Файл: Организация стартапов в индивидуальном предпринимательстве (Понятие «стартап» и его особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день тренд создания стартап проектов преобладает во всем мире.

Рынок стартап проектов развивается активнее с каждым годом, расширяя возможности стартап индустрии. Стартапы становятся все более актуальным и перспективным видом бизнеса. Многие стартап проекты получают огромные объемы инвестиций от венчурных фондов и инвесторов по всему миру. Активно развивается и набирает обороты экономическая политика государств по созданию стимулов для активизации участия предпринимателей в развитии бизнеса стартап индустрии. Осуществляется активная государственная поддержка предпринимательской инициативы по развитию инновационных проектов во всех секторах экономики.

В основе стартап проектов лежит создание уникальной идеи, которая должна стать сильным конкурентным преимуществом способным обеспечить привлечение инвестиций и выход на рынок высокой конкуренции. Для выделения из числа конкурентов и презентации инновационной идеи в условиях современного стартап рынка, необходима комплексная работа по формированию стратегии PR-продвижения и созданию основных элементов фирменного стиля стартап проекта. Таким конкурентоспособным проектом может стать стартап в сфере event-индустрии.

Цель данной курсовой работы: описать возможности реализации и раскрутки собственного стартапа в сфере event индустрии.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  • Изучить этапы подготовки деятельности стартапа.
  • Изучить этапы запуска деятельности стартапа в области event индустрии.
  • Изучить аспекты раскрутки собственного стартапа.

Объект исследования курсовой работы: стартап в event-индустрии.

Предмет исследования: средства, использованные для создания и продвижения стартап проекта.

Информационной базой послужили труды зарубежных и отечественных авторов, занимающихся вопросами создания и продвижения стартапов, актуальные Интернет-ресурсы.

В первой части курсовой работы описываются теоретические аспекты развития стартап проекта в event индустрии. Изложенный теоретический материал опирается на анализ учебно-методической литературы по теме исследования, раскрывается сущность и роль исследуемой проблемы.

Во второй части проведен анализ конкретного стартапа по следующим ключевым элементам: конкурентоспособная бизнес-идея стартапа, формирование команды стартапа, формирование целевой аудитории услуги стартапа, формирование ценностного предложения стартапа, поиск и изучение клиентов стартапа, анализ конкурентов стартапа, анализ рынка и его потенциала, разработка MVP, разработка модели монетизации стартапа, экономика и финансовые показатели стартапа, бизнес-модель стартапа, маркетинговые коммуникации и привлечение первых клиентов, формирование и тестирование каналов сбыта.


Таким образом, все теоретические предложения были подтверждены и проверены на практике, что подтверждает практическую значимость данной работы.

Глава 1. Теоретические аспекты развития стартап-проекта

Понятие «стартап» и его особенности

Понятие «стартап» – это результат соприкосновения теории жизненных циклов организации с теорией инноваций. Однако в своём исследовании Ильенкова Н.Д.[1] замечает, что понятие «инновация» толкуется разными исследователями по-разному, оно многогранно и порой противоречиво. Стартапом она называет не компанию, а всего одну из стадий её жизненного цикла, к тому же границы данной стадии у разных организаций могут быть разные. Не менее важными характеристиками стартапа является инновационность и рискованность. Таким образом, стартап – инновационная организация, находящаяся на ранней стадии своего жизненного цикла.

Выделяются следующие основные отличительные признаки «стартапа» от традиционного бизнеса:

  • проект имеет высокую степень неопределенности;
  • инновационность технологии, бизнес-модели стартапа: создание новых рынков в масштабах мира или региона;
  • потенциальный большой скачок спроса в использовании создаваемого товара или услуги в краткосрочной перспективе;
  • проактивность мышления стартаперов;
  • при становлении модели стартапа не требуются большие бюджеты;
  • мощная производительность и высокая рентабельность за относительно короткий̆ срок (3-5 лет).

