ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Происхождение домашних коз и овец
Козы и овцы – одни из первых животных, одомашненных человеком. Их начали приручать, по-видимому, 8000 – 12000 лет назад, в позднем каменном веке (неолите), о чем свидетельствуют ископаемые остатки и наскальные изображения, найденные в различных районах Европы, Малой и Средней Азии.
Систематически козы и овцы очень близки между собой – они относятся к отряду парнокопытных (Artiodactyla), семейству полорогих (Bovidae), подсемейству козьих (Caprinae). Некоторые ученые даже считают коз (Сарrа) и баранов (Ovis) представителями одного рода. Однако большинство специалистов не разделяют эту точку зрения.
Отличить домашнюю козу от овцы несложно – хотя бы по характерной «козлиной бородке» или по форме рогов. Дикие же представители двух этих родов гораздо более разнообразны, и определить, кто из них «козел», а кто «баран» весьма непросто. Тем более, как было сказано, сами зоологи не всегда придерживаются по этому поводу единого мнения. С другой стороны, разнообразные породы домашних коз и овец зачастую очень сильно отличаются друг от друга.
Какие же животные были родоначальниками современных пород и какие признаки приобрели козы и овцы за несколько тысячелетий селекции?
Козы
Козы, скорее всего, были одомашнены несколько раньше овец, т.к. при археологических раскопках находят либо только их кости, либо кости и коз, и овец вместе.
Домашние козы относятся к виду Сарrа hircus. При обсуждении вопроса о степени их родства с тем или иным диким видом во внимание принимаются такие признаки, как особенности строения черепа, строение и форма рогов, а также возможность получения плодовитого потомства в результате скрещивания.
Рис. 2. Домашние козы
Основным кандидатом в дикие предки домашних коз считаются безоаровые, или бородатые, козы (C. aegagrus). Во многих руководствах С. hircus и C. aegagrus даже рассматриваются, как синонимы т.е. названия одного и того же вида. Встречаются безоаровые козы в горных районах Афганистана, Туркменистана, Ирана, Кавказа, Закавказья и Малой Азии вплоть до греческих островов в Эгейском море. Название «бородатые» они получили за свою густую и длинную «бороду», а безоары – это своеобразные инородные тела (минерализованные отложения остатков пищи), которые иногда находят в их (как, впрочем, и у других копытных) желудках или кишечнике. Поскольку этим образованиям приписывались лечебные свойства, за дикими козами активно охотились. Сейчас они сохранились только в неприступных районах и внесены в списки угрожаемых видов Международной Красной книги.
Безоаровые козы крупнее домашних – высота самцов в холке достигает 95 см. Они имеют рыжевато-серую или коричневато-желтую масть с черной полосой вдоль спины. Лоб, грудь и передняя сторона шеи буровато-черные. Рога у безоаровых коз большие, сплющенные с боков, образуют полукруг и от основания расходятся в стороны. В поперечном сечении они имеют форму треугольника с острой передней гранью, на которой выступают узлы и зазубрины.
Безоаровые козы – наиболее экологически пластичный вид диких коз. Главным при выборе ими мест обитаний является наличие крутых, обрывистых склонов и ущелий. Питаются они травой и ветками деревьев и при кормежке нередко встают на задние ноги, а передними опираются на ствол дерева. А иногда и просто взбираются на горизонтальные ветви деревьев. Живут безоаровые козы небольшими стадами.
Рис. 3. Мархур
Вторым вероятным предком домашней козы считается винторогий козел, или мархур (C. falconeri), обитающий в горах Северо-Западной Индии, Пакистана, Афганистана и бывших Среднеазиатских республик. На персидском языке «мар» значит змея, «хур» – пожирающий. Существовало поверье, что винторогий козел пожирает змей, намеренно разыскивая их в горах, поэтому его мясо является целебным, нейтрализующим змеиный яд. Мархур имеет длинные, направленные вверх и несколько назад плоские рога. Каждый рог штопорообразно закручен (левый – вправо, а правый – влево), образуя от полутора до шести и даже более оборотов спирали. Длина рогов у взрослых самцов может превышать 1,5 м. У самок мархура рога тоже извитые, но меньших размеров. Как и безоаровые козы, винторогий козел занесен в Международную Красную книгу.
