Файл: Разработка дорожной карты создания нового бизнеса (Построение предстартовой бизнес-модели нового бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Ответы на вопрос «что?». Бизнес-идея. Эффект изюминки нового бизнеса.
1.4. Классификации стартапов в зависимости от предмета бизнеса
1.7. Ответы на вопросы «с кем?» и «против кого?»
1.8. Влияние предпринимательской среды на успех стартапа. Инфраструктура стартапов.
1.9. Построение предстартовой бизнес-модели нового бизнеса.
Введение
Различные истории каждого предпринимательского дела, каждой предпринимательской карьеры похожи на человеческую жизнь. Вначале родители решают дать жизнь новому человеку. Человек рождается на свет, растет, крепнет, достигает зрелости, становится взрослым, устойчивым и в дальнейшем живет полноценной взрослой жизнью. Потом он стареет и умирает – бессмертие не дано никому. Похожие стадии проживаются каждым предпринимательским делом. Любой бизнес-проект задумывается, создается, обустраивается, раскручивается, доводится до состояния конкурентной устойчивости и зрелости, поддерживается и развивается в обстановке конкуренции – растет, претерпевает изменения, а затем при необходимости завершается. Поэтому жизненный цикл каждого предпринимательского дела включает стадии создания, устойчивого ведения бизнеса и завершения. Создание этих самых циклов называется разработкой дорожной карты создания нового бизнеса.
Управление собственным бизнесом, в свою очередь, включает следующие стадии профессиональной деятельности предпринимателей:
- вхождение в бизнес, в том числе его обоснование, создание и доведение до состояния конкурентной устойчивости;
- ведение и развитие бизнеса в период его конкурентной устойчивости;
- прекращение участия в бизнесе, которое сопровождается выходом из него с закрытием бизнеса или передачей его в новые руки.
На разных стадиях профессиональной деятельности предприниматели по-разному управляют собственным бизнесом. При всем им рано или поздно приходится решать задачи, связанные с персональным вхождением в бизнес, ведением и развитием бизнеса и прекращением участия в нем. Целью данной курсовой работы является: изучение разработки дорожной карты создания нового бизнеса.
ГЛАВА 1
Профессиональным предпринимателям приходится не только выдвигать вечные вопросы бизнеса, но и определенным образом ранжировать их. Начинать следует с поиска ответов на вопросы «для чего?» и «для кого?», в ходе которых владельцы бизнеса:
1) определяют ожидания рынка, реакцией на которые мог бы стать их собственный бизнес по производству и продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ;
2) сопоставляют с ними собственные первоначальные намерения, уровень профессиональной квалификации, способности, мотивы и прежний опыт ведения бизнеса;
3) рассматривают состояние рынка, уровень конкуренции, существующие бизнес-коммуникации, изучают вероятных конкурентов, контрагентов, партнеров по бизнесу;
4) изучают законодательство и другую нормативную базу в интересующей области деятельности.
Бытует мнение, что предприниматели открывают дело, повинуясь в первую очередь своему внутреннему голосу, желаниям, склонностям и убежденности в собственной правоте. Порой считается, чтобы начать новое дело, людям надо опереться на внутренние мотивы, предпринимательский дух, внутренние самооценки, убедить себя в том, что они обязательно успешно справятся с любым делом, получат нужные результаты, как говорится, «сделают это». Для некоторых людей, вступающих в предпринимательство, главной заботой является создание фирмы «под что-нибудь» либо доказывание друзьям, знакомым, родственникам и соседям, что «я могу это сделать». Однако исходным пунктом всякого успешного бизнеса является не столько горячее стремление предприимчивых людей к реализации собственных интересов и амбиций в ведении бизнеса, сколько спокойное подчинение этих интересов жизненным реалиям. Создавать фирму просто «под что-нибудь», не определив предмет деятельности, накладно и недальновидно. Предстартовая стадия не только вдохновляет предпринимателей, открывая перед ними беспредельные возможности самореализации, но одновременно сковывает их необходимостью учитывать состояние и ожидания рынка, ограничивая их творческие фантазии суровой реальностью. Прежде всего на стадии зарождения бизнеса следует убедиться, что предполагаемый бизнес действительно может стать предметом полноценной деятельности, и не остаться плодом мечтаний, оторванных от жизни. Для этого необходимо проанализировать ожидания рынка. Ожидания и потребности рынка могут в той или иной мере соответствовать первичным представлениям будущих предпринимателей о степени необходимости и полезности их предполагаемой деятельности. А могут и вовсе не соответствовать им. К клиентам и их потребительским ожиданиям надо всегда относиться уважительно. В процессе изучения спроса следует:
- разграничивать спрос на товары, услуги и работы и потребности в них, не подкрепленные спросом;
- стараться рассматривать реальные потребности потенциальных клиентов, а не собственные предположения об их наличии.
Предприниматели должны четко понять свои профессиональные и личностные ожидания от занятия собственным бизнесом, подобно тому, как им приходится распознать потребительские ожидания своего окружения.
Сравнивая свои намерения и уровень профессиональной квалификации с выявленными потребностями и спросом на товары (услуги, работы), а также с другими ожиданиями рынка, будущие предприниматели стараются определить собственную предпринимательскую миссию.
Обоснование предпринимателями собственной миссии по ведению бизнеса – определяющий элемент предстартовой стадии. Под предпринимательской миссией понимают профессиональное предназначение предпринимателей, которое им необходимо определить и представить будущему окружению. Главным в обосновании предпринимательской миссии становится ответ на вопрос: для чего я собираюсь заниматься именно этим бизнесом? Предпринимателям необходимо объяснить себе и окружению, для чего они – именно они – стремятся заняться выбранным делом, а не каким-нибудь другим. Им необязательно быть отзывчивыми ко всем без исключения ожиданиям окружения, но не принимать их во внимание будущие предприниматели не вправе. Обоснование предпринимательской миссии становится ответом предпринимателей на понятые ими ожидания окружения и собственные ожидания от занятия бизнесом.
Формулирование своей миссии важно на предстартовой стадии, а не потом, когда бизнес уже создан, фирма зарегистрирована, направления предпринимательской деятельности определены. Именно на этой стадии предпринимателям приходится определять свою миссию, руководствуясь имеющимися знаниями. Часто им приходится интуитивно угадывать ее и даже предугадывать. Делать это надо обязательно, поскольку, отвечая на вопросы «для кого?» и «для чего?», предприниматели определяют, кому адресована миссия их профессиональной деятельности и с каким предметом деятельности она связана.
1.3. Ответы на вопрос «что?». Бизнес-идея. Эффект изюминки нового бизнеса.
Получив положительные ответы на вопросы «для чего?» и «для кого?», будущие предприниматели могут перейти к поиску ответов на другие вечные вопросы бизнеса: «кто?», «что?», «как?», «с кем?» и «против кого?».
Нахождение ответов на вопрос «что?» связано с непосредственным определением предпринимателями предмета своего бизнеса и его особенностей, которые предприниматели адресуют рынку. С этими ответами во многих публикациях связывается понятие «бизнес-идея».
Бизнес-идея представляет собой профессионально осмысленный предпринимательский замысел, позволяющий владельцам бизнеса управлять собственным делом плодотворно, нацеливая его на достижение успеха.
Поскольку отбираемое дело должно оказаться результативным, в центре внимания оказываются не только предмет дела, но и его предполагаемые результаты. Намечаемые результаты бизнеса должны быть сформированы, структурированы и предложены рынку.
Определение предмета деятельности и его предполагаемых результатов вплотную подводит предпринимателей к выдвижению целей будущего бизнеса. Выдвижение целей бизнеса включает их постановку, обоснование и формулирование.
Цели бизнеса – прообраз будущих результатов бизнеса. Их обоснование является в действительности обоснованием будущих результатов. Поэтому выдвижение целей бизнеса предваряет любые действия по достижению его результатов.
Наибольшую значимость имеют стратегические цели. В них формулируется жизнеспособная стратегия будущего бизнеса. Вместе с тем существенно значимы и тактические (оперативные) цели. На предстартовой стадии они должны быть связаны с подготовкой создания нового бизнеса и обеспечения условий успешного прохождения следующей стадии – стартапа.
