Файл: Тема Денежный оборот и его структура. Формы и принципы безналичных расчётов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК-1. Задание контрольной работы

Модуль: ДЕНЬГИ И ВАЛЮТА

Вариант 2. Тема: Денежный оборот и его структура. Формы и принципы безналичных расчётов.

Работа 1

  • В факторинговую компанию (банк-фактор) обратился предприниматель, заключивший контракт на поставку товаров своему партнёру. Сумма контракта – 500 тыс. руб.

  • Опишите операцию "факторинг", составьте схему движения денег и документов, перечислите необходимые документы.

  • Найдите актуальные данные о цене и условиях факторинга на рынке, рассчитайте его стоимость для данного примера.

  • Объясните, кто и какую выгоду получает от этой операции. Какие риски существуют в факторинге и кто принимает их на себя?


Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю – покупать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу – получать от фактора комплекс услуг, в ко-торый входят авансирование выручки, за-щита от риска неплатежа, сбор платежей в договорные сроки или после их окончания, учет дебиторской задолженности.

Иными словами, факторинг – финансирование под уступку права денежного требования. Этот продукт финансирования закупок и продаж товара подходит компаниям, работающим с отсрочкой платежа. Простыми словами, факторинг – удобный инструмент для быстрого увеличения оборотного капитала и повышения стабильности компании.

Факторинг уже давно не ассоциируется с банковским кредитованием, это самостоятельный рынок, который предлагает уникальные финансовые продукты. Потребители эту разницу видят, понимают и начинают все активнее пользоваться новыми возможностями. Вместе с тем факторинг остается одним из наиболее дорогих видов беззалогового финансирования, доступных преимущественно крупному бизнесу.

Это эффективный инструмент для компаний, работающих практически во всех отраслях. Суть договора факторинга отражена в его функциях: получение своевременного финансирования оборотного капитала, за счет чего можно расширить клиентскую базу, ассортимент товаров и, как следствие, увеличить доход; управление дебиторской задолженностью; исключение риска нарушения договорных обязательств со стороны покупателя.




Рис. 1. Схема расчетов при факторинге
Операция «факторинг» состоит из следующих шагов:

  1. Поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг);

  2. Факторинговая компания и поставщик заключают договор факторинга;

  3. Поставщик информирует покупателя о заключенном соглашении. Подписываются соответствующие документы, в которых поставщик и покупатель подтверждают свое согласие, что оплату по ранее заключенному между ними договору купли-продажи товара (работ, услуг) — основному договору — покупатель будет производить на счет факторинговой компании;

  4. Поставщик производит поставку товара (проведение работ, оказание услуг) покупателю и оформляет соответствующие товаросопроводительные документы;

  5. Поставщик передает факторинговой компании оригиналы товарных накладных/актов выполненных работ и счетов-фактур, то есть документов, подтверждающих дебиторскую задолженность покупателя;

  6. Факторинговая компания производит первое (авансовое) финансирование поставщика в объеме до 90 % под уступленную поставщиком дебиторскую задолженность покупателя;

  7. Покупатель в установленный ранее основным договором с Поставщиком срок производит факторинговой компании полную оплату стоимости поставленных ему ранее товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

  8. Факторинговая компания выплачивает поставщику оставшуюся сумму за вычетом своего комиссионного вознаграждения.

Пакет необходимых документов для клиента:

  • заявление;

  • учредительные документы (Копия решения о создании ООО (или учредительного договора и протокола собрания учредителей). Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН). Копия свидетельства о регистрации юридического лица (ИП). Копия устава и изменений к нему. Копии приказов о назначении действующего директора и главного бухгалтера. Копии паспортов учредителей, директора, главного бухгалтера, как правило, достаточно первых двух страниц и страницы с пропиской);

  • оборотно-сальдовые ведомости по счетам;

  • анкеты по предоставленной форме;

  • сам договор.


Стоимость факторинга на текущий момент больше зависит от экономической ситуации в стране и политики ЦБ по снижению ключевой ставки. Если ключевая ставка будет сокращаться, тогда и факторинговые ставки тоже пойдут вниз. Но в условиях высокой неопределенности и волатильности на макроэкономических рынках сложно предсказать, какую тактику выберет ЦБ.

Сделки различаются по степени риска участников, их информированности, географии сделки, статусу участников и объему услуг.

Для расчета суммы факторинга возьмем в пример сделку с регрессом, ответственность за полную оплату долга лежит на поставщике. То есть, если должник не погасит долг банку-фактору в полном объеме, банк вправе требовать эту сумму с поставщика.
При сделке без регресса все риски ложатся на банк. То есть при неоплате долга, банк не может ничего требовать у поставщика.

Такой вид факторинга можно запросить в компании «ФинСервис» и это обойдется от 8% годовых (в среднем на рынке 8-14%, но на определенные виды и от 1%).

Использовав калькулятор суммы факторинга на сайте «ФинСервис» мы получаем примерную сумму 4791,65р. в месяц.

