Файл: Практикум по информатике рекомендовано в качестве учебного пособия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 736
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63 16.
Массив задан датчиком случайных чисел на интервале [–33,
66]. Найти наименьший нечетный элемент.
17.
Разработать программу, выводящую количество максимальных элементов в массиве из пятидесяти целочисленных элементов.
18.
Разработать программу, циклически сдвигающую элементы це- лочисленного массива влево. Нулевой элемент массива ставится на по- следнее место, остальные элементы сдвигаются влево на одну позицию.
Запрещается использовать второй массив.
19.
Дано два массива с неубывающими целыми числами. Напиши- те программу, формирующую новый массив из элементов первых двух.
В результирующем массиве не должно быть одинаковых элементов.
20.
Дан массив целых чисел из 30 элементов. Найдите все локаль- ные максимумы. (Элемент является локальным максимумом, если он не имеет соседей, больших, чем он сам).
64
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8.
МНОГОМЕРНЫЕ МАССИВЫ
Цель лабораторной работы
: изучить свойства элемента управле- ния
DataGridView
. Написать программу с использованием двухмерных массивов.
8.1. Двухмерные массивы
Многомерные массивы имеют более одного измерения. Чаще всего используются двумерные массивы, которые представляют собой табли- цы. Каждый элемент такого массива имеет два индекса, первый опреде- ляет номер строки, второй – номер столбца, на пересечении которых находится элемент. Нумерация строк и столбцов начинается с нуля.
Объявить двумерный массив можно одним из предложенных способов:
тип[,] имя_массива;
тип[,] имя_массива = new тип[размер1, размер2];
тип[,] имя_массива =
{{элементы 1‐ой строки},
...,
{элементы n‐ой строки}};
тип[,] имя_массива = new тип[,]
{{элементы 1‐ой строки},
...,
{элементы n‐ой строки}};
В качестве примера рассмотрим код, который строит «таблицу ум- ножения» – каждая ячейка будет содержать значение, равное произве- дению номера строки и номера столбца:
// Объявление двухмерного массива int
[,] mul = new int
[10,10];
// Заполнение массива for
(
int i = 0; i < 10; i++) for
(
int j = 0; j < 10; j++) mul[i, j] = i * j;
8.2. Элемент управления
DataGridView
При работе с двухмерными массивами ввод и вывод информации на экран удобно организовывать в виде таблиц. Элемент управления
DataGridView может быть использован для отображения информации
65 в виде двумерной таблицы. Для обращения к ячейке в этом элементе необходимо указать номер строки и номер столбца. Например: dataGridView1.Rows[2].Cells[7].Value = "*";
Этот код запишет во вторую строку и седьмой столбец знак звез- дочки.
8.3. Порядок выполнения задания
В ходе выполнения задания нужно создать программу для опреде- ления целочисленной матрицы 15×15. Разработать обработчик кнопки, который будет искать минимальный элемент на дополнительной диаго- нали матрицы. Результат вывести в текстовое поле.
Окно программы приведено на рис. 8.1.
Текст обработчика события нажатия на кнопку следует ниже.
Рис. 8.1. Окно программы для работы с двухмерным массивом
private void button1_Click(
object sender,
EventArgs e)
{ dataGridView1.RowCount = 15;
// Кол‐во строк
66 dataGridView1.ColumnCount = 15;
// Кол‐во столбцов int
[,] a = new int
[15,15];
// Инициализируем массив int i,j;
//Заполняем матрицу случайными числами
Random rand = new
Random
(); for
(i = 0; i < 15; i++) for
(j = 0; j < 15; j++) a[i,j] = rand.Next(‐100, 100);
// Выводим матрицу в dataGridView1
for
(i = 0; i < 15; i++) for
(j = 0; j < 15; j++) dataGridView1.Rows[i].Cells[j].Value = a[i, j].ToString();
// Поиск максимального элемента
// на дополнительной диагонали int m = int
.MinValue; for
(i = 0; i < 15; i++) if
(a[i, 14 – i] > m) m = a[i, 14 – i];
// выводим результат textBox1.Text =
Convert
.ToString(m);
}
Индивидуальные задания
1.
Дана матрица A(3,4). Найти наименьший элемент в каждой строке матрицы. Вывести исходную матрицу и результаты вычислений.
2.
Дана матрица A(3,3). Вычислить сумму второй строки и произ- ведение первого столбца. Вывести исходную матрицу и результаты вы- числений.
3.
Вычислить сумму S элементов главной диагонали матрицы
B(10,10). Если S>10, то исходную матрицу преобразовать по формуле b
ij
=
b ij
+
13.5; если S
10, то b ij
=
b ij
2
–
1.5. Вывести сумму S и преобразо- ванную матрицу.
