Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сказал: "Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося в чреве
матери выплачивать Фитр необязательно".
См. "аль-Иджма'" 31.
Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шайба, что 'Усман ибн 'Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое.
См. "Ируауль-гъалиль" 3/330.
Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: "Саляфы любили давать Фитр
даже за детей, находящихся в утробах".
Ибн Абу Шайба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788.
Иснад достоверный.
Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн 'Аббаса сказано: "Пророк ﷺ предписывал закят аль-Фитр, как очищение для
постящегося от пустых разговоров".
Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни
2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам Ибн Къудама,
имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и шейх 'Абдуль-Къадир аль-
Арнаут.
Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан.
См. "Фатхуль-Бари" 3/364.
Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения, допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты.
Более того в хадисе Ибн 'Умара сказано: "Пророк ﷺ вменил Фитр рабу и
свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман". аль-
Бухари 1503.
Под словом "малый" подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.
Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят - это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.
Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха,
и он не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: "
матери выплачивать Фитр необязательно".
См. "аль-Иджма'" 31.
Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шайба, что 'Усман ибн 'Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое.
См. "Ируауль-гъалиль" 3/330.
Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: "Саляфы любили давать Фитр
даже за детей, находящихся в утробах".
Ибн Абу Шайба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788.
Иснад достоверный.
Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн 'Аббаса сказано: "Пророк ﷺ предписывал закят аль-Фитр, как очищение для
постящегося от пустых разговоров".
Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни
2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам Ибн Къудама,
имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и шейх 'Абдуль-Къадир аль-
Арнаут.
Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан.
См. "Фатхуль-Бари" 3/364.
Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения, допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты.
Более того в хадисе Ибн 'Умара сказано: "Пророк ﷺ вменил Фитр рабу и
свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман". аль-
Бухари 1503.
Под словом "малый" подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.
Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят - это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.
Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха,
и он не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: "
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Аллах не
возлагает на душу то, что ей не под силу".
(аль-Бакъара 2: 286)
. А Пророк ﷺ
говорил: "Из того, что я вам повелел, делайте то, что вам под силу!". аль-
Бухари 1/234.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: "Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет
возможности, не обязан выплачивать Фитр".
См. "аль-Маджму'" 6/113.
Вернуться в содержание
193.
Мудрость закята аль-Фитр
Всевышний Аллах вменил общине Мухаммада ﷺ закят аль-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобы он послужил искуплением упущений, допущенных во время поста. Ибн 'Аббас рассказывал:
"Пророк ﷺ обязывал выплачивать закят аль-Фитр как очищение для постящегося
человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни
уплатил его до праздничной молитвы - это приемлемый закят, а кто выплатил его
после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня".
Абу
Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам
аль-Хаким, аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани.
Уаки' ибн аль-Джаррах говорил: "Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен
саджда сахуа в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста так же, как
саджда сахуа искупляет недостатки в намазе".
См. "аль-Маджму'" 6/321.
Что же касается хадиса: "Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр" ад-Дайлями и Ибн
Шахин, то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи,
хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.
Шейх аль-Альбани сказал: "Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых
говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается".
См. "ас-Сильсиля ад- да'ифа" 1/118.
Вернуться в содержание
194.
Кому дается закят аль-Фитр?
Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется так же, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране:
"Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто
занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят
склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на
пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину,
Аллах - Знающий, Мудрый".
(ат-Тауба 9: 60).
Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн 'Аббаса, который сказал: "Пророк ﷺ предписывал
закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и
как пропитание для неимущих".
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Не дозволено давать закят аль-Фитр
кроме как нуждающимся".
См. "Маджмууль-фатауа", "Ихтияратуль-фикъхия" 102.
То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие исследователи.
См. "Задуль-ма'ад" и "Сайлюль-джарар" 2/86.
Разрешается давать одному бедняку несколько Фитров или же распределить один Фитр среди нескольких бедняков. Так говорили Малик, Ахмад, а также шейхуль-Ислам. Однако следует предупредить бедняка, которому отдана часть
Фитра, что он получил меньше одного са', поскольку он может отдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя.
См. "Шархуль-Мумти'" 6/179.
Дозволено одному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са',
однако нельзя выплачивать меньше, чем один са', в чем нет разногласий.
