Файл: Контрольная работа по дисциплине Деловая риторика и культура речи Выполнил (а) студент(ка) группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт международного образования

Кафедра «Общетеоретические дисциплины и русский язык как иностранный»

Контрольная работа по дисциплине


«Деловая риторика и культура речи»

Выполнил (а): студент(ка)
группы
Проверил: к. пед. н., доцент

О.П. Игнатьева


Тула – 2023 г.

Вариант 1
1.Назовите недостающие компоненты модели речевой коммуникации:

а) адресант (отправитель);

б) сообщение (тема, цель, содержание, форма);

в) ________________________.

2. Назовите виды коммуникации:

а) _______________________;

б) _______________________.

3. Назовите основные качества речи:

а) точность;

б) правильность;

в) ____________;

г) ____________.

4. Отметьте основные знаковые единицы языка:

А) фонемы, морфемы

Б) слова, словосочетания

В) предложения

Г) просторечие, сленг

5. Из перечисленных тезисов выберите тот, который не характеризует понятие «норма литературного языка»:

а) исторически изменчива

б) устойчива в данный период развития языка

в) кодифицируется языковой практикой носителей языка

г) устанавливается законодательно

6. Древние греки и римляне понимали стиль как …

а) средство украшения речи

б) толкование смысла слов и текста

в) средство убеждения

7. Выбор функционального стиля обусловлен:

а) сферой общения

б) количеством участников

в) характером передаваемой информации

г) языковыми средствами

8. Служебные контакты должны строиться на:

а) партнерских началах

б) взаимном интересе

в) личной выгоде

г) корыстном интересе

9. Официально-деловую пись­менную речь отличают:

а) наличие обязательных элементов оформления документа (реквизитов).

б) использование эмоционально-экспрессивной лексики.

в) проявление индивидуальности автора послания.

г) широкое употребление клише.

10. Документы, которые относятся к организационно-распорядительным:

а) закон;

б) приказ;

в) постановление;

г) протокол.

11. Заявление – это:


а) один из видов связного письменного текста, содержащий официальное предложение должностного лица.

б) официальное сообщение в письменной форме, содержащее предложение, жалобу или просьбу какого-либо человека и адресованное организации или должностному лицу.

в) деловой документ, содержащий рационализаторское предложение, адресованное вышестоящим инстанциям.

12. В состав любого заявления обязательно включаются:

а) почтовый адрес автора заявления

б) дата и подпись автора заявления

в) ксерокопии необходимых документов

13. Автор подписывает заявление следующим образом:

а) Иванов

б) С уважением к Вам. Иванов.

в) Заранее благодарен за внимание. Иванов.

14. Определите, к какому жанру служебного письма (1-8) относится каждое из приведенных предложений (а-ж).

а) Просим Вас оказать содействие в транспортировке груза (железнодорожная отправка).

б) Считаем необходимым ещё раз напомнить Вам о том, что выставка «Агропромтехника-2012» состоится 13 ноября 2018 г.

в) Сообщаем Вам, что комплектующие к упаковочному оборудованию не поступили.

г) Акционерная компания «Аризона» приглашает Вас принять участие в юбилейном торжестве, которое состоится…

д) Фирма гарантирует качество и своевременность выполнения строительных работ.

ж) Мы будем признательны Вам за содействие в реализации товаров.

1) письмо-подтверждение; 2) письмо-рекламация; 3) сопроводительное письмо; 4) письмо-предложение; 5) письмо-напоминание; 6) гарантийное письмо; 7) письмо-приглашение; 8) письмо-извещение.

15. Какие языковые формулы выражают отказ от предло­жения?

а) ставим Вас в известность о том, что…

б) к сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представ­ляется возможным из-за…

в) организация извещает…

г) контроль за исполнением возложить на…

д) в настоящий момент мы не имеем возможности…

16. Определите сферу функционирования публицистического стиля речи:

а) сфера бытового общения;

б) общественно-политическая деятельность;

в) административно-правовая деятельность.

17. Позитивное значение спора заключается в том, что:

а) в нём каждый из участников может услышать альтернативное мнение;



б) участники получают разностороннюю информацию;

в) из споров выходят, оставаясь при своём мнении;

г) могут восторжествовать личные интересы.

18. Какое слово пишется слитно?

а) (Сельско) хозяйственный

б) (Юго) западный

в) (Чисто) плотный

г) (Официально) деловой

д) (Теоретически) важный

19. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

а) Учиться хозяйствовать _ вот наша задача.

б) Разве я своему детищу _ враг?

в) Он _ руководитель крупного предприятия.

г) Справа стоял кожаный диван, слева _ книжный шкаф.

5. Герой _ не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше.

20. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

а) Намедни ночью бессонница меня томила, и в голову пришли мне две мысли.