Инновационность стартапов выражает их стратегия : стартапы, создавая революционные продукты или услуги, открывают новые рынки, тем самым становятся монополистами и первое время диктуют свои цены и правила. Однако инновационность продуктов влечёт за собой риски, связанные с научными разработками. Для минимизации этих рисков инновационное предпринимательство требует интеграции с государством и крупными структурами.

Международный отчёт Global Entrepreneurship Monitor (GEM)[2] информирует, что всего лишь 3% российских компаний малого бизнеса остаются на рынке после 3 лет открытия.


Почему такое происходит, в чём проблематика данного явления? Эрик Рис в своей книге считает, что такое в основном происходит из-за излишне основательного планирования, подготовке к масштабному старту, при этом спрос на «минимально рабочий продукт» (MPV) не проанализирован . Стартапы имеют специфику неопределенности: без теста MPV сложно понять целевую аудиторию и спрос на этот продукт. Причина при этом возникает из-за отсутствия ориентации на потребителя в процессах компании.

Вышеуказанная ситуация может объясняться использованием функционального подхода в управлении. Проблему может решить процессный подход к управлению стартап-проектом. Мелкому бизнесу, в том числе мелкосерийному производству, отлично знаком процессный подход: чёткие границы процесса, входы и выходы имеют чёткий порядок, нет проблем взаимодействии процессов и так далее.

Перечислим отличительные черты стартапа:

  • "молодость", компания должна быть создана недавно или находится в процессе становления;
  • ограниченность в ресурсах, в том числе и временных, что обусловлено молодостью компании;
  • наличие инновационной технологии, новизны;
  • ведение предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем или микропредприятием (2-10 человек);
  • отсутствие чёткого разделения труда, чёткой организационной структуры.

Число проектов, создаваемых с нуля сейчас растет, очень многие компании заявляют о своей поддержке инновационных проектов и готовы вкладывать в стартапы деньги, при условии грамотного бизнес-проекта.

    1. Понятие event-индустрии и ее роль в социальной сфере

Севастьянова Я.С.[3] в своей статье «Инновации в event-менеджменте» отмечает, что event-индустрия в России начала зарождаться с 1990-х годов и на данный момент остаётся одним из наиболее быстро растущим рынком.

Выделяют множество подходов к классификации разновидностей услуг в сфере организации мероприятий. Национальная Ассоциация Организаторов Мероприятий (НАОМ)[4] разработала наиболее полную классификацию. НАОМ вводит следующие категории event-услуг:

  • корпоративные мероприятия – мероприятия, направленные на создание, поддержание и улучшение корпоративной культуры компании;
  • event-маркетинг (событийный маркетинг) – комплекс мероприятий, проводимый для целенаправленного продвижения товара или услуги;
  • семинары и конференции – мероприятия (как правило деловые), где между участниками происходит обмен информацией – обсуждение насущных проблем и их решений в той или иной области;
  • фестивали – массовый культурный комплекс мероприятий, посвященные показу достижений разных областей искусства (музыка, кино, театр и другое);
  • частные мероприятия носят семейный или личный характер, событийные праздники для частных лиц, к частным мероприятиям также относят светские мероприятия для узкого круга лиц;
  • благотворительные мероприятия представляют собой отдельный комплекс мероприятий, оказывающие интеллектуальную, духовную и материальную помощь нуждающимся;
  • спортивные мероприятия относятся к событиям любых командных или индивидуальных видов спорта;

  • государственные мероприятия отличаются тем, что заказчиками выступают муниципальные или государственные правительственные учреждения, политической партии и тому подобные.

Российский рынок услуг в организации мероприятий подразумевает три группы участников: клиенты, агентства и подрядчики. Взаимодействие между группами происходит следующим образом. Клиент находит, выбирает и обращается в агентство с потребностью организовать мероприятие. Агентство разрабатывает определённую концепцию для решения задачи клиента, подбирает соответствующих подрядчиков-исполнителей. Наконец, исполнители под руководством агентства реализуют само мероприятие.

