Файл: Содержание введение Глава. 1 Понятие и виды форм (источников) права Глава Основные источники права и виды нормативно правовых актов Глава Действие нормативно правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Заключение Список литературы Введение.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подзаконные нормативные правовые акты, которые составляют как бы главный "становой хребет" всей системы источников российского права5.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепляет определенные принципы системы источников права, позволяющие проводить в жизнь основополагающие положения демократического и правового государства и избежать, а зачастую прямо отвергнуть те искажения или "умолчания", которые в прошлом приводили к лицемерным нарушениям прав человека и демократического устройства государства. Ни правовых началах
Первым и главным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции (ст. 2) прав и свобод человека как высшей ценности, а защиты прав человека и гражданина как обязанности государства.
Именно права чернена «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции России). Такая характеристика дана в Конституции для того, чтобы любой закон и любой иной акт государственной власти мог считаться правомерным только при условии соблюдения ими прав человека .
2. Второй фундаментальный принцип системы источников современного российского права состоит в закреплении за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции). При этом все законы или иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно. Однако его соблюдение обусловлено применительно к федеративному устройству России двумя главными положениями:
а) разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71-73 Конституции);
б) прямым закреплением верховенства федеральных конституционных и федеральных законов только по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов и их приоритета над законами субъектов Федерации (ст. 76 Конституции). Наряду с этим закреплено положение о приоритете законов субъектов Федерации, принятых по предметам их собственного ведения (ч. 6 ст. 76).
3. Наконец, впервые в Конституции России закреплено, что законы Российской Федерации уступают свой приоритет нормам международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции). Такого положения не было закреплено ни в одной советской Конституций.
Таким образом, вопрос о верховенстве законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами и общего принципа приоритета международного права над правом внутригосударственным.
Из Числа известных истории права и юридической практике современных государств источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права – нормативно правовые акты государственных органов , а так же акты, принимаемые в порядке всенародного голосования (референдума) либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.
Кроме нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют определенное нормоустановительное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.
Однако главную роль в системе источников российского права играют именно нормативные правовые акты. Этим система российского права отличается от правовых систем общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативных актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII-XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличаются от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.
Подобно многим другим современным государствам к основным видамнормативных актов в современной России относятся Конституция Российской Федерации, законы как акты высшей, верховной законодательной власти в государстве, указы главы государства - Президента России, а также подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти, имеющие свои разновидности: постановления Правительства как акты "верховного управления", обязательные к исполнению в Российской Федерации; акты федеральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб и пр., являющиеся актами органов "подчиненного управления».
Однако система нормативных правовых актов в Российской Федерации не исчерпывается федеральным уровнем. Свои подсистемы этих актов в соответствии с Конституцией России создаются в субъектах Федерации: конституция и законодательство - в республиках; уставы и законодательство - в других субъектах Федерации (ч. 2 ст. 5). л
Наконец, есть и третья самостоятельная подсистема нормативных правовых актов в Российской Федерации - акты местного самоуправления. Самостоятельность данной подсистемы актов обусловливается и тем, что местное самоуправление, согласно Конституции России, не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях, чтобы обеспечить, самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Население на местах самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ст. 130, 131 Конституции). Органы местного самоуправления принимают правовые акты, имеющие общеобязательное значение в пределах прав этих органов.
Выделение самостоятельных подсистем нормативных правовых актов - федеральной, субъектов Федерации и местного самоуправления - при сохранении единых основ обеспечивает подлинную самостоятельность субъектов Федерации и местного самоуправления в издании нормативных правовых актов в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российском Федерации и определяемых также в некоторых случаях в договорном порядке (о договорах - см. далее).
Каждая из названных подсистем нормативных правовых актом взаимосвязана с двумя другими установлением пределов и юридической силы федерального, республиканского и регионального, местного правового регулирования. Вместе с тем каждая подсистема названных актов имеет свои задачи и особенности в обеспечении полноты, рациональности и скоординированности нормативного правового регулирования в масштабах всей страны - Российской Федерации.
Федеральная система нормативных правовых актов состоит из следующих звеньев. 1. Конституция Российской Федерации. Она является высшим нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ейдолжны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).
Особенность действующей Конституции заключается также в том, что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.
Основные положения Конституции (гл. 1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой Конституции, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесений на всенародное голосование (ст. 135).
Поправки к другим главам Конституции тоже принимаются в особом порядке (ст. 136).
Конституция устанавливает основы конституционного строя права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а так же
систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение - обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.
А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. Именно эти цели обусловливают верховенство, высшую юридическую силу прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
2. Законы Российской Федерации. Они тоже имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношении ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71-72 Конституции). Они также имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации,принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции).
В случае противоречия между федеральным законом, изданными в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). Это положение о приоритете федеральных законов обеспечивает единство основ правового регулирования в России.
Законы Российской Федерации различаются на федеральные конституционные и федеральные.
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции). Иначе говоря, последние обладают более высокой юридической силой.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся законы: о референдуме (п. "в" ст. 84); о режиме военного и введении чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 87 и ст. 88); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации ( ч. 2 ст. 114)и другие законы.
Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятый конституционный закон подлежит подписанию Президентом и не может им быть отклонен.
В Российской Федерации закон должен обладать признаками присущими конституционному строю. Этот признак состоит в следующем. Законы принимаются только органами народного представительства или непосредственно народным голосованием.
Принятые в установленном порядке федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции). Они не должны противоречить федеральной Конституции, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не при меняются (ч. 3 ст. 15 Конституции).
Вместе с тем законы Российской Федерации могут издаваться по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72).
3. Указы Президента Российской Федерации. Они издаются Президентом по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией (гл. 4 Конституции).
В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными правовыми актами. К числу последних относятся, например, указы о награждении граждан орденами и медалями, о назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России.
Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции). На этом основана обязательность указов Президента, изданных в пределах его компетенции и предметов ведения и полномочий Российской Федерации, по отношению к действиям и актам органов субъектов Российской Федерации.
Указы Президента России не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).
4. Постановления Правительства Российской Федерации. Согласно Конституции России они издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указок Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции).
Из этой конституционной формулы прямо вытекает подзаконность и даже "подуказность" постановлений Правительства Российской Федерации.
Исполнение постановлений Правительства обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами. В этих пределах "органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции). Поэтому каких-либо юридических коллизий, не
Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепляет определенные принципы системы источников права, позволяющие проводить в жизнь основополагающие положения демократического и правового государства и избежать, а зачастую прямо отвергнуть те искажения или "умолчания", которые в прошлом приводили к лицемерным нарушениям прав человека и демократического устройства государства. Ни правовых началах
Первым и главным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции (ст. 2) прав и свобод человека как высшей ценности, а защиты прав человека и гражданина как обязанности государства.
Именно права чернена «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции России). Такая характеристика дана в Конституции для того, чтобы любой закон и любой иной акт государственной власти мог считаться правомерным только при условии соблюдения ими прав человека .
2. Второй фундаментальный принцип системы источников современного российского права состоит в закреплении за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции). При этом все законы или иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно. Однако его соблюдение обусловлено применительно к федеративному устройству России двумя главными положениями:
а) разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71-73 Конституции);
б) прямым закреплением верховенства федеральных конституционных и федеральных законов только по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов и их приоритета над законами субъектов Федерации (ст. 76 Конституции). Наряду с этим закреплено положение о приоритете законов субъектов Федерации, принятых по предметам их собственного ведения (ч. 6 ст. 76).
3. Наконец, впервые в Конституции России закреплено, что законы Российской Федерации уступают свой приоритет нормам международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции). Такого положения не было закреплено ни в одной советской Конституций.
Таким образом, вопрос о верховенстве законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами и общего принципа приоритета международного права над правом внутригосударственным.
Из Числа известных истории права и юридической практике современных государств источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права – нормативно правовые акты государственных органов , а так же акты, принимаемые в порядке всенародного голосования (референдума) либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.
Кроме нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют определенное нормоустановительное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.
Однако главную роль в системе источников российского права играют именно нормативные правовые акты. Этим система российского права отличается от правовых систем общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативных актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII-XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличаются от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.