См.
"Маджму'уль-фатауа" 25/70.
Спросили ученых Постоянного комитета: "Можно ли выплачивать закят аль-
Фитр тем, кто попрошайничает на рынках, тогда как мы не знаем их истинного положения?" Они ответили: "Фитр следует выплачивать бедным мусульманам,
даже если они являются грешниками, но не вышедшими из Ислама. Следует
смотреть на внешнее состояние бедняка, даже если он на самом деле окажется
богатым. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если
человек после выплаты своего закята узнал, что он попал в руки состоятельного
человека, то это не повредит его закяту".
См. "Фатауа аль-Ляджна" № 3055.
Вернуться в содержание
195.
Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город?
Не следует отправлять Фитр в другой город, кроме как при необходимости,
что может заключаться в отсутствии в своем городе бедняков или же большая нужда в Фитре в другом городе. Мусульманин должен выплачивать свой Фитр в
Уаки' ибн аль-Джаррах говорил: "Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен
саджда сахуа в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста так же, как
саджда сахуа искупляет недостатки в намазе".
См. "аль-Маджму'" 6/321.
Что же касается хадиса: "Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр" ад-Дайлями и Ибн
Шахин, то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи,
хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.
Шейх аль-Альбани сказал: "Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых
говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается".
См. "ас-Сильсиля ад- да'ифа" 1/118.
Вернуться в содержание
194.
Кому дается закят аль-Фитр?
Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется так же, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране:
"Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто
занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят
склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на
пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину,
Аллах - Знающий, Мудрый".
(ат-Тауба 9: 60).
Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн 'Аббаса, который сказал: "Пророк ﷺ предписывал
закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и
как пропитание для неимущих".
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Не дозволено давать закят аль-Фитр
кроме как нуждающимся".
См. "Маджмууль-фатауа", "Ихтияратуль-фикъхия" 102.
То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие исследователи.
См. "Задуль-ма'ад" и "Сайлюль-джарар" 2/86.
Разрешается давать одному бедняку несколько Фитров или же распределить один Фитр среди нескольких бедняков. Так говорили Малик, Ахмад, а также шейхуль-Ислам. Однако следует предупредить бедняка, которому отдана часть
Фитра, что он получил меньше одного са', поскольку он может отдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя.
См. "Шархуль-Мумти'" 6/179.
Дозволено одному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са',
однако нельзя выплачивать меньше, чем один са', в чем нет разногласий.
См.
"Маджму'уль-фатауа" 25/70.
Спросили ученых Постоянного комитета: "Можно ли выплачивать закят аль-
Фитр тем, кто попрошайничает на рынках, тогда как мы не знаем их истинного положения?" Они ответили: "Фитр следует выплачивать бедным мусульманам,
даже если они являются грешниками, но не вышедшими из Ислама. Следует
смотреть на внешнее состояние бедняка, даже если он на самом деле окажется
богатым. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если
человек после выплаты своего закята узнал, что он попал в руки состоятельного
человека, то это не повредит его закяту".
См. "Фатауа аль-Ляджна" № 3055.
Вернуться в содержание
195.
Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город?
Не следует отправлять Фитр в другой город, кроме как при необходимости,
что может заключаться в отсутствии в своем городе бедняков или же большая нужда в Фитре в другом городе. Мусульманин должен выплачивать свой Фитр в
той местности, где его застал конец месяца Рамадан. На это указывали многие ученые. Спросили имама Малика о человеке, который проживает в одной из стран Африки, однако который в день разговения находился в Египте: "Где он должен выплачивать закят аль-Фитр?" Малик ответил: "Следует выплачивать
Фитр там, где он находится. Но если его семья (проживающая на его родине)
выплатит Фитр за него, то ему это засчитывается".
См. "аль-Мудауина" 1/337.
Имам Ибн Къудама сказал: "Что касается закята аль-Фитр, то его следует
выплачивать в том городе, в котором пребывает тот, кому он стал обязательным,
независимо от того, проживает он в этом городе или нет".
См. "аль-Мугъни" 2/590.
Шейх Ибн Баз сказал: "Сунной является давать Фитр беднякам своей
местности и не направлять Фитр в другой город".
