Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются
определенные продукты, а не деньги".
См. "Ма'алиму-Ссунна" 2/44.
Динары и дирхамы существовали и во времена Пророка ﷺ, однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо ос- тановится. Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Тот, кто совершит деяние, на
которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!".
Муслим 1/236.
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-
Фитр дирхамами и он ответил: "Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за
противоречия Сунне Пророка !" Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: "Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!", - его спросили:
"Тут люди заявляют о том, что 'Умар ибн 'Абдуль-'Азиз выплачивал деньгами".
Тогда он сказал: "Оставляют слова Посланника Аллаха и говорят: "Сказал
такой-то!"".
См. "аль-Мугъни" 2/671.
Вернуться в содержание
201.
Когда следует выплачивать закят аль-Фитр?
'Умар ибн 'Абдуль-'Азиз и Абуль-'Алия относительно слов Всевышнего Аллаха:
"Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал
молитву".
(аль-А'ля 87: 14-15)
, сказали: "Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а
затем отправился на праздничную молитву".
См. "Ахкамуль-Къуран" 3/176.
Ибн 'Умар сказал: "Пророк повелел выплачивать Фитр перед выходом на
праздничную молитву". аль-Бухари 1503.
Имам Ибн ат-Тин сказал: "Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до
праздничной молитвы".
См. "аль-Мутауари" 135, "Фатхуль-Бари" 3/478.
Некоторые ученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после захода солнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы.
Однако первое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничную молитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис.
Что же касается мнения тех ученых, кто считал, что Фитр можно выплачивать даже в начале Рамадана, то оно является ошибочным и ни на что не опирается, а более того, противоречит сообщению от Ибн 'Аббаса, в котором сказано что смысл Фитра состоит в пропитании для бедняков в день праздника. Имам Ибн
Къудама сказал: "Смысл обязанности закята аль-Фитр - это праздник
Разговения".
См. "аль-Мугъни" 2/676.
Имамы аш-Шаукани и Шамсуль-Хаккъ 'Азым Абади говорили: "Большинство
ученых считало, что выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является
лишь желательным, и считало, что его можно выплатить до конца дня
Разговения. Однако хадис Ибн 'Аббаса является опровержением им!"
См. "'Аунуль-
Ма'буд", "Найлюль-аутар" 4/255.
Спросили шейха аль-Альбани: "Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр за несколько дней или недель до праздничной молитвы?" Он ответил: "Это не
дозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить
нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитр задолго до
него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие
до праздника".
См. "аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани" 283.
Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением. Нафи' рассказывал: "Ибн 'Умар бывало выплачивал Фитр
за день-два до праздника". аль-Бухари 1511, Муслим 986.
Некоторые ученые сказали, что Ибн 'Умар выплачивал Фитр за день за два не самим беднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на что указывают другие сообщения. Нафи' рассказывал: "Ибн 'Умар посылал Фитр за
два-три дня до праздника тому, кто собирал его".
Малик 1/285.


В этом сообщении указание на дозволенность передачи закята аль-Фитр человеку, который ответственен за его сбор, если этот человек правдив и достоин доверия. Также это подтверждается известным хадисом, в котором шайтан приходил воровать с собранного в Рамадане закята аль-Фитр, который охранял Абу Хурайра. аль-Бухари 4/396.
Также сообщается от Айюба, что на вопрос: "Когда Ибн 'Умар выплачивал
Фитр?" Нафи' ответил: "Когда сборщик начинал собирать Фитр". Его спросили: "А
когда сборщик начинал собирать Фитр?" Он ответил: "За день-два до праздника".
Ибн Хузайма 4/83.
Однако важно отметить, что закят аль-Фитр не засчитывается, если отдан после праздничной молитвы, как сказал Ибн 'Аббас: "А кто выплатил его после
молитвы, в таком случае он рассматривается только как обычная милостыня".
Ученые Постоянного комитета сказали: "Тот, кто не выплатил Фитр
своевременно, совершил грех! Он обязан принести покаяние за задержку
выплаты Фитра и все равно дать его беднякам".
См. "Фатауа аль-Ляджна" 9/369.
Исключением является тот, кто не знал об этом.
Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда отдана бедняку.
Она должна дойти до него или до доверенного лица, собирающего Фитр,
своевременно. Бедный человек может доверить другому лицу, собирать выплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенному лицу означает его получение бедным человеком.
Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом,
выплата которой все равно остается обязательной.
См. "аль-Мугъни" 2/458,
"Маусу'атуль-фикъхия" 41/43.
Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "Я выплатил закят аль-Фитр, когда был в
Египте в начале Рамадана, но теперь я в нахожусь в Мекке. Является ли для меня обязательным опять выплатить Фитр?" Шейх ответил: "Да, ты обязан выплатить
Фитр, поскольку выплатил его преждевременно! Вещь связана с причиной, а
причиной Фитра является день Разговения и это время является временем
данного закята. Хорошо известно, что день Разговения наступает только в конце
Рамадана, и не выплачивается Фитр, кроме как после захода солнца последнего
дня Рамадана. Однако есть облегчение в дозволенности выплаты Фитра за день-
два до праздничной молитвы, и это только облегчение, поскольку истинное
время этого закята начинается с вечера последнего дня Рамадана и длится до
праздничной молитвы. А если есть возможность, лучше всего выплатить Фитр
утром до праздничной молитвы".
См. "Фатауа Ибн 'Усаймин" 18/180.
Вернуться в содержание
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

202.
О поведении мусульманина после Рамадана
Многие мусульмане по милости Всевышнего проявляют огромное усердие в поклонении в этот великий месяц, мечети переполнены даже на утренний намаз,
проявляется усердие в щедрости, в отдалении от запретного, в проявлении благого нрава, и т.п...
Также среди людей есть и такие, кто не совершая поклонений Аллаху в течении всего года, начинает поститься и молиться в этот великий месяц. Но, к сожалению, стоит только завершиться этому благословенному месяцу, как ты видишь мечети почти пустыми, люди утратили пыл и усердие в стремлении к благому и отстранении от греховного, видишь, как те, кто начал поклонение в этот месяц оставили его полностью, включая даже и пятикратную молитву.
Хафиз Ибн Раджаб говорил: "Глупцы с трудом переносят месяц Рамадан из-за
того, что их утруждает поклонение в этот месяц, как молитвы и пост. И многие из
этих невежд не совершают молитвы, кроме как в Рамадан во время поста. И

многие из них не избегают тяжких грехов, кроме как в Рамадан, и по этой
причине им он кажется затяжным и тяжело их душе расставаться с грехами, из-
за чего они считают дни и ночи (завершения Рамадана), чтобы вернуться к
грехам. Такие люди являются упорствующими в грехах, зная это, и это
несчастные люди. И среди них есть такие, кто не может удержаться от грехов,
даже в Рамадан".
См. "аль-Лятаиф" 158.
Хафиз Ибн Раджаб также сказал: "Что касается противопоставления милости
соблюдения поста в Рамадан совершению грехов после него, то это из деяний
того, кто заменил милость Аллаха на неблагодарность!".
См. "аль-Лятаиф" 398.
Да упасет нас Аллах от того, чтобы мы были из числа подобных людей!
Однажды Бишру аль-Хафи сказали: "Поистине, есть люди, которые проявляют усердие в поклонении лишь Рамадан", на что он ответил: "Плох тот
народ, который вспоминает Аллаха лишь в Рамадан! Поистине, праведник - это
тот, кто проявляет усердие в течение всего года!".
См. "аль-Лятаиф" 396.
Но, тем не менее, те, кто вспоминает Аллаха в Рамадан все же лучше, чем те,
кто вообще не вспоминает Аллаха никогда, и не поклоняется Ему ни в Рамадан,
ни в другое время.
Нет сомнения в том, что Всевышний Аллах избрал некоторые периоды времени, дни и месяца, в которые благие деяния являются наиболее предпочтительными и любимее для Аллаха, чем в иное время. И Аллах сделал это для придания активности Своим рабам. Однако это не значит, что в другие времена нужно забыть об Аллахе, вернуться к грехам и порокам, проявлять халатность в выполнении обязательств и т.п. Нет! Эти времена, и в их числе великий месяц Рамадан, должны стать причиной, которая будет поводом для того, чтобы приобретенная активность за это время сопровождала раба Аллаха и после этого.