4.
Дана матрица F(15,15). Вывести номер и среднее арифметиче- ское элементов строки, начинающейся с 1. Если такой строки нет, то вывести сообщение «Строки нет».
5.
Дана матрица F(7,7). Найти наименьший элемент в каждом столбце. Вывести матрицу и найденные элементы.
6.
Найти наибольший элемент главной диагонали матрицы
A(15,15) и вывести всю строку, в которой он находится.
7.
Найти наибольшие элементы каждой строки матрицы Z(16,16) и поместить их на главную диагональ. Вывести полученную матрицу.
8.
Найти наибольший элемент матрицы A(10,10) и записать нули в ту строку и столбец, где он находится. Вывести наибольший элемент, исходную и полученную матрицу.
67 9.
Дана матрица R(9,9). Найти наименьший элемент в каждой строке и записать его на место первого элемента строки. Вывести ис- ходную и полученную матрицы.
10.
Вычислить количество H положительных элементов последне- го столбца матрицы X(5,5). Если H
<
3, то вывести все положительные элементы матрицы, если H
3, то вывести сумму элементов главной диагонали матрицы.
11.
Вычислить и вывести сумму элементов матрицы A(12,12), рас- положенных над главной диагональю матрицы.
12.
Найти номер столбца матрицы, в котором находится наимень- шее количество положительных элементов.
13.
Дан двухмерный массив 20
×
20 целочисленных элементов.
Найдите все локальные максимумы. (Элемент является локальным мак- симумом, если он не имеет соседей, больших, чем он сам).
14.
Дана матрица 7
×
7. Найти наибольший элемент среди стоящих на главной и побочной диагоналях и поменять его местами с элементом, стоящим на пересечении этих диагоналей.
15.
Задана матрица, содержащая N строк и M столбцов. Седловой точкой этой матрицы назовем элемент, который одновременно является минимумом в своей строке и максимумом в своем столбце. Найдите ко- личество седловых точек заданной матрицы.
16.
Дана квадратная матрица 10
×
10. Реализуйте программу для транспонирования матрицы по главной и побочной диагоналям.
17.
Требуется совершить обход квадратной матрицы по спирали так, как показано на рисунке: заполнение происходит с единицы из ле- вого верхнего угла и заканчивается в центре числом N
2
, где N – порядок матрицы. Реализуйте программу для матрицы 10
×
10.
18.
Требуется заполнить змейкой квадратную матрицу так, как по- казано на рисунке: заполнение происходит с единицы из левого верхне- го угла и заканчивается в правом нижнем числом N
2
, где N – порядок матрицы. Реализуйте программу для матрицы 10
×
10.
68 19.
Дана шахматная доска (матрица 8
×
8). Разработать программу, показывающую последовательность ходов конем с произвольной клет- ки. Конь ходит в соответствии с шахматными правилами, но в произ- вольную сторону (сгенерировать случайным образом). В клетку, с кото- рой начинается ход, выводится единица. В клетку, в которую идет далее конь, записывается двойка и т. д. Ходить конем на клетки, на которых уже побывал конь, нельзя. Алгоритм останавливает работу, когда конем ходить некуда. Максимальная последовательность ходов – 64.
20.
Проверка на симпатичность. Рассмотрим таблицу, содержащую n строк и m столбцов, в каждой клетке которой расположен ноль или единица. Назовем такую таблицу симпатичной, если в ней нет ни одно- го квадрата 2 на 2, заполненного целиком нулями или целиком едини- цами. Так, например, таблица 4 на 4, расположенная слева, является симпатичной, а расположенная справа таблица 3 на 3 – не является.
69
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9.
ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ
Цель лабораторной работы:
изучить возможности построения графиков с помощью элемента управления
Сhart
. Написать и отладить программу построения на экране графика заданной функции.
9.1. Как строится график с помощью элемента управления
Chart
Обычно результаты расчетов представляются в виде графиков и диаграмм. Библиотека .NET Framework имеет мощный элемент управления
Chart для отображения на экране графической информа- ции (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Окно программы с элементом управления
Построение графика (диаграммы) производится после вычисления таблицы значений функции y
=
f(x) на интервале [Xmin, Xmax] с задан- ным шагом. Полученная таблица передается в специальный массив
Points объекта
Series элемента управления
Сhart с помощью метода
DataBindXY
. Элемент управления
Chart осуществляет всю работу по ото- бражению графиков: строит и размечает оси, рисует координатную сет- ку, подписывает название осей и самого графика, отображает передан- ную таблицу в виде всевозможных графиков или диаграмм. В элементе
70 управления
Сhart можно настроить толщину, стиль и цвет линий, пара- метры шрифта подписей, шаги разметки координатной сетки и многое другое. В процессе работы программы изменение параметров возможно через обращение к соответствующим свойствам элемента управления
Chart
. Так, например, свойство
AxisX
содержит значение максимального предела нижней оси графика, и при его изменении во время работы про- граммы автоматически изменяется изображение графика.
9.2. Пример написания программы
З а д а н и е : составить программу, отображающую графики функций sin(x) и cos(x) на интервале [Xmin, Xmax]. Предусмотреть возможность из- менения разметки координатных осей, а также шага построения таблицы.
Прежде всего, следует поместить на форму сам элемент управления
Chart
. Он располагается в панели элементов в разделе Данные.
Список графиков хранится в свойстве
Series
, который можно изме- нить, выбрав соответствующий пункт в окне свойств. Поскольку на одном поле требуется вывести два отдельных графика функций, нужно добавить еще один элемент. Оба элемента, и существующий и добавленный, нужно соответствующим образом настроить: изменить тип диаграммы
ChartType на
Spline
. Здесь же можно изменить подписи к графикам с абстрактных
Series1 и Series2 на sin(x) и cos(x) – за это отвечает свойство
Legend
. Нако- нец, с помощью свойства
BorderWidth можно сделать линию графика по- толще, а затем поменять цвет линии с помощью свойства
Color
Ниже приведен текст обработчика нажатия кнопки «Расчет!», ко- торый выполняет все требуемые настройки и расчеты и отображает графики функций: private void buttonCalc_Click(
object sender,
EventArgs e)
{
// Считываем с формы требуемые значения double
Xmin = double
.Parse(textBoxXmin.Text); double
Xmax = double
.Parse(textBoxXmax.Text); double
Step = double
.Parse(textBoxStep.Text);
// Количество точек графика int count = (
int
)
Math
.Ceiling((Xmax ‐ Xmin) / Step)
+ 1;
// Массив значений X – общий для обоих графиков double
[] x = new double
[count];
// Два массива Y – по одному для каждого графика double
[] y1 = new double
[count]; double
[] y2 = new double
[count];
71
// Расчитываем точки для графиков функции for
(
int i = 0; i < count; i++)
{
// Вычисляем значение X
x[i] = Xmin + Step * i;
// Вычисляем значение функций в точке X
y1[i] =
Math
.Sin(x[i]); y2[i] =
Math
.Cos(x[i]);
}
// Настраиваем оси графика chart1.ChartAreas[0].AxisX.Minimum = Xmin; chart1.ChartAreas[0].AxisX.Maximum = Xmax;
// Определяем шаг сетки chart1.ChartAreas[0].AxisX.MajorGrid.Interval = Step;
// Добавляем вычисленные значения в графики chart1.Series[0].Points.DataBindXY(x, y1); chart1.Series[1].Points.DataBindXY(x, y2);
}
9.3. Выполнение индивидуального задания
Постройте график функции для своего варианта из лабораторной работы № 4. Таблицу данных получить путем изменения параметра X с шагом dx. Добавьте второй график для произвольной функции.
72
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 10.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Цель лабораторной работы: изучить возможности Visual Studio по созданию простейших графических изображений. Написать и отладить программу построения на экране различных графических примитивов.
10.1. Событие
Paint
Для форм в C# предусмотрен способ, позволяющий приложению при необходимости перерисовывать окно формы в любой момент вре- мени. Когда вся клиентская область окна формы или часть этой области требует перерисовки, форме передается событие
Paint
. Все, что требу- ется от программиста, – это создать обработчик данного события
(рис. 10.1), наполнив его необходимой функциональностью.
Рис. 10.1. Создание обработчика события Paint
10.2. Объект
Graphics
для рисования
Для рисования линий и фигур, отображения текста, вывода изо- бражений и т. д. нужно использовать объект
Graphics
. Этот объект пре- доставляет поверхность рисования и используется для создания графи- ческих изображений. Ниже представлены два этапа работы с графикой.
Создание или получение объекта
Graphics
Использование объекта
Graphics для рисования.
73
Существует несколько способов создания объектов
Graphics
. Од- ним из самых используемых является получение ссылки на объект
Graphics через объект
PaintEventArgs при обработке события
Paint формы или элемента управления: private void
Form1_Paint(
object sender,
PaintEventArgs e)
{
Graphics g = e.Graphics;
// Далее вставляется код рисования
}
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 12