Файл: Содержание введение Глава. 1 Понятие и виды форм (источников) права Глава Основные источники права и виды нормативно правовых актов Глава Действие нормативно правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Заключение Список литературы Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предусмотренных Конституцией России, не возникает. Практические несоответствия и споры, конечно, имеют место, но они вполне разрешимы в рамках взаимодействия органов власти Российской Федерации и ее субъектов на основе действующих законов.

5. Акты федеральных органов исполнительной власти. Такие акты издаются всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры этих органов в порядке ст. 112 Конституции.

К данным органам относятся министерства, государственные , комитеты и федеральные службы (ФСБ, СВР, ФПС), входящие в состав Правительства, а также ведомства различных наименований (федеральные службы, инспекции и т. п.).6

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников учреждений и госпредприятий соответствующего ведомства.

В ряде случаев федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Примером могут служить акты министерства финансов, министерства транспорта, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговой службы и многих других органов.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции России и должны быть в установленном порядке опубликованы для всеобщего сведения. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции)

Подсистема законодательства субъектов Российской Федерации Она характеризуется, прежде всего, наличием конституций республик и уставов других субъектов Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции) принимаемых ими самостоятельно. Федеральные органы государственной власти не уполномочены издавать каких-либо предписаний на сей счет7.

Конституции и уставы субъектов Федерации имеют, таким образом, значение первоначальных, исходных конституционно-правовых законов, реально закрепляющих формирование государственного устройства, системы органов власти, порядка выборов и т. п. Единственным условием является соответствие конституций и уставов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции). Это означает, что в достижении такого соответствия должны принимать участие обе стороны - и Федерация, и ее субъекты, предпочтительно путем согласительных процедур (ст. 85 Конституции) и заключения договоров о дополнительном разграничении полномочий органов власти Федерации и субъекта Федерации. Однако при этом могут затрагиваться только предметы совместного ведения, а не те предметы, которые отнесены к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции), и не предметы, находящиеся полностью в ведении республик или других субъектов Федерации (ст. 73 Конституции).


Законодательство (законы) субъектов Федерации также устанавливается их законодательными органами самостоятельно. Оно должно соответствовать Конституции и законам Российской Федерации

Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик;

губернаторы, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также правительства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации издают указы, постановления, приказы и инструкции в соответствии с их полномочиями, определенными конституциями, уставами. Эти акты принимаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъекта Федерации, а также в соответствии с федеральными Конституцией и законами.

Нормативные правовые акты местного самоуправления. Они являются самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции и законам Российской Федерации и субъектов Федерации системой. Эти акты издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий - городски и сельских поселений, а также непосредственно само население. К нормативным правовым актам относятся постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территории закрытых городов и поселков.

Акты муниципальных органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы права для населения самоуправляемых территории, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия государственных органов при условии передачи вместе с ними материальных и финансовых средств из бюджета города, района (ст. 132 Конституции). Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Исполнение актов органов местного самоуправления обеспечивается мерами административного воздействия и защищается в судебном порядке.

Корпоративные нормативно правовые акты. В соответствии с Конституцией и законами Федерации и ее субъектов на государственном и общественном уровне образуются различные учреждения, предприятия, общественные и хозяйственные объединения, в том числе коммерческие организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение и иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации, правила участия членов данной организации в управлении ее деятельностью, правила учета хозяйственной и финансовой деятельности, правила взаимоотношений с клиентами и т.д.



Ее органами на основе законов и иных актов государственных органов, носят название корпоративных актов и норм, имеющих значение для внутренней деятельности учреждения, предприятия, акционерного общества или иной коммерческой организации. Ими определяются внутренний распорядок работы, права и обязанности членов или трудового коллектива, порядок управления8.

Характерными примерами сегодня могут быть уставы и правила внутренней организации акционерного общества, некоммерческого фонда, общественной организации, государственного учреждения.

Все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными или корпоративными органами (для общественных организаций - в том числе профсоюзами). Их действие имеет правовое значение, значительно возросшее в современных условиях свободного образования и деятельности общественных и коммерческих организаций.

Все вышеперечисленные нормативно – правовые акты можно классифицировать по различным основаниям.


Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям.


В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

законы

подзаконные нормативные акты.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституционные и Федеральные. Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы (особый нормативный акт), Указы Президента, Акты палат законодательного собрания, Акты Правительства, Акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), Акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения).

Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над законодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

Акты, принятые в результате референдума.


Акты, изданные государственными органами.

Акты органов местного самоуправления.

Акты локального действия организаций, учреждений.

В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

Постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком. Действуют до отмены (Конституция)

Временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

Общегосударственные, действующие на всей территории страны.

Региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

Локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации

5.По предмету правового регулирования

Акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере

Акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере

Акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

Глава 3. Действие нормативно–правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:

1. С какого времени и на какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

2. На какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве);

3. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативно-правовых актов - это их фактическое влияние на общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление границ его действия является необходимым условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание этого акта.

Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.

Нормативно-правовые акты вступают в силу:

а) с момента, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовой акт вступает в силу;

б) с момента принятия или подписания, указанных, как правило, в самом нормативно-правовом акте;

в) с момента опубликования нормативно-правового акта;


г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее на всей территории России одновременно после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причем нормативно-правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срока после их принятия;

д.) с момента, когда они дошли до адресата, что присуще ведомственным нормативным актам.

Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу:

а) вследствие окончания обусловленного периода действия;

б) вследствие изменения обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;

в) вследствие отмены данного акта иным или специально предназначенным актом.

Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения, которые возникают после приобретения ими юридической силы. Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Это касается:

а) уголовного закона, если он смягчает или отменяет наказание;

б) прямых указаний субъекта правотворчества, которые находятся в самом нормативно-правовом акте;

Подобное действие нормативно-правовых актов называется “обратной силой Закона”. Действие нормативно-правовых актов в пространстве - это распространение их влияния на определенную территорию (государства в целом или отдельного региона). К ней относятся земная территория, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств). В России нормативно-правовые акты высших органов законодательной и исполнительной власти приобретают юридическую силу на всей территории государства, а местных на территории соответствующего региона. На территории региона действуют нормативно-правовые акты различной юридической силы, между которыми возможна коллизия (противоречие). В таком случае действует тот нормативный акт, который имеет высшую юридическую силу, или при ее равнозначности-тот, который принят позднее. Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения. Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правонарушениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел. В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от