Подобно многим другим современным государствам к основным видамнормативных актов в современной России относятся Конституция Российской Федерации, законы как акты высшей, верховной законодательной власти в государстве, указы главы государства - Президента России, а также подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти, имеющие свои разновидности: постановления Правительства как акты "верховного управления", обязательные к исполнению в Российской Федерации; акты федеральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб и пр., являющиеся актами органов "подчиненного управления».
Однако система нормативных правовых актов в Российской Федерации не исчерпывается федеральным уровнем. Свои подсистемы этих актов в соответствии с Конституцией России создаются в субъектах Федерации: конституция и законодательство - в республиках; уставы и законодательство - в других субъектах Федерации (ч. 2 ст. 5). л
Наконец, есть и третья самостоятельная подсистема нормативных правовых актов в Российской Федерации - акты местного самоуправления. Самостоятельность данной подсистемы актов обусловливается и тем, что местное самоуправление, согласно Конституции России, не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях, чтобы обеспечить, самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Население на местах самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ст. 130, 131 Конституции). Органы местного самоуправления принимают правовые акты, имеющие общеобязательное значение в пределах прав этих органов.
Выделение самостоятельных подсистем нормативных правовых актов - федеральной, субъектов Федерации и местного самоуправления - при сохранении единых основ обеспечивает подлинную самостоятельность субъектов Федерации и местного самоуправления в издании нормативных правовых актов в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российском Федерации и определяемых также в некоторых случаях в договорном порядке (о договорах - см. далее).
Каждая из названных подсистем нормативных правовых актом взаимосвязана с двумя другими установлением пределов и юридической силы федерального, республиканского и регионального, местного правового регулирования. Вместе с тем каждая подсистема названных актов имеет свои задачи и особенности в обеспечении полноты, рациональности и скоординированности нормативного правового регулирования в масштабах всей страны - Российской Федерации.
Федеральная система нормативных правовых актов состоит из следующих звеньев. 1. Конституция Российской Федерации. Она является высшим нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ейдолжны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).
Особенность действующей Конституции заключается также в том, что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.
Основные положения Конституции (гл. 1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой Конституции, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесений на всенародное голосование (ст. 135).
Поправки к другим главам Конституции тоже принимаются в особом порядке (ст. 136).
Конституция устанавливает основы конституционного строя права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а так же
систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение - обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.
А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. Именно эти цели обусловливают верховенство, высшую юридическую силу прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
2. Законы Российской Федерации. Они тоже имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношении ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71-72 Конституции). Они также имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации,принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции).
В случае противоречия между федеральным законом, изданными в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). Это положение о приоритете федеральных законов обеспечивает единство основ правового регулирования в России.
Законы Российской Федерации различаются на федеральные конституционные и федеральные.
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции). Иначе говоря, последние обладают более высокой юридической силой.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся законы: о референдуме (п. "в" ст. 84); о режиме военного и введении чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 87 и ст. 88); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации ( ч. 2 ст. 114)и другие законы.
Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятый конституционный закон подлежит подписанию Президентом и не может им быть отклонен.
В Российской Федерации закон должен обладать признаками присущими конституционному строю. Этот признак состоит в следующем. Законы принимаются только органами народного представительства или непосредственно народным голосованием.
Принятые в установленном порядке федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции). Они не должны противоречить федеральной Конституции, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не при меняются (ч. 3 ст. 15 Конституции).
Вместе с тем законы Российской Федерации могут издаваться по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72).
3. Указы Президента Российской Федерации. Они издаются Президентом по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией (гл. 4 Конституции).
В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными правовыми актами. К числу последних относятся, например, указы о награждении граждан орденами и медалями, о назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России.
Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции). На этом основана обязательность указов Президента, изданных в пределах его компетенции и предметов ведения и полномочий Российской Федерации, по отношению к действиям и актам органов субъектов Российской Федерации.
Указы Президента России не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).
4. Постановления Правительства Российской Федерации. Согласно Конституции России они издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указок Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции).
Из этой конституционной формулы прямо вытекает подзаконность и даже "подуказность" постановлений Правительства Российской Федерации.
Исполнение постановлений Правительства обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами. В этих пределах "органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции). Поэтому каких-либо юридических коллизий, не