Файл: Тема Изучение показателей, этапов и методов оценки качества товаров.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица
Характеристика методов оценки показателей качества товаров
Название | Сущность метода | Достоинства | Недостатки |
1. Методы, основанные на применении объективных способов измерения | |||
1.1. Измерительный метод | Основан на получении информации с использованием измерительной техники | | 1. Сложность 2. Длительность измерений 3. Иногда – необходимо разрушать образцы |
1.2. Регистрационный метод | Основан на использовании информации, полученной путем подсчета числа событий, случаев, предметов или затрат | 1. Незаменим при ряде испытаний 2. Объективен | Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов |
1.3. Расчетный метод | В основе его получение информации расчетным путем | Незаменим при выявлении теоретических и эмпирических зависимостей между показателями | Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов |
2. Методы, основанные на применении эвристических способов оценки | |||
2.1. Органолептический метод | Основан на пользовании информации, получаемой с помощью органов чувств человека (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) | 1. Доступность 2. Простота 3. Незаменим при оценке запаха, внешнего вида, вкуса | Субъективность оценки |
2.2. Экспертный метод | Источником информации является обобщенный опыт и интуиция группы специалистов-экспертов | Применяют когда другие методы использовать затруднительно | 1. Формализация процесса оценки 2. Иногда – длительность оценки 3. Достоверность зависит от компетенции и квалификации экспертов, от уровня организации их работы |
2.3. Социологический метод | Основан на сборе и анализе мнения широкого круга фактических или потенциальных потребителей | 1. Позволяет учитывать мнения потребителей 2. Необходим для изучения спроса | Результативность этого метода во многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации |
3. Статистические методы оценки показателей качества | |||
Методы прикладной статистики | Определение средних значений показателей качества и их доверительных границ, законов распределения показателей качества, коэффициентов корреляции и т.д. | 1. Достоверность оценки 2. Точность оценки 3. Можно определить вид распределения вероятностей для различных показателей качества товаров | Объективность и точность зависит от квалификации и подготовки специалистов |
7. Изучить сущность органолептических методов оценки качества товаров. На основании полученных теоретических сведений установить взаимосвязь органолептических методов и показателей качества товаров. Результаты оформить в виде таблицы:
Таблица
Взаимосвязь органолептических методов и показателей качества товаров
Органолептический метод | Используемые органы чувств | Показатели качества товаров |
Визуальный | | |
Осязательный | | |
Обонятельный | | |
Вкусовой | | |
Аудиометод | | |
Темы докладов, рефератов:
-
Актуальные вопросы проведения оценки качества товаров. -
Этапы оценки качества товаров. -
Методика оценки качества продовольственных товаров. -
Методика оценки качества непродовольственных товаров. -
Современные методы оценки качества товаров (по разным товарным группам, по выбору студента). -
Дефектология: сущность, содержание, принципы. -
Характеристика основных видов дефектов продовольственных товаров (по товарным группам, по выбору студента). -
Характеристика основных видов дефектов непродовольственных товаров (по товарным группам, по выбору студента). -
Организационно-технологические меры по предупреждению или устранению дефектов товаров. -
Оценочная деятельность как основа науки товароведения. -
Способы идентификации товаров (по товарным группам, по выбору студента). -
Осуществление контроля качества продовольственных (непродовольственных) товаров. -
Осуществление контроля количества продовольственных (непродовольственных) товаров. -
Процедуры сертификации товаров. -
Современные способы определения фальсификации товаров (по товарным группам, по выбору студента). -
Сущность и условия применения измерительных методов оценки качества товаров. -
Содержание и особенности применения химических методов при оценке качества товаров (товарные группы – по выбору студентов). -
Содержание и особенности применения физических методы определения показателей качества товаров (товарные группы – по выбору студентов). -
Современные физико-химические методики определения показателей качества продовольственных и непродовольственных товаров. -
Микробиологические методы определения показателей качества одежно-обувных товаров. -
Микробиологические методы определения показателей качества пищевой продукции. -
Виды и характеристика экспертных методов оценки качества продовольственных и непродовольственных товаров. -
Методы обработки экспертных оценок. -
Оценка качества товаров с помощью группового опроса экспертов. -
Современные методики экспертной оценки качества товаров. -
Зарубежный опыт проведения экспертной оценки качества товаров. -
Применение органов чувств в оценке качества товаров. -
Применение визуальной оценки качества товаров (по товарным группам, по выбору студента). -
Оценка качества музыкальных товаров с помощью аудиометода. -
Оценка качества аудиоаппаратуры товаров с помощью аудиометода. -
Сущность вкусового метода в оценке качества продовольственных товаров. -
Оценка качества парфюмерии: особенности обонятельного метода. -
Методика комплексной оценки уровня качества товаров. -
Управление качеством товаров: понятие, принципы, функции и методы (по товарным группам, по выбору студента). -
Преимущества комплексной оценки уровня качества товаров.
