Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов, и выступают неотъемлемой частью управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на этапе рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ, органов местного самоуправления), финансовых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он обеспечивает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Такая форма контроля позволяет предотвратить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т.д.
Текущий контроль осуществляется при исполнении бюджетов всех уровней, финансовых планов отдельных программ. Эта форма контроля предполагает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов.
Предыдущий контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов, обобщающих хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования на конец отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и разработки тактики и стратегии на следующие и последующие финансовые годы.
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами контроля РФ и субъектов РФ). Целю этого контроля является соблюдение интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.
Контроль за органами местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен, в первую очередь, на мониторинг и анализ хода исполнения местных бюджетов.
Финансовый контроль кредитных органов заключается в проверке правильности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи данного контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.
Независимый (аудиторский) контроль осуществляется аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими проведение аудиторских проверок.
1.2 Методы финансового контроля
Различают следующие методы (способы, приемы) реализации финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.
Проверка производиться по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае нахождения нарушения финансовой дисциплины применяются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование предполагает изучение определенных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.
Надзор - это мониторинг финансовых операций с целью их проведения в соответствии со стандартами и требованиями, установленными действующим законодательством. Систематическое нарушение норм, требований, приводящие к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, в некоторых случаях влечет за собой применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на осуществление каких-либо действий (операций).
Наблюдение (мониторинг)- это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъектом контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может быть установлено кредитора с согласия субъекта, а также может быть введено арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Аудит проводится в форме наиболее распространенного и комплексного метода финансового контроля. По полноте охвата финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.
Полный аудит предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематический аудит предполагает мониторинг финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Комплексный аудит включает в себя проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов безопасности и эффективности использования производственных факторов, соблюдение финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.
В зависимости от степени охвата финансово - хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, состоящие из проверки всех операций, всей первичной документации по определенной области деятельности за весь проверяемый период времени и выборочного аудита, суть которых заключается в проверке части первичных документов за определенный период времени.
Наряду непрерывными и выборочными проверками используются комбинированные проверки, состоящие в проверке отдельных областей деятельности экономического субъекта с использованием надежного метода, а в других выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.
Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, каретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, который является официальным финансовым документом, на основании которого разрабатываются и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В управлении финансами, как и в любой другой контролируемой системе, различаются объекты и субъекты управления. Объектами управления являются различные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, сбережений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений конкретные методы целенаправленного воздействия на финансы.
В то же время они разделяют общие методы и методы контроля. В управлении финансами можно выделить такие важны функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, а также контроль. Финансовый менеджмент на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляется финансовыми отделами и службами предприятий, а также финансовыми отделами министерств и ведомств. Страховая отрасль управляется специальными страховыми структурами. Управление государственными финансами осуществляется Министерством финансов Российской Федерации и его местными органами. Важнейшим органом финансового управления является Министерство финансов Российской Федерации и его местные органы.
Финансовое планирование, как уже отмечалось, является важным элементом финансового менеджмента. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом является подготовка финансовых планов, начиная от бюджета отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. Каждый план определяет доходы и расходы за определенный период, отношения со всеми частями финансово-кредитной системы для платежей и расчетов. При финансовом планировании в качестве основы выступают требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. В то же время определяется объем средств и их источники, необходимые для достижения запланированных целей, определяются резервы роста доходов и экономии затрат, устанавливаются оптимальные пропорции при распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.
Частью общего финансового управления являются автоматизированные системы управления (АСУ), основанные на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемой частью структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов. АСУ финансами – это сочетание экономико- математических методов, электронной и вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает как подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. АСУ представляют собой качественно новый шаг в улучшении управления экономикой и финансами. Для повышения эффективности их работы необходимы меры по предоставлению технического оборудования для работников финансовых служб и постоянному совершенствованию системы управления.
Важным подразделением Министерства финансов является отдел жилищных кредитов и государственного долга. Оно отвечает за выдачу государственных займов, выплату процентов по ним и погашение государственного долга. Важное место в управлении финансами имеют специализированные органы финансового контроля, которые не зависят от правительства и подотчетны парламенту. Фактически деятельность контрольного управления сводится к ежегодным проверкам состояния финансов федеральных ведомств и составлению документов и рекомендаций президенту и конгрессу на основе проведения проверок.
Управление финансами местных органов власти, а в федеративных государствах и членов федерации осуществляют Финансово-бюджетные советы, которые составляют проекты соответствующих бюджетов и организуют их исполнение. Структура управления финансами национальных и транснациональных корпораций имеет организационно-правовую форму акционерных обществ. Таким образом финансовое управление американской корпорации «Дюпон» включает девять отделов и 29 секторов. Финансовый директор является вице-президентом корпорации и напрямую подотчетен своему президенту. Ему подчинены главный казначей и главный финансовый контролер корпорации. Финансовый менеджмент в Российской Федерации, в основном, осуществляется высшими законодательными органами власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Важнейшим органом, отвечающим за управление финансами РФ, является Министерство Финансов РФ и его местные органы. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации.
Подводя итоги, и делая выводы по проделанной работе, можно выделить следующие основные задачи Министерства финансов РФ:
- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и т.д.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью отчислений в бюджет всех обязательных платежей возложенных на Министерство РФ по налогам и сборам и его местные органы– налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законом;
- следить за соблюдением налогового законодательства на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды;
С работой Министерства РФ по налогам и сборам тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г. Сфера Департамента налоговой полиции – предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определяются Законом о федеральных органах налоговой полиции. Налоговая полиция вправе налагать административный арест на имущество лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, а также проводить проверки, оформляя их актами. За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан: