Файл: Практических заданий по дисциплине прокурорский надзор.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 802

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Юриспруденция
Форма обучения: очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Группа 21Ю271В

Студент




И.О. Фамилия

Полина Юрьевна Букун





МОСКВА 2022

ТЕМА №1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОТРАСЛЬ ПРАВА НАУКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Задание1


Составьте схему нормативных актов по юридической силе, являющихся источниками для учебной дисциплины «Прокурорский надзор».

Конституция РФ

Федеральные конституционные законы:

  • Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

  • Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

  • Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и др.

Федеральные законы:

  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

  • «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ;

  • «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ;

  • «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ;

  • «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ;

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ и др.

Международные акты:

  • «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) и др.

Указы Президента РФ:

  • Указ Президента РФ от 21.11.2012 N 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации») и др.

Постановления Правительства РФ:

  • Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 N 206 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 N 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415» и др.

Нормативно-правовые акты Генерального прокурора РФ:

  • Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»;

  • Приказ Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 N 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления»;

  • Приказ Генерального прокурора РФ от 01.04.2014 N 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании»;

  • Приказ Генерального прокурора РФ от 21.03.2018 N 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности»;

  • Приказ Генерального прокурора РФ от 14.03.2019 N 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» и др.

Задание2


Студенту необходимо повторить, что правоохранительная функция – это основное направление деятельности правоохранительного органа. По итогам повторения студенту следует заполнить таблицу:




Прокурорский надзор

Понятие прокурорского надзора

Прокурорский надзор — понятие, характеризующее:

1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности (проведение проверок точности исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ или любого из них в каждом конкретном случае);

2) отрасль юридической науки (совокупность знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д.);

3) учебную дисциплину (часть образовательных программ высших и средних учебных заведений).

Основные нормативные правовые акты

  • Конституция РФ;

  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

  • «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ;

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ и др.

Признаки прокурорского надзора

  1. осуществляется от имени государства — Российской Федерации;

  2. самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений;

  3. специфичность прокурорского надзора ― не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей;

  4. имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права;

  5. осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права;

  6. цель деятельности ― установление, поддержание и укрепление режима законности, а также создание правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества, государства.

Пример

  • проведение антикоррупционной проверки администрации г. N после направления обращения гражданина;

  • проведение проверки в отношении законности действий дознавателя после направления жалобы обвиняемого в применении к нему мер физического воздействия;

  • проведение проверки на соответствие санитарно-гигиенических условий содержания требуемым стандартам на основании направления жалобы группы лиц находящихся под следствием и содержавшихся под стражей.

Задание3


Решите задачи, пользуясь следующим алгоритмом:

      1. Внимательно прочитайте условия задачи;

      2. Обозначьте вопросы, на которые необходимо ответить;

      3. Определить круг нормативных актов им материалов судебной практики, необходимых для решения задачи;

      4. Подберите учебную литературу, способствующую получению правильному ответу на вопросы, поставленные в задаче;

      5. Проведите постатейный анализ нормативных актов и материалов судебной практики;

      6. В случае возникновения затруднений нужно использовать дополнительные источники: комментарии к законом, учебные пособия, научную и специальную литературу;

      7. Дайте развернутый ответ с ссылками на нормативные акты.

***

В прокуратуру области поступило обращение областной администрации, в котором содержалась просьба провести проверку одного акционерного общества, поскольку администрация располагает сведениями о систематических нарушениях законности руководителем предприятия. Прокурор области отказался выполнять просьбу администрации, указав в своем ответе, что в прокуратуре разработан собственный план проверок, и органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти субъектов федерации.

Прав ли прокурор области?

Ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ― Закон о прокуратуре)1 органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (ч. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре).

Согласно ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.


Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ― Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)2 устанавливает, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 2 и 3 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)

На основании ч. 1 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой проверки предусмотрен ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные основания не соотносятся с обстоятельствами представленными в рассматриваемой задаче.


Таким образом, прокурор области правомерно отказался выполнять просьбу областной администрации.

Задание №4


Выберете один из представленных ответов:
      1. Прокурорский надзор реализуетсясистемой:


А. властных предписаний;

Б. правовых принципов;

В. органов прокуратуры;

Г. правовых методов

Ответ: В. органов прокуратуры
      1. Прокурорский надзор является прерогативойорганов:


А. безопасности;

Б. контроля;

В. прокуратуры;

Г. внутренних дел

Ответ: В. прокуратуры
      1. Прокуратура Российской Федерации являетсяорганом:


А. исполнительной власти;

Б. законодательной власти;

В. судебной власти;

Г. не относящимся ни к одной из ветвей власти

Ответ: Г. не относящимся ни к одной из ветвей власти
      1. К целям деятельности прокуратуры не относитсяобеспечение:


А. безопасности государства;

Б. верховенства закона;

В. защиты прав и свобод человека и гражданина;

Г. охраняемых законом интересов общества и государства

Ответ: А. безопасности государства
      1. Прокуратура Российской Федерации призванаосуществлять:


А. парламентский контроль;

Б. президентский контроль;

В. надзор за исполнением законов;

Г. вневедомственный контроль.

Ответ: В. надзор за исполнением законов

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Структура прокуратуры в Российской Федерации

Задание1

Заполните таблицу на каждый структурно обособленный орган прокуратуры Российской Федерации.




Орган прокуратуры

Орган

Прокуратура Российской Федерации ― единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ― Закон о прокуратуре)3).

Регламентирующие нормативные
правовые акты


  • Конституция РФ;

  • Закон о прокуратуре;

  • Указ Президента РФ от 21.11.2012 N 1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»);

  • Указ Президента РФ от 26.07.2005 N 877 «Об оплате труда Генерального прокурора Российской Федерации»;

  • Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям»;

  • Приказ Генерального прокурора РФ от 11.05.2016 N 276 «Об утверждении регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации»;

  • Приказ Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур»;

  • Приказ Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» и др.

Функции

  1. обеспечение верховенства закона;

  2. обеспечение единства и укрепления законности;

  3. обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства

Полномочия

Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  1. надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными уполномоченными органами и их должностными лицами;

  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

  4. надзор за исполнением законов судебными приставами;

  5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

  6. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

  7. координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

  8. возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

  9. в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

  10. в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов РФ в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах);

  11. принимает участие в правотворческой деятельности;

  12. выпускает специальные периодические издания.