Контрольные вопросы:
-
Определите понятия «оценка качества» и «градация качества». -
Укажите основные этапы оценки качества. -
Назовите основные градации качества. -
Охарактеризуйте основные градации качества. -
Что такое природный и товарный сорта? -
В чем состоят общность и различия между природным и товарным сортами? -
Укажите принципы деления на товарные сорта. -
Что такое пересортица, каковы ее причины и взаимосвязь с принципами деления на товарные сорта? -
Дайте определение понятий «дефект» и «несоответствие товаров». -
Перечислите признаки классификации дефектов. -
Дайте определение идентификации. -
В чем заключается сущность фальсификации, ее виды. -
Что такое фальсификация? -
В чем отличие фальсифицированных товаров? -
Перечислите основные виды и способы фальсификации? -
Какие изделия считаются дефектными? -
Как классифицируются методы определения показателей качества по физико-статистическим признакам и процедурам? -
Для каких измерений применяются химические, физические, физико-механические методы? -
В чем сущность органолептических методов определения качества товаров? -
Какие преимущества и недостатки характерны для органолептических методов? -
Какие параметры и характеристики определяются органолептическими методами? -
В чем сущность измерительных методов определения качества товара? -
В чем заключается сущность расчетных методов определения показателей качества товаров? -
В чем заключается сущность экспертных методов определения показателей качества товаров? Какие достоинства и недостатки имеют эти методы? -
Для чего и в каких случаях используется балльная оценка качества товаров? -
В чем заключается сущность социологических методов определения качества товара? -
В каких случаях применяется социологический метод, в чем заключается его оригинальность? -
В каких случаях применяется балльная оценка качества товаров? -
Какова цель использования балльной оценки качества товаров? -
Приведите примеры балльных шкал, применяемых для определения качества товаров. -
Какова цель математико-статистической обработки результатов определений? -
Дайте классификацию экспертных методов. -
Перечислите преимущества и недостатки экспертных методов. -
В чем сущность методов группового опроса экспертов? -
Какова техника и способы опроса экспертов? -
В чем сущность метода Дельфи? -
В чем особенности метода ПАТТЕРН? -
Перечислите основные этапы комбинированного метода? -
В чем сущность математико-статистических методов обработки экспертных оценок? -
Для чего и в каких случаях используется балльная оценка качества товаров? -
В чем заключается сущность социологических методов определения качества товара? -
В каких случаях применяется социологический метод, в чем заключается его оригинальность? -
В каких случаях применяется балльная оценка качества товаров? -
Какова цель использования балльной оценки качества товаров? -
Приведите примеры балльных шкал, применяемых для определения качества товаров. -
В чем заключается сущность органолептических методов оценки качества товаров? -
Какие показатели качества непродовольственных товаров определяют визуальным методом? -
Охарактеризуйте понятия: насыщенность, цветовой тон, цветовой контраст. -
Какие показатели определяют осязательным методом? -
Расскажите о порядке проведения экспертизы органолептическими методами. -
В чем заключается сущность обонятельного метода экспертизы? -
Что понимают под оценкой уровня качества товаров? -
Какие методы оценки уровня качества Вы знаете? -
В чем сущность дифференциального метода оценки уровня качества? -
Охарактеризуйте порядок проведения оценки уровня качества дифференциальным методом. -
В чем сущность комплексного метода оценки уровня качества? -
Охарактеризуйте основные этапы комплексной оценки уровня качества товаров. -
Какими методами пользуются для определения коэффициентов весомости показателей свойств?
Список дополнительной литературы:
-
Методические указания по разработке государственных стандартов, устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции [Текст] : РД 50-64-84. – Введ. 1985-01-01. – М. : Изд-во стандартов, 1985. – 11 с. -
О безопасности пищевой продукции Технический регламент Таможенного союза [Текст] : ТР ТС 021/2011 – Введ. 2013-07-01. – М. : Изд-во ТС, 2013. – 25 с. -
Система показателей качества продукции. Посуда фарфоровая и фаянсовая. Номенклатура показателей [Текст] : ГОСТ 4.69-81. – Введ. 1982-01-01. – М. : Издательство стандартов, 1982. – 7 с. -
Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения [Текст] : ГОСТ 15467-79. – Введ. 1979-07-01. – М. : Издательство стандартов, 1979. – 17 с. -
Идентификация, в том числе в целях выявления фальсификации, соковой продукции из фруктов и овощей [Текст] : Методические указания МУ 4.1/4.2.2486-09 от 20.02.2009 года № 4.1/4.2.2486-09. – Введ. 2009-02-01. – М. , 2010. – 15 с. -
Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции [Текст] : Методические указания МУ 4.1/4.2.2484-09 от 11.02.2009 года № 4.1/4.2.2484-09. – Введ. 2009-02-01. – М. , 2010. – 15 с. -
Зонова, Л. Н. Теоретические основы товароведения и экспертизы / Л. Н. Зонова, Л. В. Михайлова, Е. Н. Власова ; отв. ред. Ж. Ю. Койтова. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 192 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495843. – Библиогр.: с. 176-178. – ISBN 978-5-394-02407-8. – Текст : электронный. -
Петрище, Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы /Ф. А. Петрище. – 5-е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 508 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496152. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-01879-4. – Текст : электронный. -
Райкова, Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы / Е.Ю. Райкова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 412 с. : ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495824. – Библиогр.: с. 396-397. – ISBN 978-5-394-01691-2. – Текст : электронный. -
О качестве и безопасности пищевых продуктов [Текст] : Федеральный закон РФ от 2 января 2000 года № 29-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
О защите прав потребителей [Текст] : Федеральный закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300/1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
О стандартизации а Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
О техническом регулировании [Текст] : Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ [Текст] : Федеральный закон РФ от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Текст] : Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
Об экологической экспертизе [Текст] : Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
О ветеринарии [Текст] : Федеральный закон РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Текст] : Приказ ФСНЗПП РФ от 21 ноября 2005 года № 776 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст] : ГОСТ Р ИСО 9000-2015. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2016. -
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2, ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) [Текст] : Приказ Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». -
Товарная номенклатура внешнеэкономической Деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) [Текст] / ГТК Российской Федерации. – М., 2017. -
Порядок проведения экспертизы экспертными организациями/ подразделениями торгово-промышленных палат в РФ [Текст] : СТО ТПП РФ 20-02-07. – М. : ТПП РФ, 2007. -
Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования [Текст] : ГОСТ Р 51074-2003. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004. – 26 с. -
Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы [Текст] : СанПиН 2.3.2.1078-01. – М. : ФГУП «ИнтерСЭН», 2002. – 168с. -
http: // www.gost.ru. Официальный сайт Госстандарта РФ, содержащий информацию о действующих нормативных документах. -
http: // www.docs.cntd.ru. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -
http: // www.consultant.ru. Информационно-справочная система «Консультант Плюс». -
Периодические издания (журналы): Конъюнктура товарных рынков, Бюллетень иностранной коммерческой информации – БИКИ, Конкуренты и качество, Методы оценки соответствия, Новости торговли, Партнеры и конкуренты, Потребитель, Современная торговля, Спрос, Стандарты и качество, Техническое регулирование, Эксперт, Consumer Reports, Business, Commerce and Trade, Process Control and Quality, Which.