович
Направление:40.04.01 – Юриспруденция
Проверил: кандидат юридических наук, доцент
Ратникова Василиса Игоревна
Дата регистрации работы на кафедре | № | Дата проверки преподавателем | Результат проверки | Отметка о выдаче работы студенту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Хабаровск
2023
Содержание
Введение 2
1. Свобода совести и свобода вероисповедания как право человека и институт российского конституционного права 4
1.1 Понятие и содержание свободы совести и свободы вероисповедания как права человека 4
1.2 Правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в российском и международном законодательстве 8
2. Анализ конституционно-правовой базы реализации свободы совести и вероисповедания 15
2.1 Правовые основы взаимоотношений государства и религиозных объединений в РФ 15
2.2 Основные направления совершенствования конституционно-правовой базы реализации свободы совести и вероисповедания 21
Заключение 23
Список используемых источников 24
Введение
Свобода совести и вероисповедания – право, закреплённое Конституцией, каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой как индивидуально, так и совместно с другими. Свободно выбирать, иметь, менять и распространять религиозные и иные убеждения, совершать в рамках закона религиозные обряды.
Актуальность темы курсовой работы определена фактором, который указывает, что тема свободы совести и вероисповедания в плане правового регулирования недостаточно разработана. В результате такой не проработанности – право человека на свободу совести и вероисповедания фактически выпало из правового поля, упоминаясь лишь в качестве декларации.
Серьёзный повод для размышления на данную тему даёт несовершенство российского законодательства. Особую актуальность теме придаёт то обстоятельство, что действующий Закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», не отвечает требованиям Конституции РФ, интересам широких слоёв населения, как представителей религиозных меньшинств, так и религиозным объединениям, занимающим доминирующее положение в обществе. Действующие в государстве нормы не обеспечивают чёткость и однозначность понятий, не регулируют довольно большую сферу правоотношений, в которой религиозные объединения осуществляют деятельность, слабо регулируют имущественные отношений, в отрыве от конституционных принципов регулируют регистрацию религиозных объединений.
Объектом исследования - правоотношения, определяющие правовой статус личности в РФ.
Предметом – нормы права, регулирующие и гарантирующие свободу совести и вероисповедания.
Цель исследования: изучить в конституционно-правовом институте право на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации.
Исходя из поставленных целей, определены задачи исследования:
рассмотреть понятие свободы совести и вероисповедания;
исследовать реализацию свободы совести и вероисповедания, роль религии в зарубежных государствах;
рассмотреть равноправие граждан независимо от отношения к религии;
рассмотреть порядок создания и ликвидации религиозных организаций;
рассмотреть проблемы взаимоотношения государства и религиозных организаций.
Методы, используемые в процессе исследования представляют собой комплекс научных и специальных методов познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, логический, системный, и другие научные методы.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные и иные законы Российской Федерации, указы Президента России, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты, в том числе международные акты, материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, статистические данные. В теоретической базе использовались публикации в периодических изданиях, материалы конференций, семинаров, круглых столов, статистические данные, интернет-материалами.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Свобода совести и свобода вероисповедания как право человека и институт российского конституционного права
1.1 Понятие и содержание свободы совести и свободы вероисповедания как права человека
Современная Россия является государством, в котором всем и каждому обеспечена свобода совести, свобода вероисповедания. За годы существования Российской Федерации как независимого демократического государства религиозные объединения стали важнейшей частью гражданского общества. Диалогу с ними органы государственной власти, в том числе Государственная Дума, придают немалое значение. Религиозные организации, и в первую очередь принадлежащие к традиционным для нашей страны конфессиям, прилагают все усилия для поддержания стабильности и согласия в обществе, для обеспечения гармоничного сосуществования граждан с различными убеждениями. Они всемерно содействуют межконфессиональному и межнациональному миру и взаимопониманию, активно участвуют в жизни и созидательной деятельности российского общества. Социальное служение, осуществляемое многими религиозными организациями, позволяет с полным основанием назвать их социально ориентированными организациями.
