Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Тема, которую я буду рассматривать в своей курсовой является довольно актуальной. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансы являются одним из важнейших экономических элементов, отражающего экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.
Управление финансами - это сфера финансов, связанная с денежными решениями, принимаемыми коммерческими предприятиями, а также с инструментами и анализом, используемыми для принятия этих решений.
Таким образом, мы можем определить финансирование как изучение методов, которые помогают нам эффективно планировать, привлекать и использовать средства для достижения корпоративных целей.
С помощью финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Управление финансами является составной частью общей системы управления. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества. У каждого государства есть определенные, постоянно выполняемые функции. Одной из которых и является функция управления финансами. Безусловно, стабилизируя финансовые отношения возможно исправить недочеты в динамике производства, однако, если исключить финансовое управление, а также финансовые отношения, обеспечить круговорот производственных фондов, регулирование структур экономики и создание условий для стабильного развития экономики в стране невозможным.
В свою очередь изменение социально-экономических условий жизни общества влияет и на характер финансовых отношений и на формы и методы финансового управления. На основании этого разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу. Большое значение имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов, которое сегодня происходит исходя из спроса и предложения между экономическими субъектами, развитие страхового рынка, изменение расходов бюджета.
Проведение всех изменений может быть осуществлено только благодаря качественному управлению всей финансовой системы. Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Это дает основание утверждать, что необходимым условием решения задачи эффективности управления финансами в системе факторов стабилизации экономического развития системы государственного регулирования выступает опосредуемый финансовыми отношениями процесс создания и использования общегосударственных фондов денежных средств.
Целью курсовой работы является изучение вопроса управления финансами в Российской Федерации и направлений его совершенствования.
Задачи:
– изучить сущность и методы и объекты управления финансами;
– охарактеризовать систему государственных органов управления финансами;
– рассмотреть направления финансовой политики для стабилизации социально-экономического развития;
– найти пути выхода России из современного финансового кризиса.
Объектом исследования является управления финансами в РФ.
Предмет исследования – управления финансами РФ.
Глава 1. Основные задачи и методы управления финансами
1.1 Сущность управления финансами
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как финансы организаций, страховые отношения, государственные финансы и финансы и домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления как, как финансовые службы, предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Все организационные структуры в совокупности, которые осуществляют управление финансами, и являются финансовым аппаратом. Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы, и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как: планирование, контроль, а также оперативное управление. Планирование может считаться одним из главных в системе управления финансами. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Плановые решения принимаются на основе окончательного результата анализа финансовой информации, которая основывается на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оперативное управление представляет собой совокупность мер, которые вырабатываются на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.
Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности. Контроль осуществляется в процессе оперативного управления и планирования. Он позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, определять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования. Различают стратегическое, управление финансами и оперативное. Стратегическое планирование заключается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ. Осуществляется органами государственного и хозяйственного управления: Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента, Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации и местных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.
При обработке управленческих решений финансового характера как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа как итогов прошлого хозяйственного периода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами, рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Управленческие решения по финансам оформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других формах. В нашей стране в условиях экономических преобразований неоправданно недооценен накопленный ранее опыт управления финансами, который положительно влиял на экономику в прошлом. В управлении почти не находят должного применения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельные капитальные вложения и другие. Слабо развиваются формы государственного кредита, игнорируется применение субвенций целевых дотаций из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки и осуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиления государственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы. Приоритетными задачами экономической политики, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.
Для выполнения выше указанных задач необходимы определенные меры, которые были направлены на новые законопроекты, внесения изменений и дополнений в действующие детали в целях создание благоприятного делового климата, защиты прав собственности, повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бремени по совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартов финансовой отчетности и повышению открытости информации о финансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершению перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а высоко дотационных субъектов РФ – кассовое обслуживание через органы федерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования, системы государственного регулирования страхования и надзора.
1.2 Объекты и субъекты управления
Финансовая система можно определить, как финансовые отношения, существующие в рамках определенной экономической формации. Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовой системы основывается на следующих принципах:
1) Функциональное назначение. Заключается в выполнении определенным звеном финансовой системы своих задач (государственный бюджет выражает распределительные
отношения между государством, населением и предприятиями; финансы предприятий отражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, которые предназначены для обеспечения первичных потребностей общества).
2) Единство финансовой системы –это единая экономическая и политическая основа государства. Это объясняет единую финансовую политику, которую проводит государство с помощью централизованных
финансовых органов для достижения единых целей. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.
Общегосударственным финансам принадлежит основная роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы можно определить, как отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и части национального богатства, которые связаны с формированием финансовых ресурсов государства, а также использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
В сфере государственных финансов выделяются звенья:
- Государственный кредит.
- Государственный бюджет;
- Внебюджетные фонды;
Государственный бюджет можно назвать главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода. Бюджет РФ как финансовый план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на год. Общие показатели и структура доходов и расходов безусловно связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.
Внебюджетные фонды создаются региональными, федеральными органами государственной власти, а также, органами местного самоуправления с целью аккумулирования денежных средств, которые направлены на финансирование расходов, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы.
Первая охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств).
Вторая группа включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может быть инвестором на финансовом рынке, приобретая государственные ценные бумаги для получения дохода и увеличения финансовых ресурсов. Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, посредством органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также для стабилизации денежного обращения в стране.