Севастьянова в статье, анализируя структуру рынка event-услуг Москвы, отмечает два типа агентств: универсальной направленности (занимаются организацией всех категорий мероприятий - их большинство, почти 81%) и узкоспециализированные (организующие одну категорию мероприятий). Cм. Рисунок 1.

Рисунок 1. Структура рынка event-услуг Москвы (агентства)

Севастьянова, рассматривая основные проблемы рынка event-услуг в России, выделяет отсутствие профильного образования, высокий уровень добавленной стоимости и наличие на рынке недобросовестных подрядчиков. Но в связи с большой динамикой развития рынка, упомянутые выше проблемы должны постепенно свестись к минимуму.

Проблематику данной отрасли хорошо дополняет Жуков В. А в своей статье «Тенденции развития рынка event-услуг»[5]. Он пишет, что ценообразование пребывает в хаосе на данном рынке. Как правило, не наблюдаются чётко установленные цены на услуги, сметы для клиентов не стандартизированы. В связи с высокой конкуренцией и некрепким связям клиента с одним и тем же агентством event-рынок благоприятен для демпинговых стратегий как способа заполучить клиента.

Также Севастьянова и Жуков пишут об отличных возможностях для роста и развития рынка и внедрения инноваций. Жуков видит следующие тенденции российской event-индустрии:

  1. Специализация агентств. Event-менеджеры закрывают информационные пробелы новыми образовательными изданиями, Интернет-ресурсами и курсами в этой сфере, а также практикой в отраслевых праздниках.
  2. При такой тенденции есть все основания полагать, что event-индустрия постепенно станет более цивилизованной.
  3. Увеличение объема рынка. Мероприятие, выступая в качестве инструмента воздействия, имеет уникальную и при этом востребованную на сегодняшний день специфику. Событие или мероприятие решает с равной эффективностью задачи внутреннего и внешнего PR. Поэтому количество услуг event-агентств не перестаёт увеличиваться, и узкоспециализированные компании в результате роста как правило переквалифицируются в универсальные.
  4. Интеграция event и public relations (связи с общественностью). Нынешняя особенность организации, проведения мероприятий и их интеграция в общую стратегию продвижения бизнеса влечёт увеличение спроса на информационное сопровождение события. Поэтому часто можно наблюдать в одном event-проекте партнёрство из двух отраслей: event-агентство (реализация) и digital pro компания (маркетинг).
  5. Укрупнение и жесткий отбор игроков рынка. Безусловно необычные и нестандартные идеи всегда в цене. Вместе с ростом отрасли усложняются и задачи заказчиков, также растёт их доверие к профильным event-компаниям. Поэтому востребовано постоянное увеличение профессионализма игроков рынка. Это значит, что нерентабельные, ничем не выдающиеся, некреативные компании будут вытеснены более крупными агентствами. Крупные заказчики будут работать только с профессиональными компаниями, способные реализовать новое мероприятие под заказ, а не делать банальные и малоинтересные мероприятия. Это приведёт к тому, что, когда будет сформирован цивилизованный рынок и укрепятся профессиональные связи между ивенторами, приобретёт большой вес авторское право. Таким образом, креатив и оригинальность каждой компании будет только расти в цене. Сильные event-компании «с мозгами» выживут и будут стремительно расти, а слабые отсеются.
  6. Рост профессионализма и ориентация на долгосрочное сотрудничество с клиентом. Основными задачами отрасли event-индустрии являются увеличение спроса на свои услуги, формирование стандартов качества и увеличение «времени жизни клиента» (Lifetime Value — совокупная прибыль компании, получаемая от одного клиента за все время сотрудничества с ним). Появляется необходимость ознакомления потенциальных клиентов (лидов) об event-индустрии и её услуг. Особенность event-бизнеса заключается в том, что заказчик часто не знает, чего хочет, ни разу не работал с агентствами ранее, не может чётко объяснить, как он себе представляет мероприятие. Все задачи и критерии заказчика субъективны. Поэтому event-компаниям необходимо предлагать различные концепции за клиента, включить его фантазию, разъяснить, как сделать мероприятие по-настоящему интересным. На самом деле, ивенторы – отличные помощники в решении внешних и внутренних корпоративных задач. Если правильно это донести потенциальным клиентам, то они обязательно поймут преимущества и выгоду event-агентств.

Исходя из этого, выделяются пять основных путей инновационного развития event-индустрии:

  1. коммуникации с клиентами – инновационные решения вопросов продвижения бренда и услуг агентств;
  2. концепция события – инновационный подход к режессированию сценарного плана мероприятия;
  3. техническое обеспечение – новые идеи в сфере светового, звукового и другого технического обеспечения события;

  4. развлекательная программа – изобретения новых эксклюзивных шоу-программ для мероприятий;

  5. IT сервисы и платформы (в том числе и мобильные) – технологичные разработки, позволяющие ускорить процессы взаимодействия участников групп отраслевого рынка, либо автоматизирующие некоторые из этих процессов.

Раскрутка стартапа

Деятельность в области продвижения стартапа, играет большую роль в создании успешных проектов и компаний. Рентабельность стартапов во многом зависит от эффективности, активности и грамотной стратегии коммуникационной деятельности.

Раскрутка стартапов, в первую очередь характеризуется ограниченными финансовыми ресурсами. Новая компания, которая находится на начальной стадии ведения бизнеса или вообще на этапе проектирования бизнес-идеи, как правило, не может себе позволить выделить большой бюджет на использование коммуникативных инструментов. Поэтому одна из основных особенностей стартапов в продвижении – активное использование малобюджетных методов раскрутки.

Деятельность в области продвижения стартапов базируется на четырех составляющих, которые в целом не отличаются от продвижения любой другой компании:

  • определение целевой аудитории, то есть люди, которые должны узнать о продукте;
  • сообщение, адресованное целевой аудитории;
  • цели и позиционирование компании;
  • каналы, с помощью которых аудитория узнает о стартапе.

Таким образом, для того чтобы деятельность по раскрутке стартапов была результативной, им необходимо четко составить портрет потребителя, определить миссию компании и четко сформулировать суть своей деятельности для составления грамотного и понятного сообщения, выбрать релевантные каналы основываясь на сегментации своей аудитории и бюджете.

Стратегия раскрутки стартапов существенно отличается от продвижения компаний, существующих на рынке длительное время:

  • стартап–команда зачастую не имеет опыта в продвижении конкретного продукта, они не знают, какие инструменты действительно работают;
  • как правило, продвижением стартапа занимается руководитель компании, не имея соответствующего образования и опыта;
  • у стартапа нет финансовых возможностей для принятия в штат специалиста по продвижению, а также для сдачи части коммуникативных работ на аутсорсинг, поэтому им приходится самостоятельно искать каналы эффективного продвижения;
  • практически вся активность в рамках продвижения товаров/услуг или самой компании должна происходить в тестовом режиме – с небольшими бюджетами и на небольшой срок;
  • стартапы крайне динамичны, изменчивы и нестабильны, поэтому долгосрочные программы продвижения для них не имеют смысла;
  • активность в рамках продвижения стартапов должна быть направлена не только на клиентов и партнеров, но и на инвесторов/венчурные фонды (привлечение внешнего финансирования), а также на поиск поддержки и помощи проекту;
  • особая атмосфера и корпоративная культура стартапа должны нивелировать ограниченные ресурсы – человеческие, финансовые, временные;
  • небольшие первые успехи и излишняя оптимистичность команды нередко мешают трезво оценить ситуацию, что приводит к неверным решениям: для стартапа необходим реалистичный взгляд.