б) Смуглый отрок бродил по аллеям, у озерных грустил берегов, и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов.

в) Ему казалось, что лошади не двигаются и что время летит слишком быстро.

г) Вы вернётесь в гостиницу и тогда поможете мне перелезть.

д) Чем они занимались, и где находится виновник этого переполоха?

21. Определите стиль приведенного текста

В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через N-скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. Находился я в мелком чине… Вследствие сего смотрители со мною не церемонились.

а) Публицистический стиль.

б) Научный стиль.

в) Художественный стиль

г) Разговорный стиль.

5. Официально-деловой стиль.

22. Укажите случаи неправильного употребления паронимов

а) жилое законодательство

б) воинский устав

в) невежа в живописи

г) будничный день

23. Укажите случай(и) нарушения лексической сочетаемости слов

а) насыщение потребностей

б) наложить отпечаток

в) поднять тост

г) устранить недостатки

24. Укажите случай(и) неверного определения лексического значения слова

а) инфантильный – детски недоразвитый

б) беспрецедентный – незаконный, противоправный

в) антипатия – отсутствие интереса к жизни

г) апелляция – обжалование какого-либо решения в высшей инстанции

25. Укажите предложение(я), в котором(ых) слово употреблено в несвойственном ему значении

а) Меценатская помощь всегда связана с заинтересованностью в размещении рекламы.

б) Мне импонирует в людях желание учиться новому независимо от возраста.

в) Здоровые амбиции и высокая оценка своих возможностей не вредят молодому человеку.


г) Олег Денисов выступил в качестве продюсера строительства нового комбината.

26. Укажите, в каком(их) словосочетании(ях) нарушены нормы словоупотребления.

а) народный фольклор

б) управляющий фирмы

в) оплачивать за проезд

г) восхищаться другом

27. С глаголом «представить» сочетаются слова и словосочетания:

а) коллективу нового работника;

б) отпуск;

в) к очередному званию;

г) транспортные средства.

28. Укажите предложение(я), в котором(ых) допущены речевые ошибки.

а) Я еще не в курсе об этой информации.

б) Теперь они будут с завистью созерцать на своего начальника, которому повысили зарплату.

в) Вы тоже присутствовали в зале и видели то, что происходило.

г) Я бы не назвал, что это неспокойный район.

29. Прочитайте объявление о вакансии. Ответьте на вопросы:

1.Какие качества хотели бы видеть работодатели в своих работниках?

2.Какие требования предъявляют работодатели?

3.Как вы думаете, чем объясняются такие требования?

Курьер

Должностные обязанности:

Развоз документов и рекламных образцов по Москве и ближ. Подмосковью

Требования к квалификации:

Возраст от 20 до 35 лет

Гражданство РФ

Прописка в Москве или Московской области

Знание города и его окрестностей

Умение ориентироваться по карте

Тип занятости:

Полная занятость, полный рабочий день

Условия работы:

График работы с 10:00 до 18:00, 5/2

Оклад 30.000 рублей

Оплата проезда

Офис – м. Новослободская

30. Составьте резюме для получения предлагаемой работы.

Список литературы:
1. Константинова Л.А. Деловой русский язык: Учебное пособие по рус. яз. для иностранных стажеров. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. – 84 с.

2. Нормы русского литературного языка [Электронный ресурс]: учебное пособие по культуре речи / Л.А. Константинова [и др.]; под ред. Л.А. Константиновой. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. – 168 с. – Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/Reader/Book/2015011217244395629300007910, по паролю

3. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: Учебное пособие по русскому языку / Л.А. Константинова, Л.В. Ефремова, Н.Н. Захарова, Е.П. Щенникова, С.А. Юрманова. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. – 187 с. – Режим доступа: https://tsutula.bibliotech.ru/Reader/Book/2015011217192276945400009822, по паролю

4. Деловая риторика: учеб. пособие / Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова, С.А. Юрманова. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2013. – 304 с.


5. Беднарская Л.Д. Грамотный человек: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2009. – 168 с.

6. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 28-е изд. – Ростов-н/ Д.: Феникс, 2010. – 540 с.

7. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике: учеб. Пособие/ И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

8. Константинова Л.А. Обучение студентов-нефилологов письменной коммуникации в учебно-профессиональной сфере: / Л.А. Константинова; ТулГУ. – Тула, 2003. – 137 с.

9. Русский язык и культура речи: учебник для вузов/ О.Я. Гойхман [и др.]; под ред. О.Я. Гойхмана.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2009.–240 с.

10. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В.И. Даль. – М.: Астрель : АСТ, 2008. – 985 c.

11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. Свыше 25000 слов и словосочетаний / Л.П. Крысин; РАН, Ин-т русск.яз. им. В.В. Виноградова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 944 с.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ОНИКС: Мир и образование, 2008 . – 1200 с.