См. "Маджму'у фатауа уа макъалят".
Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "Дозволено ли отправлять в другой город закят аль-Фитр?" Он ответил: "Если в городе человека, который хочет отправить
свой Фитр, нет неимущих (мусульман), то нет в этом проблем. Однако если в
этом нет надобности и в его городе есть те, кому можно дать Фитр, то нельзя
отправлять Фитр в другой город, на что указали некоторые ученые".
См. "Фатауа
Ибн 'Усаймин" 18/318.
Вернуться в содержание
196.
Кому запрещено давать закят аль-Фитр
Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего в обязательных предписаниях выплаты закята. Посланник Аллаха ﷺ, отправ-ляя
Му'аза в Йемен призывать людей к Исламу, сказал ему: "И если они
подчинятся тебе в этом (т.е. в единобожии и в совершении молитв), то
дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в
пользу их бедных". аль-Бухари 3/225, Муслим 19.
Имам ан-Науауи говорил: "Мы считаем, что не дозволено давать Фитр
неверному, однако дозволил это Абу Ханифа".
См. "аль-Маджму'" 6/142.
Хасан аль-Басри говорил: "Нет для неверных, проживающих на землях
мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако
если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню".
Абу 'Убайд
1/236.
Что же касается сообщения, что Абу Майсара собирал закят аль-Фитр и распределял его среди монахов, то оно является недостоверным.
См. "Тамамуль- минна" 389.
Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать,
а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: "Не давай закят никому из
числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!".
См. "аль-
Мудауина" 1/344.
Имам аш-Шафи'и сказал: "Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке,
ни бабушке!"
См. "аль-Умм" 2/87.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, не было разногласий среди ученых.
См. "аль-Иджма'" 32.
Однако жена может выплатить мужу закят, поскольку она не обязана его содержать.
Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек не обязан содержать лучше, как сказал шейх Ибн 'Усаймин.
Также закят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не дозволена милостыня (садакъа)
для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!".
Абу Дауд
2/234, Ибн аль-Джаруд 363. Имам Абу 'Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Фитр там, где он находится. Но если его семья (проживающая на его родине)
выплатит Фитр за него, то ему это засчитывается".
См. "аль-Мудауина" 1/337.
Имам Ибн Къудама сказал: "Что касается закята аль-Фитр, то его следует
выплачивать в том городе, в котором пребывает тот, кому он стал обязательным,
независимо от того, проживает он в этом городе или нет".
См. "аль-Мугъни" 2/590.
Шейх Ибн Баз сказал: "Сунной является давать Фитр беднякам своей
местности и не направлять Фитр в другой город".
См. "Маджму'у фатауа уа макъалят".
Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "Дозволено ли отправлять в другой город закят аль-Фитр?" Он ответил: "Если в городе человека, который хочет отправить
свой Фитр, нет неимущих (мусульман), то нет в этом проблем. Однако если в
этом нет надобности и в его городе есть те, кому можно дать Фитр, то нельзя
отправлять Фитр в другой город, на что указали некоторые ученые".
См. "Фатауа
Ибн 'Усаймин" 18/318.
Вернуться в содержание
196.
Кому запрещено давать закят аль-Фитр
Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего в обязательных предписаниях выплаты закята. Посланник Аллаха ﷺ, отправ-ляя
Му'аза в Йемен призывать людей к Исламу, сказал ему: "И если они
подчинятся тебе в этом (т.е. в единобожии и в совершении молитв), то
дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в
пользу их бедных". аль-Бухари 3/225, Муслим 19.
Имам ан-Науауи говорил: "Мы считаем, что не дозволено давать Фитр
неверному, однако дозволил это Абу Ханифа".
См. "аль-Маджму'" 6/142.
Хасан аль-Басри говорил: "Нет для неверных, проживающих на землях
мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако
если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню".
Абу 'Убайд
1/236.
Что же касается сообщения, что Абу Майсара собирал закят аль-Фитр и распределял его среди монахов, то оно является недостоверным.
См. "Тамамуль- минна" 389.
Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать,
а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: "Не давай закят никому из
числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать!".
См. "аль-
Мудауина" 1/344.
Имам аш-Шафи'и сказал: "Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке,
ни бабушке!"
См. "аль-Умм" 2/87.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, не было разногласий среди ученых.
См. "аль-Иджма'" 32.
Однако жена может выплатить мужу закят, поскольку она не обязана его содержать.
Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек не обязан содержать лучше, как сказал шейх Ибн 'Усаймин.
Также закят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не дозволена милостыня (садакъа)
для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!".
Абу Дауд
2/234, Ибн аль-Джаруд 363. Имам Абу 'Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам Ибн Къудама сказал: "Не дается богатому пожертвование,
предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди
ученых".
См. "аль-Мугъни" 2/522.
Вернуться в содержание
197.
Размер закята аль-Фитр
Со слов Ибн 'Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Давайте
закят аль-Фитр в виде одного са' еды".
Абу Ну'айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. "Сахих аль-джами'" 282.
Закят аль-Фитр следует давать в виде одного са' продуктов питания. Один са'
равен четырем муддам, а один мудд - это то, что помещается в две соединенные ладони.
См. "Маусу'атуль-фикъхия" 3/163.
Объем одного са' приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал это шейх Ибн Баз. В зависимости от разновидности продуктов его вес может быть различным. Так, напри-мер, объем ячменя в один са', будет весить меньше, чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са' может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са', следует определить объем продуктов, равный весу пшеницы в 2,040 кг, о чем говорил шейх Ибн 'Усаймин в "Шархуль-мумти'".
Вернуться в содержание
198.
Чем следует выплачивать закят аль-Фитр
Абу Са'ид аль-Худри сказал: "Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са' еды
или одним са' ячменя, или фиников, или творога, или изюма". аль-Бухари 1506.
Ученные высказывали различные мнения относительно толкования слова "та'ам" (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом "еда"
подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово "та'ам" в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са'ида,
который сказал: "При жизни Посланника Аллаха ﷺ мы выплачивали Фитр одним
са' продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным
творогом и финиками". аль-Бухари 1510.
Ашхаб рассказывал: "Я слышал, как имам Малик сказал: "Не выплачивается
ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют
люди"".
См. "аль-Истизкар" 9/263.
Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр говорил: "Учитывать пропитание, являющееся
основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена".
См.
"ат-Тамхид" 7/127.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Пророк ﷺ обязал выплачи-вать закят
аль-Фитр одним са' фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием
жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие
продукты, то Пророк ﷺ не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не
использовали".
См. "Маджму'уль-фатауа" 25/68.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: "Те, продукты, что упоминаются в хадисах,
были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей
какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать
Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие
продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты, а, например, мясо
или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни
было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным".
См.
"И'лямуль-мууаккъи'ин" 3/12.
Шейх Ибн 'Усаймин говорил: "Если сыпучие продукты не являются
продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот их едой является,
например, мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать
Фитр мясом, что является правильным".
См. "Шархуль-мумти'" 6/182.
Что касается хадиса от Абу Са'ида, что они выплачивали Фитр одним са' муки,
то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие.
См. "Ируауль- гъалиль" 848
. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: "Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад".
См.
"аль-Мугъни" 2/357.
Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн
Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн 'Усаймин.
Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Дозволено также выплачивать Фитр и
макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной
местности".
См. "Шархуль-мумти'" 6/191.
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис,
пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.
Вернуться в содержание
199.
Чем не следует и нельзя выплачивать закят аль-Фитр
Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: "Что касается хлеба и
приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует
траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как
хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже
если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить".
См.
"И'лямуль-муаккъи'ин" 3/18.
Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.
Всевышний Аллах сказал: "Никогда не достигните вы благочестия, пока
не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали -
Аллах про это знает".
(Али 'Имран 3:, 92).
Вернуться в содержание
200.
Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?
Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению Посланника Аллаха ﷺ,
велевшего выплачивать Фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами. Имам ан-Науауи сказал: "Большинство
факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа.
Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, 'Умара
ибн 'Абдуль-'Азиза и Суфьяна ас-Саури".
См. "Шарх сахих Муслим" 7/60.
Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са'ида: "При жизни Посланника Аллаха
ﷺ мы выплачивали фитр одним са' еды, а питались мы в то время ячменем,
изюмом, сушеным творогом и финиками", сказал: "В этом хадисе доказательство