Файл: Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всевышний Аллах выделил пост из всех благодеяний по той причине, что в отличие от намаза, милостыни, хаджа и джихада, в посте меньше всего присутствует показуха.
См. "Фатхуль-Бари" 4/107.
Хафиз Ибн 'Абдуль-Барр говорил: "Достаточно слов Всевышнего: "Пост для
меня", чтобы указать на достоинство поста и его преимущества над прочими
поклонениями!".
См. "Маджалису шахри Рамадан" 15.
Сообщается со слов Сахля, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, есть
в Раю врата, называемые "ар-Райян", через которые в День
воскрешенья будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата
никто, кроме них. Будет сказано: "Где соблюдавшие пост?" - и они
выйдут вперед, и кроме них не пройдет через эти врата никто. Когда же
они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не
войдет". аль-Бухари 1896, Муслим 1152.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Пост - это щит, с помощью которого раб
Аллаха уберегается от Огня". ат-Табарани в "Кабире". Хадис хороший. См. "Сахих аль- джами'" 3867.
Посланник Аллаха ﷺ также сказал: "Тот, кто умер соблюдая пост, войдет
в Рай". аль-Баззар. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. "Сахих аль- джами'" 6224.
Посланник Аллаха ﷺ также сказал: "Пост и Коран заступаются за раба
Аллаха в Судный день. Пост говорит: "Господь мой! Я лишил его пищи и
питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!" А Коран
говорит: "Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне
заступиться за него!" - и их заступничества удовлетворяется".
Ахмад 2/174.
Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. "Сахих ат-таргъиб" 973.
Вернуться в содержание
2.
Духовная сторона поста и поведение постящегося
Всевышний Аллах повелел поститься общине Мухаммада ﷺ, сказав: "О те,
которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был
предписан тем, кто был до вас - быть может, вы станете
богобоязненными".
(аль-Бакъара 2: 183).
Всемогущий и Премудрый Аллах когда повелевает или предписывает Своим рабам, какое-либо законоположение, то обычно только упоминает повеление, не разъясняя его мудрость, потому что общая мудрость Аллаха в том что, возлагая обязанность на Своих рабов, Он испытывает их, и выявляет тех, кто будет повиноваться Ему и тех, кто не будет повиноваться Ему. Однако в этом аяте
Аллах упоминает нечто, не часто встречаемое в благородном Коране, которое заключается в том, что Он разъясняет причину повеления поститься, сказав:
"быть может, вы станете богобоязненными
".
Что же такое "богобоязненность" (ат-такъуа)? Талькъ ибн Хабиб сказал:
"Когда возникает смута (фитна), гасят ее с помощью богобоязненности". Его спросили: "А что такое богобоязненность?" Он ответил: "Богобоязненность - это
покорность Аллаху, на основании света исходящего от Аллаха, в надежде на
награду от Аллаха. Богобоязненность - это оставление непокорности Аллаху, на
основе света от Аллаха, и из страха перед наказанием Аллаха".
Ибн аль-Мубарак
1343, Ибн Аби Шайба 30356.
Са'ид ибн Джубайр говорил: "Поистине, страх перед Аллахом - это то, что
становится между тобой и грехами, это и есть истинный страх. Поминание Аллаха
(зикр) является повиновением Аллаху, и тот, кто повинуется Аллаху, тот
поминает Аллаха. Что же касается того, кто не повинуется Аллаху, тот не
является поминающим Аллаха, даже если он часто прославляет Его и много
читает Коран!".
Абу Ну'айм в "аль-Хилия" 4/276.
Наш Пророк ﷺ разъяснил божественную мудрость в предписании поста,
сказав: "Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и
поступать по лжи, оставил свою еду и питье". аль-Бухари 1903.
Имам Абу Бакр ибн аль-'Араби сказал: "Тот, кто совершил то, что сказано в
этом хадисе, не будет вознагражден за свой пост!".
См. "Фатхуль-Бари" 4/117.
Из этого хадиса следует, что если постящийся не перестает совершать грехи,
лгать и сквернословить, то Аллах не обращает внимания на отказ человека от еды, питья и близости с женой. Что же касается нужды Аллаха в прямом смысле слова, то Аллах Богат и абсолютно ни в чем не нуждается.
