Файл: Планконспект проведения военнополитической подготовки с личным составом вмо тема 17 порядок поступления и условия прохождения военной службы по контракту.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
ВрИО КОМАНДИРА ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 98591
майор В. Кечин
« __ » ________________ 2023 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения военно-политической подготовки с личным составом ВМО
ТЕМА №17: порядок поступления и условия прохождения военной службы по контракту
ЗАНЯТИЕ №1: Прохождения военной службы по (призыву) контракту в ВС РФ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: сформировать у военнослужащего чувство гордости за свою Родину
ВИД ЗАНЯТИЯ: теоретическое
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: мультимедийный проектор
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Правовую основу военной службы создают нормы Конституции Российской Федерации, которые конкретизируются федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих» и рядом других нормативно-правовых актов.
Система комплектования Вооруженных Сил личным составом
представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий, обеспечивающих пополнение армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом как в мирное, так и в военное время, а также создание мобилизационного резерва людских ресурсов.
В Российской Федерации Вооруженные Силы комплектуются смешанным способом (по призыву и по контракту).
Аналогичный способ применяется и за рубежом — в Австрии, Финляндии, Норвегии, Турции, Греции, Индонезии, Таиланде, Сингапуре, Вьетнаме и некоторых других странах. В США, несмотря на формальное сохранение добровольного подхода к комплектованию вооруженных сил, граждане, проходящие службу в резерве, могут быть призваны (без их согласия) для прохождения военной службы на срок от одного года до двух лет и более. В Германии с июля 2011 года на основании постановления национального парламента (бундестага) комплектование вооруженных сил протекает в добровольном порядке, однако положение о всеобщей воинской обязанности по-прежнему закреплено в конституции страны.
«Днем рождения» института военной службы по контракту на воинских должностях солдат, сержантов, матросов и старшин в России можно считать 18 января 1994 г. — дату подписания Указа Президента Российской Федерации № 166 о наборе в 1994 году граждан на военную службу по контракту по «остродефицитным специальностям, определяющим боевую готовность Вооруженных Сил Российской Федерации».
Впоследствии законодательный базис военной службы по контракту получил развитие в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».
В целях выполнения президентского указа была разработана и внедрена новая система отбора кандидатов на военную службу по контракту.
Смешанный способ комплектования Вооруженных Сил наиболее приемлем для нашего государства. Он позволяет в непростых демографических и экономических условиях иметь обученный мобилизационный ресурс в оптимальном количестве, содержать корпус специалистов для эксплуатации сложных современных систем вооружения и боевой техники, а также замещать профессиональными кадрами должности младших командиров (сержантов и старшин).
Количество военнослужащих по контракту в составе Вооруженных Сил России стабильно увеличивается, поскольку приоритет при совершенствовании системы комплектования армии рядовым и сержантским составом отдан качественным характеристикам личного состава над количественными.
Численность военнослужащих-контрактников уже превысила численность военнослужащих по призыву и выросла более чем в два раза с момента появления в стране этого способа комплектования.
Представители высшего политического и военного руководства страны неоднократно подчеркивали важность его развития, улучшения социально-бытовых условий прохождения военной службы по контракту и повышения статуса военнослужащих-контрактников.
Так, 1 сентября 2018 года Президент России Владимир Путин назвал «генеральным путем развития армии» движение в сторону контрактной системы. По его словам, контрактники более востребованы в связи с усложнением военной техники и стоящих перед войсками задач.
В конце декабря 2019 года на расширенном заседании коллегии военного ведомства Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил: «Продолжаем повышать требования к отбору и уровню подготовки контрактников. В настоящее время более 70 % из них имеют профессиональное образование. Одновременно осуществляется их материальное стимулирование и улучшение условий службы».
Комплектование войск военнослужащими по контракту передано кадровым органам во главе с Главным управлением кадров Министерства обороны России. Функционируют два взаимодополняющих друг друга направления, обеспечивающих поступление кандидатов на военную службу по контракту в Вооруженные Силы:
первое — через пункты отбора, работающие в тесном взаимодействии с военными комиссариатами. Действующие 83 пункта отбора входят в состав военных округов и Северного флота и подчиняются командующим. Расположены пункты отбора в большинстве субъектов Российской Федерации;
второе — через воинские части.