Для совершения действий по созданию бизнеса важна последовательность не только при обосновании предметов деятельности, но и при структурировании приоритетов деятельности. Сначала надо создать бизнес, потом сделать его дееспособным, наконец, получить первые полноценные, хотя еще и нерегулярные, результаты.
Например, в теории и практике современного менеджмента часто применяется концепция SMART-целей.
Согласно этой концепции любая цель должна быть:
- конкретной (specific)
- измеримой (measurable)
- достижимой (attainable)
- уместной (relevant)
- определенной во времени (time-bound)
Каждому начинающему предпринимателю, который находится в поисках правильных целевых установок и ответов на вопрос «что?», целесообразно держать в уме: успехи в новом деле, как правило, зависят от «эффекта изюминки». Под эффектом изюминки понимается совокупность ключевых особенностей бизнеса, его неповторимых черт: предмета деятельности, технологий производства или сбыта товаров (услуг, работ), организации бизнеса, его внешнего представления «Изюминки бизнеса» – плодотворные дебютные идеи, которые берутся на вооружение предпринимателями и принимаются в расчет окружением в качестве их привлекательной особенности. Для разработки плодотворной дебютной идеи предпринимателям стоит порекомендовать произвести тщательное изучение своего профессионального опыта и ответить самим себе на вопрос о том, в чем именно будет состоять та самая «изюминка», предназначенная для целевого рыночного сегмента, ведь несомненно придуманные «изюминки» должны выглядеть конкурентными преимуществами нового бизнеса.
1.4. Классификации стартапов в зависимости от предмета бизнеса
В настоящее время применяются разные классификации стартапов. Наиболее распространенной является терминология, сформированная в интернет-бизнесе, в котором возник и сам термин «стартап». В зависимости от предмета бизнеса стартапы делятся на нишевые и трендовые 1. Нишевые стартапы предназначены для реализации нового бизнеса на уже существующих и достаточно развитых рынках. Большинство новых бизнес-проектов в интернет-бизнесе нишевые. Их инициаторы стремятся обнаружить или создать новую рыночную нишу внутри ранее сформированного сектора (сегмента) рынка и занять в ней выгодные конкурентные позиции. Трендовые стартапы характерны для бизнес-проектов, входящих в тот или иной новый тренд (системное направление) в интернет-бизнесе, либо для проектов, призванных сформировать такой тренд впервые. Сформированного рынка пока нет, и нет уверенности, что тренд имеет перспективу быть успешно реализованным, а бизнес в рамках такого тренда – результативным. Поэтому трендовые стартапы являются более рискованными, чем нишевые. Типичными примерами трендовых стартапов были, например, бизнес-проекты «ВКонтакте» и «Одноклассники». Они возникли в тот период, когда мало кто понимал роль и значение социальных сетей в современном обществе. Наряду с приведенной классификацией в современной литературе применяется деление стартапов на конвергентные и дивергентные. Конвергентными называются стартапы, в которых предмет бизнеса единообразен – предприниматели занимаются чем-то одним. Дивергентные стартапы отличаются неоднородностью предмета бизнеса – предприниматели занимаются одновременно выполнением ряда новых бизнеспроектов. Каждый бизнес может быть монопроектным или мультипроектным. Монопроектный бизнес состоит из единственного бизнес-проекта. Поэтому стадии жизненного цикла такого бизнес-проекта совпадают со стадиями жизненного цикла бизнеса. Предприниматели придумывают, создают и ведут свой бизнес ради одного проекта. Завершение бизнес-проекта означает свертывание бизнеса как такового. Мультипроектный бизнес состоит из ряда одновременно разрабатываемых бизнес-проектов, как минимум – двух. Жизнь предпринимательского дела не прерывается при завершении жизненного цикла любого из осуществленных бизнес-проектов. Она сохраняется в других проектах, принятых предпринимателями в профессиональную проработку. Для выполнения этих проектов формируется ресурсный потенциал, берутся обязательства по гарантиям качества результатов, организуются бизнес-процессы.