Важнейшим условием обеспечения свободы совести, оптимизации государственно-конфессиональных отношений, профилактики правонарушений является повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры в обществе. Это условие может быть выполнено посредством организации соответствующих образовательных программ, а также путём широкого распространения необходимой литературы. Хорошо известно, что в настоящее время имеется острый дефицит таких книг, немногочисленные и малотиражные издания быстро становятся недоступными широкому кругу тех, кто имеет в них настоятельную потребность.
Понятие свободы совести – это естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести – более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.1
Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога совсем. Данная свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия, и следственно, существует определённое давление на человека с целью заставить принять эту религию. В странах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
В философии совесть это – внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральными рамками поведения.
Современные учёные определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку совершаемых поступков, подчёркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека.
Свобода совести защищает не только религию, но и иные мировоззренческие убеждения нерелигиозного характера (это не относится к политическим, экономическим, научным и иным подобным убеждениям).
Свобода совести – устойчивый международный термин. Он означает право на свободу выбора своего отношения к любой конкретной религии и к религии вообще, религии как таковой: быть верующим, последователем той или иной религии; не быть последователем ни одной религии и не следовать религиозной вере вообще; изменять своё отношение к религии - становиться и переставать быть приверженцем религии, иметь, менять, отстаивать свои убеждения относительно религии и действовать в соответствии с ними.
Свобода может рассматриваться в материальном и идеальном смыслах.
Материальная свобода – это свобода действий и она ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы.2
Идеальная свобода больше зависит от свободы воли человека и ограничено его нравственной позицией. Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.
Рассматривая свободу с точки зрения социологических наук, то это – определённая духовная ценность человека, общества, важное социальное благо, созданное обществом в результате своего исторического развития
Если рассматривать свободу совести в правовом аспекте, то в статье 28 Конституции РФ3 говорится о совести и ее свободе, которые отождествляются с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть и ее свобода хоть и составляют основу религиозной нравственности, тем не менее, не определят свобод выбора между верой в Бога и отрицанием его как такового.
Совесть - это особое душевное качество каждого человека, свойственное ему вне зависимости от того, признает его человек или отрицает. Совесть формируется с детства, с младенчества. Родители объясняют ребёнку, что такое добро и зло, плохо и хорошо.
4
Но поскольку Россия есть светское государство где церковь отделена от государственной власти, то его гражданам предоставляется право самостоятельно выбирать, и определять нравственные основы добра и зла, либо в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо c тем, что именуют, "общечеловеческой моралью". Следовательно, свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений, им имеющих политико-идеологического содержания.
В содержании свободы совести можно выделить следующие составляющие: право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, но при этом не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религии перед законом; свободное исполнение религиозных культов и обрядов и т.д.
Одним из важнейших следствий из свободы совести является закреплённое в ст. 59 Конституции РФ5 право на замену воинской службы альтернативной гражданской службой.
Согласно данной статье, «гражданин РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных… случаях» имеет право на альтернативную государственную службу.
Итак, право на свободу совести и недискриминационное отношение в зависимости от отношения к религии является гарантом стабильного развития страны, важным атрибутом цивилизованного гражданского, демократического общества, зрелости политических институтов и устоявшейся правовой культуры. Обоснованно считается, что свобода совести, мысли и религии является фундаментальным элементом в иерархии первого поколения прав человека, родоначальницей «естественных прав».
1.2 Правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в российском и международном законодательстве
Конституция РФ указывает, что «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28)6. Каждому гарантируется свобода религиозной или атеистической деятельности.
На конституционном уровне, таким образом, свобода совести формально связывается со свободой вероисповедания, но не отождествляется с ней. В первой главе указано также, что это два самостоятельных понятия, каждое из которых имеет своё юридическое наполнение и значение. Стоит заметить, что при детальном анализе названной статьи Конституции РФ выясняется, что свобода совести и свобода вероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт.