Файл: Тема Изучение показателей, этапов и методов оценки качества товаров.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 6. Изучение показателей, этапов и методов оценки качества товаров
Цель:
Закрепить теоретические знания студентов о видах показателей качества товаров, о сущности фальсификации и дефектологии товаров, методологии оценки их качества; выработать у студентов навыки практического применения знаний по данной теме; способствовать закреплению у студентов целостного представления о комплексе показателей качества продовольственных и непродовольственных товаров, о видах дефектов и несоответствий в товарах, методах оценки качества товаров; приобрести умения исследования и анализа номенклатуры показателей качества и дефектов товаров, применении разных методов оценки качества товаров; способствовать формированию у студентов нестандартных подходов к решению практических ситуаций, связанных с анализом показателей и методов оценки качества товаров.
Список практических заданий:
1. Изучить теоретические положения, отражающие сущность и основные этапы оценки качества потребительских товаров.
Оценка качества товара является установлением соответствия товара общественным потребностям. Существует иерархическая взаимосвязь между оценками уровня качества, качества и контролем качества. Разновидностью оценки качества является оценка соответствия установленных нормативным документом требований.
Оценка качества – это более широкое понятие, чем контроль качества. При проведении оценки качества учитывают большее количество показателей качества. Деятельность по оценке качества товаров складывается из трех взаимосвязанных этапов, на котором выполняются следующие операции:
1) выбор номенклатуры потребительских свойств и их определяющих показателей. Основными критериями выбора являются: 1) этап жизненного цикла продукции (приемка сырья, производство, хранение, распределение и реализация); 2) потребности, которые должен удовлетворять товар; 3) субъективные особенности оценщика.
При выборе номенклатуры потребительских свойств и показателей чрезвычайно важно правильно выделить из всего многообразия такие показатели, которые имеют решающее значение для определенных целей;
2) определение действительных значений показателей качества. Проводится путем количественных и качественных измерений. Количественные измерения применяются для определения размера показателя, а качественные – для размерности. Так, показатель «цвет» может быть измерен количественно (например, цвет пива в мл 0,01 N раствора йода) и качественно (визуально
отмечаются цвет пива, его насыщенность);
3) сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения стандартов или других нормативных документов (оценка соответствия), а также стандартные образцы, вещества, эталоны. Цвет пива по стандарту устанавливается как светло- или темно-коричневый и сравнивается с цветом раствора йода определенной концентрации. Цвет муки устанавливается по эталонам, соответствующим по цвету определенному сорту муки.
2. Изучить градации качества потребительских товаров.
В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества.
К первой градации относятся товары, пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких-либо ограничений.
Вторая градация – товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промышленную переработку либо на корм скоту. При их реализации до потребителя должна быть доведена достоверная информация о причинах понижения качества.
Третья градация – опасные товары, непригодные для использования по назначению. К данной градации относятся неликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил.
Невыполнение требований, установленных нормативными, правовыми и иными документами, называется несоответствием – (ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные.
3. Изучить показатели качества потребительских товаров.
Показатели качества товаров делятся на группы по следующим признакам: количеству характеризуемых свойств, способу выражения, методу определения, стадии определения, области применения, применению для оценки уровня качества.
По количеству характеризуемых свойств показатели качества бывают единичными и комплексными. Единичные показатели качества товара характеризуют только одно из ее свойств, например, стойкость запаха духов, пористость хлеба. Комплексный показатель качества товара характеризует несколько его свойств Он может относиться как ко всей совокупности свойств, составляющих качество, так и к определенной группе их. В последнем случае он называется групповым комплексным показателем
По способу выражения различают показатели качества, выраженные в баллах или в натуральных единицах (километрах, часах и т.д.) Иногда они могут быть и безразмерными.
По методу определения показатели качества бывают определяемые органолептическим методом, социологическим, экспертным и др. По стадии определения показатели качества делят на проектные, производственные и эксплуатационные. По области применения различают показатели, применимые к единице продукции, к совокупности единиц однородной продукции к совокупности единиц разнородной продукции.
По применению для оценки уровня качества показатели бывают базовыми и относительными. Различают также показатели обобщающие, определяющие, прямые, косвенные, интегральные и др. Показатель, по которому оценивают качество продукции, называют определяющим.
Простые показатели качества непосредственно связаны с потребительскими свойствами товаров, а косвенные показатели качества товаров – со свойствами, зависящими от ряда факторов.
Относительный показатель качества характеризует отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю эталона. Эти показатели выражают в отвлеченных числах или в процентах.
Интегральный показатель качества продукции (И) есть отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции (Э) к суммарным затратам на ее создание (ЗС) и эксплуатацию или потребление (ЗЭ):
.
Базовый показатель характеризует качество продукции, принятое при сравнительных оценках за образец пли эталон.
4. Изучить показатели безопасности продовольственных товаров, используя Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 (утв. решением Комиссии Таможенного Союза
от 9 декабря 2011 года № 880).
Используя технический регламент, необходимо изучить:
-
основные понятия в области безопасности пищевой продукции; -
общие и специальные требования к безопасности пищевой продукции; -
порядок обеспечения безопасности пищевой продукции; -
порядок обеспечения безопасности при транспортировке пищевой продукции; -
требования безопасности сырья, используемого при производстве пищевой продукции.
Результаты оформить в произвольной форме.
5. Изучить теоретические положения, отражающие сущность фальсификации товаров. Результаты изучения представить письменно в тетради в виде конспекта.
Фальсификация – действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств.
При фальсификации обычно подвернется подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная, информационная.
Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товара. При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной пли частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.
Способы ассортиментной фальсификации:
-
частичная замена продукта водой; -
добавление в продукт низко ценного заменителя, цитирующего натуральный продукт, -
замена натурального продукта имитатором.
Качественная фальсификация – подделка товаров с помощью добавок, непредусмотренных рецептурой, для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств ил! замена товара высшей градации качества низшей.
Способы качественной фальсификации:
-
использование добавок, имитирующих улучшение качества; -
пересортица.
В зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицировании продуктом, различают две разновидности качественной фальсификации безопасная для жизни и здоровья потребителя; опасная.
Количественная фальсификация – это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара массы, объема, длины и т.п., превышающих предельно допустимые нормы отклонений. В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером.
Стоимостная фальсификация – обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших размеров.
Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются еле дующие данные: наименование товара; страна происхождения товара фирма-изготовитель товара; количество товара. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке, рекламе. В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов.
Технологическая фальсификация – подделка товаров в процесс технологического цикла производств. Предреализационная фальсификация – подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Для определения фальсификации товаров могут применяться две группы методов: органолептические и измерительные.
Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Существуют следующие виды дефектов: явный, скрытый, критический, значительный, малозначительный, устранимый, неустранимый. Дефектным считается изделие, имеющее хотя бы один дефект.
Уровень дефектности (УД) показывает содержание дефектных единиц партии продукции или число дефектов, приходящихся на 100 единиц продукции, и рассчитывается по формуле:
.
6. Изучить сущность различных методов оценки качества товаров. Результаты изучения представить письменно в тетради в виде конспекта.
Методы определения показателей качества товаров, применяемые в товароведной практике, по способу получения информации можно подразделить на три группы: 1) методы, основанные на применении объективных способов измерения; 2) методы, основанные на применении эвристических способов оценки; 3) статистические методы оценки показателей качества. Сущность, достоинства и недостатки указанных методов представлены в таблице.