См. "Итхафуль-Кирам" 187.
Мудрость в повелении поститься не только в том, что бы верующие отстранялись от приятных, дозволенных и благих вещей, хотя это обязательно для постящегося человека, но это не единственная требуемая вещь, которая заложена в посте. Всевышний Аллах завершает Свое повеление поститься,
высказыванием: "быть может, вы станете богобоязненными". Это означает,
что мудрость предписания поста в том, что мусульманин должен увеличить поклонение Аллаху Всевышнему, во время поста, стать более покорным, чем был до этого и оставить все дурное.
Человек, соблюдающий пост и не оставивший все дурное в месяц Рамадан,
подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха ﷺ говорил:
"Может случиться так, что постящемуся ничего не достанется от его
поста, кроме голода".
Ибн Маджах 1690. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-
Альбани.
Это означает, что Аллах не подразумевал, возложив обязанность поститься,
которая заключается в отказе в течение определенного времени, известного всем, что люди должны только воздерживаться от еды и питья и супружеской близости. Они должны также воздерживаться от того, что Аллах, Всемогущий и
Славный, запретил из грехов и деяний непокорности Ему, и среди этого - ложь в словах и делах.
Таким образом, нам становится ясно, что пост - это не только воздержание от пищи и питья, но также и отказ от таких запретных дел, как: злословие, сплетни,
лжесвидетельство, ложь и другие запретные вещи, которые всем известны. От
Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Пост - это не
просто воздержание от еды и питья. Поистине, пост - это воздержание от
пустословия и сквернословия!".
Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб" 1082.
Каждый мусульманин обязан знать, что деяния, нарушающие пост - это не только физические действия, известные всем, как принятие пищи, питья и совокупление. Пост состоит не только в том, что бы воздерживаться от этого.
Поэтому некоторые из ученых разделяют вещи, которые нарушают пост на две категории. Многие проповедники, увещевающие людей во время Рамадана,
говоря о вещах, нарушающих пост, упоминают только о правовых нормах, как еда, питье и половой акт. Но они должны уделять основное внимание также и второй категории вещей, нарушающих пост.
Что касается того, кто ограничивает свой пост только воздержанием от еды,
питья и половой близости, продолжая упорствовать в дурном поведении, которое было присуще ему до Рамадана, то это - не пост, который требуется в соответствии с мудрым смыслом законоположения этого благородного месяца, на который наш Всемогущий Господь указывает в Своем высказывании: "быть
может, вы станете богобоязненными".
Поэтому мы советуем и напоминаем нашим братьям, мусульманам, чтобы они помнили о другой категории вещей, нематериальных, которые обесценивают пост, и это - то, о чем редко говорят проповедники и люди, стремящиеся
направить людей к правильному пути. Не говоря уже о простых людях, которые даже не знают об этой категории вещей, нарушающих пост.
Каждому мусульманину следует помнить многочисленные наставления
Пророка ﷺ касающиеся бед языка, и лучше молчать, чем произносить то, в чем заключается вред или нет пользы и необходимости, тем более в этот великий месяц. Со слов Му'аза ибн Джабаля передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Поистине, ты не перестанешь находиться в благополучии, пока будешь
молчать. Если же ты начнешь говорить, то это будет за тебя или против
тебя". ат-Табарни в "аль-Кабир" 2/73. Хадис достоверный.
Постящемуся в этот славный месяц следует проявлять больше усердия в поклонении и послушании Аллаху; сносить обиды, чинимые людьми, не ссориться и не повышать голос. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: "Я соблюдаю пост", как сказано об этом в хадисе: "Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в
день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору,
пусть скажет: "Поистине, я пощусь"". аль-Бухари 1904, Муслим 1151.
Также следует стараться отстранятся от грехов, в том числе и потуплять свой взор, не смотря на запретное. Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Глаза троих, в
Судный день не увидят Огня: Глаза, плакавшие из страха перед Аллахом;
глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые
потуплялись при виде запрещенного Аллахом".
Ибн 'Асакир в "ат-Тарих" 1/297.
Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 2673.
От Ибн Мас'уда сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине,
пост - это амана (отданное на хранение), так пусть же каждый из вас
оберегает то, что ему доверили!". аль-Хараиты в "Макаримуль-ахлякъ". Хафиз аль-'Иракъи назвал иснад хадиса хорошим. См. "Тахридж аль-Ихъя" 1/354.
Вернуться в содержание
3.
Ценности поста | Ибн аль-Къаййим
"Я приказываю вам совершать пост. Постящийся, похож на человека
в толпе. С ним сверток, в котором лежит миск, его распространяющий
запах нравится как ему самому, так и другим. Запах постящегося лучше
перед Всевышним, чем аромат этого миска".
Пророк ﷺ сравнил постящегося с человеком в кармане, которого сверток ароматного, невидимого глазу постороннего, миска. Точно так же тот, кто держит пост, никто не видит этого дела и не чувствует. Истинный постящийся это тот,
кто контролирует свои органы от совершения греха, язык - от лжи,
непристойностей и чепухи, живот - от еды и питья, половые органы от совокупления. Он не говорит и не делает того, что испортить пост.
От него исходят только праведные слова и действия, которые уподоблены приятному запаху носителя свертка миска. Общающийся с постящимся получает пользу, он обезопасивший от пустословия, лжи, распутства и несправедливости.
Это является постом в полном смысле этого слова, а не простое воздержание от еды и питья.
В достоверном хадисе сказано: "Если (во время поста) человек не
прекратит лгать и действовать по лжи, то Аллаху не нужно, чтобы он
отказывался от еды и питья".
(Ахмад 2/452, 505, Бухари 2/99, 100 и 10/394)
, в другом хадисе сказано, что "вполне возможно доля его от поста будет всего
лишь голод и жажда".
(Ахмад 2/373. Шейх Албании привел его в своем сборнике достоверных хадисов под номером 3484)
То есть, пост для органов тела - это воздержание от совершения греха, а для живота - от питья и еды. Еда и питье прерывают и нарушают пост, а
Каждому мусульманину следует помнить многочисленные наставления
Пророка ﷺ касающиеся бед языка, и лучше молчать, чем произносить то, в чем заключается вред или нет пользы и необходимости, тем более в этот великий месяц. Со слов Му'аза ибн Джабаля передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Поистине, ты не перестанешь находиться в благополучии, пока будешь
молчать. Если же ты начнешь говорить, то это будет за тебя или против
тебя". ат-Табарни в "аль-Кабир" 2/73. Хадис достоверный.
Постящемуся в этот славный месяц следует проявлять больше усердия в поклонении и послушании Аллаху; сносить обиды, чинимые людьми, не ссориться и не повышать голос. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: "Я соблюдаю пост", как сказано об этом в хадисе: "Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в
день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору,
пусть скажет: "Поистине, я пощусь"". аль-Бухари 1904, Муслим 1151.
Также следует стараться отстранятся от грехов, в том числе и потуплять свой взор, не смотря на запретное. Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Глаза троих, в
Судный день не увидят Огня: Глаза, плакавшие из страха перед Аллахом;
глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые
потуплялись при виде запрещенного Аллахом".
Ибн 'Асакир в "ат-Тарих" 1/297.
Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 2673.
От Ибн Мас'уда сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине,
пост - это амана (отданное на хранение), так пусть же каждый из вас
оберегает то, что ему доверили!". аль-Хараиты в "Макаримуль-ахлякъ". Хафиз аль-'Иракъи назвал иснад хадиса хорошим. См. "Тахридж аль-Ихъя" 1/354.
Вернуться в содержание
3.
Ценности поста | Ибн аль-Къаййим
"Я приказываю вам совершать пост. Постящийся, похож на человека
в толпе. С ним сверток, в котором лежит миск, его распространяющий
запах нравится как ему самому, так и другим. Запах постящегося лучше
перед Всевышним, чем аромат этого миска".
Пророк ﷺ сравнил постящегося с человеком в кармане, которого сверток ароматного, невидимого глазу постороннего, миска. Точно так же тот, кто держит пост, никто не видит этого дела и не чувствует. Истинный постящийся это тот,
кто контролирует свои органы от совершения греха, язык - от лжи,
непристойностей и чепухи, живот - от еды и питья, половые органы от совокупления. Он не говорит и не делает того, что испортить пост.
От него исходят только праведные слова и действия, которые уподоблены приятному запаху носителя свертка миска. Общающийся с постящимся получает пользу, он обезопасивший от пустословия, лжи, распутства и несправедливости.
Это является постом в полном смысле этого слова, а не простое воздержание от еды и питья.
В достоверном хадисе сказано: "Если (во время поста) человек не
прекратит лгать и действовать по лжи, то Аллаху не нужно, чтобы он
отказывался от еды и питья".
(Ахмад 2/452, 505, Бухари 2/99, 100 и 10/394)
, в другом хадисе сказано, что "вполне возможно доля его от поста будет всего
лишь голод и жажда".
(Ахмад 2/373. Шейх Албании привел его в своем сборнике достоверных хадисов под номером 3484)
То есть, пост для органов тела - это воздержание от совершения греха, а для живота - от питья и еды. Еда и питье прерывают и нарушают пост, а
совершенные грехи уменьшают награду за него и губят его плоды, сводят на нет это дело.
Существуют разногласия ученых насчет запаха изо рта постящегося, имеется ли в виду этот дольный мир или же подразумевается будущий.
Уважаемый шейх Абу Мухаммад Изид-Дин ибн Абдес-Салам склонялся к мнению о том, что это касается только этого мира, и он написал насчет этого свое исследование. Шейх Абу Амр считал, что это касается обоих миров, и написал книгу для опровержения первого мнения. Абу Амр опирался на доказательства Абу Хатима ибн Хиббана, в "Сборнике достоверных хадисов",
которого есть глава: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося милее для
Аллаха нежели запах миска". В ней приводится хадис от Амаша от Абу Салиха от
Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: "Все дела сына Адама (делается для)
него же, кроме поста. Поистине, он ради Меня, и Я воздам за него. А
неприятный запах изо рта постящегося будет милее для Аллаха, нежели
аромат мускуса".
Следующая глава называется: "Объяснение того, что запах изо рта
постящегося в День Суда милее для Аллаха нежели запах миска". В ней приведен хадис от Джурейджа от Ата от Абу Салиха аз-Зайата то, что он слышал как
Пророк ﷺ: "Великий и Могучий Аллах сказал: "Все дела сына Адама
(делается для) него же. Кроме поста, ибо пост - для Меня, и Я
вознаграждаю за него". А неприятный запах изо рта постящегося в День
Суда для Аллаха приятнее, чем аромат мускуса. И постящийся
испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим
Господом".
(Бухари 10/310, Муслим 1151)
После этого в главе: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося в этом
мире иногда бывает лучше аромата миска" и привел хадис Шугбы от Сулеймана от Закуана от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: "Всякое (благое) дело сына
Адама умножится, (а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет
десятикратным, (но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах
Всевышний сказал: "За исключением поста, ибо, поистине, пост
(совершается) ради Меня, и Я воздам за него, (так как человек)
отказывается от еды и от питья ради Меня и Я вознагражу его!
Постящегося ждут две радости: одна при разговений его, а другая - при
встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося милее
для Аллаха, чем благоухание мускуса!"
(Муслим 1151).
Шейх Абу Мухаммад аргументирует свое мнение хадисом, в котором приятность запаха изо рта постящегося упомянут в контексте о Судном Дне.
Мне остается добавить, что есть еще одно доказательство правильности его слов хадис, приводимый в обоих достоверных сборниках: "Клянусь Тем, в Чьей
длани душа моя, любой кто получит ранение на пути Аллаха,
обязательно явится в День воскресения со своей кровоточащей раной,
которая будет цвета крови, а аромат (ее) будет ароматом мускуса".
(Бухари
6/15, Муслим 1876).
Ибн Аббас говорил: "Доброе дело придает лицу (человека), лучезарность,
дает сердцу свет, телу - силу, увеличивает пропитание и внушает творениям
любовь к нему. Плохое же дело очерняет лицо, затемняет сердце, придает телу
слабость, уменьшает пропитание и вызывает ненависть творений (по отношению
к человеку)".