Преимущества факторинга:

  • Клиентоориентированность;

  • Снижение рисков;

  • Безопасное увеличение объема продаж за счет привлечения новых покупателей;

  • Сокращение кассовых разрывов;

  • Списание задолженности с баланса в размере получаемого финансирования;

  • Возможность финансирования до 100% от суммы накладной / акта;

  • Ускорение оборачиваемости капитала;

  • Отсутствие залогового обеспечения.

Недостатки факторинга:

  • Доступен только для сделок с отсрочкой платежа;

  • Только безналичный расчет;

  • Процентная ставка выше, чем по кредиту;

  • Ограниченное время сделки – обычно не более полугода;

  • Строгий контроль взаиморасчетов со стороны фактора.

Каждая из сторон получает от факторинга свою выгоду.

Пока покупатель не оплатит отгруженный товар, продавец не сможет приобрести новые партии для совершения поставок другим контрагентам. Финансовый механизм факторинга заключается, прежде всего, в исключении таких задержек: финансовый агент предоставляет деньги клиенту сразу после отгрузки в адрес дебитора. Таким образом, ускоряется оборот средств, что позволяет не только рациональнее и выгоднее их использовать, но и окупить факторинговую комиссию.


Выгода для покупателя состоит в возможности получить товар (работу, услугу) на условиях отсрочки платежа.

Выгода для поставщика :

  1. Бесперебойное финансирование торговой деятельности, возможность увеличения объемов поставок;

  2. Расширение товарного и продуктового ассортимента, быстрый выход на новые рынки сбыта;

  3. Привлечение большего количества клиентов за счет предоставления выгодных условий по отсрочке платежа при сотрудничестве по факторингу;

  4. Инкассирование задолженности покупателя, контроль денежных потоков;

  5. Эффективное управление дебиторской задолженностью;

  6. Сокращение затрат за счет вынесения контроля за ней на аутсорсинг, оптимизация функций персонала, организационных систем и структур компании;

  7. Страхование рисков неплатежей;

  8. Простота получения и использования кредитных средств.

Выгода для фактора основана напрямую на комиссии за факторинговые услуги.

Риски существуют на всех этапах факторинговой сделки и от того, насколько хорошо выстроена система риск-менеджмента в факторинговой компании, во многом зависит успешность факторингового бизнеса.

Риски фактора:

  • – риск несвоевременной оплаты поставки,

  • – неплатежеспособности дебитора,

  • – резкого изменения стоимости кредитных ресурсов,

  • – банкротства и мошенничества продавца.

Поставщику следует опасаться таких ситуаций:

  1. – излишняя напористость на клиентов продавца со стороны фактора — существует риск потерять репутацию.

  2. – несвоевременное отслеживание состояния дебитора. В результате покупатель может оказаться неплатежеспособным (банкротом). Риск возможен в случае факторинга с регрессом.

  3. – некачественное обслуживание фактора является главным риском для клиента.

Для покупателей при факторинге специфические риски сводятся к нулю.
Работа 2

  • Два предприятия рассчитываются по контракту аккредитивом. Сумма сделки – 650 тыс. руб.

  • Составьте схему документарного аккредитива, опишите все этапы сделки, движение денег и документов, перечислите все необходимые документы.

  • Опишите роль банков в совершении данной расчётной операции.

  • Раскройте стоимость аккредитива, исходя из условий рынка. Объясните, кому более выгоден аккредитив – покупателю или продавцу?



Документарный аккредитив — это способ безналичных расчетов между продавцом и покупателем, когда банк плательщика (эмитент) берет на себя обязательство произвести расчет с бенефициаром по представлению в банк документов, предусмотренных условиями аккредитива и подтверждающих отгрузку товара или оказание услуг.



Рис. 2. Схема расчетов по документарному аккредитиву

Расчеты с помощью документарного аккредитива включают следующиеэтапы сделки:

  1. заключение договора о поставке товара;

  2. покупатель дает поручение банку, обслуживающему его, на открытие аккредитива;

  3. авизирование (уведомление) банка, обслуживающего продавца, об открытии аккредитива (посылка авизо);

  4. авизирование продавца об открытии аккредитива;

  5. поставка товара;

  6. передача документов;

  7. предоставление кредита продавцу;

  8. пересылка документов;

  9. платеж;

  10. передача документов покупателю;

  11. акцепт (согласие на оплату) документов.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (далее - банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение его условий (далее - исполнение аккредитива), либо предоставляет полномочие другому банку (далее - исполняющему банку) на исполнение аккредитива. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Банк-эмитент вправе открыть аккредитив от своего имени и за свой счет. В этом случае банк-эмитент является плательщиком.

Аккредитив обособлен и независим от основного договора. Исполнение аккредитива осуществляется на основании представленных документов.

Документы, которые могут требоваться по документарному аккредитиву:

Для банка получающего документы:

  • Сопроводительное письмо

Для банка и Бенефициара Документарный аккредитив: