Файл: Программа по родному (русскому) языку на уровень начального общего образования (1 4 классы) 2021 год пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку
на уровень начального
общего образования
(1 - 4 классы)
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному (русскому ) языку для уровня начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС ООО, пункт 18.2.2) утвержденным приказом Минобрнауки РФ (зарегистрированный Минюстом России от 01.02. 2011 г.), Примерной образовательной программой и на основании Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Городецкая СОШ.
Для реализации рабочей программы используются учебники, включенные в федеральный перечень:
1.О.М.Александрова ,Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. Русский родной язык.
1 класс.
2. О.М.Александрова ,Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. Русский родной язык.
2 класс.
3.О.М.Александрова ,Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. Русский родной язык.
3класс.
4. О.М.Александрова ,Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др. Русский родной язык.
4 класс.
На изучение предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе отводится 0,5часа в неделю ( 68 часов в год) : по 17 часов в 1 - 4 классах (34 учебных недели). Уровень обучения – базовый.
Планируемые результаты освоения учебного курса
родной (русский) язык
Изучение учебного предмета должно обеспечивать:
-воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
-приобщение к литературному наследию русского народа;
-обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
-расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
-осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
-осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
-осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
-распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
-понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
-понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
-понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
-понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
-осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
-соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
-соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
-обогащение активного и пассивного словарного запаса;
Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
-произношение слов с правильным ударением;
Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
-выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
-проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
-выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
-употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
-соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
-соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
-владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
-умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
-умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
-умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ.
Соблюдение основных норм русского речевого этикета:
-соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
-различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
1 класс
Личностные результаты:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2 класс
Личностные результаты:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.);
- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
- анализировать тактичность речевого поведения в семье;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;