Более того, лучше проявлять постоянство в поклонении и благе, даже при умеренности, чем проявлять усердие в какой-то конкретный период, после чего оставить его. От 'Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник
Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, самые любимые дела для Аллаха - это те,
которые совершаются постоянно, даже если их мало!" А сама 'Аиша сказала: "И когда семья Мухаммада совершала какое-либо деяние, они его уже
не оставляли".
Муслим 782.
'Алькъама рассказывал: "Я спросил у 'Аиши: "О мать правоверных, какими
были деяния Посланника Аллаха ? Выделял ли он какие-либо дни?" Она
ответила: "Нет, деяния его были постоянными. Но кто из вас может то, что мог
Посланник Аллаха ?!"".
Муслим 783.
Таким образом, эти хадисы указывают на то, что постоянные благодеяния лучше, даже если их мало, чем проявление активности лишь в определенное время!
Абу Хурайра, 'Убайд ибн 'Амир и Тальха ибн 'Убайдуллах рассказывали: "В
свое время Посланник Аллаха побратал двух людей из района Балия,
принявших Ислам. Один из них стал шахидом во время военного похода, а
другой скончался после него через год. Когда же люди вместе с Посланником
Аллаха сопровождали носилки второго, они обращались к Аллаху с мольбой о
том, чтобы Он присоединил его к своему другу. Пророк спросил: "Кого из них
вы считаете лучше?!" Мы сказали: "Аллах и Его Посланник знают лучше, но мы
считаем, что шахид лучше!" Тогда Посланник Аллаха сказал: "А разве он
после него (ставшего шахидом) не соблюдал пост в месяце Рамадан и не
совершил столько-то рак'атов молитвы?! Между ними разница, как
между небом и землей!"".
Ахмад 1/163, Ибн Маджах 3925. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. См. "Тахкыкъ аль-
Муснад" 1403, "Сахих ат-таргъиб" 371, 372, 373.


В этом славном хадисе указание на великое преуспевание того, кто проводит свою жизнь в непрерывном поклонении Всевышнему Аллаху.
Когда аш-Шабли спросили: "Какой месяц лучше (для усердия в поклонении),
Раджаб или Ша'бан?" Он ответил: "Будь тем, кто поклоняется Аллаху всегда, и не
будь ша'банистом!".
См. "аль-Лятаиф" 396.
Так давайте же и мы, о рабы Аллаха, не будем рамаданистами, и будем стараться использовать тот пыл и активность, приобретенную в этот великий месяц для того, чтобы и дальше провести свою жизнь в поклонении и послушании нашему Великому и Всемогущему Господу!
И сейчас как раз есть легкая возможность заработать великую награду,
продержав шесть дней поста месяца Шаууаль, о котором Пророк ﷺ сказал: "Кто
постился в Рамадан, после чего добавил к нему пост в течение шести
дней Шаууаля, подобен постившемуся в течении всего года".
Муслим 1164.
А потом не за горами и великий месяц Зуль-Хиджда, десять первых дней которого являются величайшими днями года! Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца
Зуль-Хиджжа!". аль-Баззар, Ибн Хиббан. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. "Сахих ат-таргъиб" 50, "Сахих аль-джами'" 1133.
Каждый мусульманин обязан поклоняться своему Господу и выполнять Его веления на протяжении всей своей жизни, а не только в определенное время или период, несмотря на то, что определенным периодам и временам следует придавать особое значение и усердие. Имам ат-Тыби сказал: "Благие деяния, как
обязательные, Сунны и адаб, несмотря на свои различия в достоинствах, иногда
имеют преимущество друг над другом. Ведь сколько таких деяний, над которыми
остальные деяния имеют превосходство, становятся превосходящими остальные
дела по причине определенного времени или места!".
См. "Файдуль-Къадир" 5/584.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: "Поклоняйся Господу твоему,
пока убежденность не явится к тебе!".
(аль-Хиджр 15: 99).
Этот аят является прямым приказом от Аллаха Всевышнего поклоняться Ему до тех пор, пока к человеку не явится смерть! Шейх Ибн аль-Къайим в отношении слова "убежденность" сказал: "Речь идет о смерти по
единогласному мнению абсолютно всех ученых! А Хасан аль-Басри говорил:
"Аллах не установил для верующих какого-либо определенного срока для
поклонения, кроме смерти"".
См. "Мадариджу-ссаликин" 3/316.
Вернуться в главное содержание