Каждому из направлений присущи особенности в работе с людским контингентом, но общие требования к ней едины и регулируются законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.
Прежде чем рассмотреть детально процедуру отбора кандидатов на военную службу по контракту, необходимо напомнить общие требования к ним, установленные законодательством.
На военную службу по контракту могут поступить:
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва высшее или среднее профессиональное образование;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев
;
граждане, пребывающие в запасе;
граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и имеющие высшее или среднее профессиональное образование;
граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет, законно находящиеся на территории Российской Федерации.
Кандидаты должны соответствовать требованиям по возрасту, уровню образования, физической подготовленности, состоянию здоровья, профессиональной пригодности и другим:
по возрасту — от 18 до 40 лет (для заключения первого контракта);
по состоянию здоровья — категория «А» или «Б»;
по профессиональной пригодности — первая или вторая группа. Для отдельных воинских должностей допускается третья;
по образованию — для большинства воинских должностей необходимо минимум полное среднее образование (11 классов).
Для некоторых воинских должностей, таких, например, как «стрелок», «водитель», «гранатометчик» и других допускается минимальное основное общее образование (9 классов);
по физической подготовленности — необходимо выполнить ряд нормативов.
Для назначения на некоторые воинские должности необходим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Также законодательством определены ограничения по приему на военную службу по контракту. В частности, не может быть заключен контракт с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, имеющими не снятую или не погашенную судимость.
Мероприятия по комплектованию воинских должностей, замещаемых военнослужащими по контракту, проводятся пунктами отбора в соответствии со служебным предназначением кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.
Служебное предназначение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, определяет кадровый орган воинской части.
Алгоритм поступления на военную службу по контракту условно можно разделить на десять шагов.
Остановимся на них подробнее.
Первый шаг: обратиться в пункт отбора для получения консультации, выбора места службы и воинской специальности.
Если в роли кандидата выступает военнослужащий по призыву, то он может предварительно получить информацию об условиях поступления и прохождения военной службы по контракту у своего командира или в кадровом органе воинской части. Необходимая информация также размещена на стендах
, в уголках или пунктах военно-профессиональной ориентации, которые оборудованы в расположении каждого подразделения, личный состав которого проходит службу по призыву.
В пунктах отбора и в воинских частях кандидат должен получить исчерпывающую информацию по следующим вопросам:
наличие вакантных воинских должностей;
требования, установленные для поступающих на военную службу по контракту;
условия прохождения военной службы по контракту;
предусмотренные законом социальные гарантии и компенсации военнослужащим по контракту и членам их семей;
ответственность за нарушение ограничений и запретов, связанных с прохождением гражданами военной службы по контракту и т. д.
Второй шаг: собрать документы, написать заявление или рапорт о приеме на военную службу по контракту. Перечень документов граждане, не проходящие военную службу, могут получить в пункте отбора, а военнослужащие по призыву — в кадровом органе воинской части.
При необходимости кандидату оформляется допуск к государственной тайне:
для военнослужащих по призыву — командованием воинских частей;
при приеме на военную службу из запаса — в военных комиссариатах.
Третий шаг: пройти профессиональный психологический отбор.
Организация и проведение профессионального психологического отбора для граждан, поступающих на контрактную службу через пункты отбора, возлагается на их должностных лиц, в частности, на офицера по тестированию.
В воинской части эту задачу выполняют специалисты профессионального психологического отбора из числа штатных психологов или должностных лиц нештатных групп профотбора.
Порядок проведения тестирования определен приказом Министра обороны РФ от 31 октября 2019 года № 640 «Об утверждении Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации». Для тестирования используются автоматизированные рабочие места (АРМ), такие как АРМ «Отбор-В» или бланковый метод в соответствии с принятыми методиками.
При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества личности.