Усман ибн Аффан говорил: "Все что бы ни делал человек, Аллах дает ему
соответствующее одеяние. Если дело благое - хорошее, если нет - то плохое".
Общеизвестный факт, для проницательных людей и для простых, что от благочестивых богобоязненных людей исходит приятный, терпкий аромат.
Благоухание духа пропитывает их тело и одежду. У людей грешных все наоборот.
Духовно больной, то есть человек, у которого загрязнено сердце, ни того, ни
Существуют разногласия ученых насчет запаха изо рта постящегося, имеется ли в виду этот дольный мир или же подразумевается будущий.
Уважаемый шейх Абу Мухаммад Изид-Дин ибн Абдес-Салам склонялся к мнению о том, что это касается только этого мира, и он написал насчет этого свое исследование. Шейх Абу Амр считал, что это касается обоих миров, и написал книгу для опровержения первого мнения. Абу Амр опирался на доказательства Абу Хатима ибн Хиббана, в "Сборнике достоверных хадисов",
которого есть глава: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося милее для
Аллаха нежели запах миска". В ней приводится хадис от Амаша от Абу Салиха от
Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: "Все дела сына Адама (делается для)
него же, кроме поста. Поистине, он ради Меня, и Я воздам за него. А
неприятный запах изо рта постящегося будет милее для Аллаха, нежели
аромат мускуса".
Следующая глава называется: "Объяснение того, что запах изо рта
постящегося в День Суда милее для Аллаха нежели запах миска". В ней приведен хадис от Джурейджа от Ата от Абу Салиха аз-Зайата то, что он слышал как
Пророк ﷺ: "Великий и Могучий Аллах сказал: "Все дела сына Адама
(делается для) него же. Кроме поста, ибо пост - для Меня, и Я
вознаграждаю за него". А неприятный запах изо рта постящегося в День
Суда для Аллаха приятнее, чем аромат мускуса. И постящийся
испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим
Господом".
(Бухари 10/310, Муслим 1151)
После этого в главе: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося в этом
мире иногда бывает лучше аромата миска" и привел хадис Шугбы от Сулеймана от Закуана от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: "Всякое (благое) дело сына
Адама умножится, (а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет
десятикратным, (но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах
Всевышний сказал: "За исключением поста, ибо, поистине, пост
(совершается) ради Меня, и Я воздам за него, (так как человек)
отказывается от еды и от питья ради Меня и Я вознагражу его!
Постящегося ждут две радости: одна при разговений его, а другая - при
встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося милее
для Аллаха, чем благоухание мускуса!"
(Муслим 1151).
Шейх Абу Мухаммад аргументирует свое мнение хадисом, в котором приятность запаха изо рта постящегося упомянут в контексте о Судном Дне.
Мне остается добавить, что есть еще одно доказательство правильности его слов хадис, приводимый в обоих достоверных сборниках: "Клянусь Тем, в Чьей
длани душа моя, любой кто получит ранение на пути Аллаха,
обязательно явится в День воскресения со своей кровоточащей раной,
которая будет цвета крови, а аромат (ее) будет ароматом мускуса".
(Бухари
6/15, Муслим 1876).
Ибн Аббас говорил: "Доброе дело придает лицу (человека), лучезарность,
дает сердцу свет, телу - силу, увеличивает пропитание и внушает творениям
любовь к нему. Плохое же дело очерняет лицо, затемняет сердце, придает телу
слабость, уменьшает пропитание и вызывает ненависть творений (по отношению
к человеку)".
Усман ибн Аффан говорил: "Все что бы ни делал человек, Аллах дает ему
соответствующее одеяние. Если дело благое - хорошее, если нет - то плохое".
Общеизвестный факт, для проницательных людей и для простых, что от благочестивых богобоязненных людей исходит приятный, терпкий аромат.
Благоухание духа пропитывает их тело и одежду. У людей грешных все наоборот.
Духовно больной, то есть человек, у которого загрязнено сердце, ни того, ни