У домашних коз рога такого типа, который представлен у мархура, встречаются очень редко (рога же, как у безоаровых коз, – примерно у трети животных), в связи с чем не все исследователи считают его предком домашних коз. Однако совсем исключать винторогого козла из числа родичей домашних коз нельзя – возможно, в ряде районов мархура скрещивали с уже существовавшими тогда породами.
Интересно, что в Восточной Галиции в отложениях неолитического периода были найдены три черепа коз, получивших название первобытной козы приска (C. prisca).
Рога козы приска изгибаются назад, расходятся в стороны и имеют слабую спиральную закрученность, причем правый рог закручен направо, а левый – налево, т.е. направление витков противоположно наблюдаемому у маркура. Именно такие рога часто встречаются у домашних коз во всем мире. Однако скорее всего коза приска – не самостоятельный вымерший вид, а уже одомашненная форма безоаровой козы, форма рогов которой изменилась в результате мутации.
Среди других видов диких коз стоит упомянуть сибирского козла, кавказского и дагестанского туров, альпийского и пиренейского горных козлов.
Сибирского горного козла, или козерога (C. sibirica), можно встретить в горах Средней и Центральной Азии и юга Сибири (Алтай, Саяны). Это один из самых крупных представителей рода, достигающий в холке высоты 90–120 см при массе до 130–150 кг. Рога козерога имеют саблевидную или серпообразную форму – они длинные, тонкие, квадратные в сечении. Длина рогов достигает 140 см, обхват у основания – 26 см.
Кавказский, или кубанский, тур (C. caucasica) – эндемик западной части большого Кавказа. Обитает в горах, на высоте 1,5–3,5 тыс. м над уровнем моря, преимущественно в субальпийской и альпийской зонах. Самцы имеют толстые, саблеобразно изогнутые рога длиной до 85 см и массой 3–5 кг.
Дагестанский, или восточно-кавказский, тур (С. cylindricornis) встречается в восточной и южной частях Большого Кавказского хребта. Рога дагестанского тура изогнуты назад в более горизонтальном, чем у кубанского, положении, а их вершины направлены слегка внутрь. На передней поверхности у основания рогов расположены поперечные морщины.
Альпийский горный козел (C. ibex) населяет Альпы и горы Центральной Европы, а пиренейский (C. pyrenaica) встречается в горах Испании. У первого рога напоминают по форме рога козерога, а у второго – рога кавказского тура.
Козероги и туры хорошо приручаются и размножаются в неволе и дают с домашними козами плодовитое потомство. Однако рогов, подобных рогам этих видов, у представителей домашних коз не встречается. Тем не менее эти виды диких коз, хотя и не являются, наверное, прямыми предками домашних, скорее всего принимали, как и мархур, определенное участие в образовании новых пород.
Близкие родичи коз из числа евро-азиатских копытных – гималайские и аравийские тары (род Hemitragus) и памирские и тибетские голубые бараны (род Pseudois). Однако их участие в образовании пород домашней козы, хотя и возможно, но не доказано. Еще дальше отстоят от «настоящих» коз европейские серны (род Rupicapra) и восточно-азиатские горалы и сероу (род Naemorhedus).
Весьма интересным и, похоже, достаточно близким родственником коз является также гривистый баран (Ammotragus lervia), распространенный в каменистых горных пустынях Северной Африки – от Атлантики до Красного моря. Этот баран способен скрещиваться с домашними козами и в то же время, по-видимому, является родоначальником ряда специфических африканских пород овец... А вот с домашними овцами Европы и Азии он не скрещивается.
Сложность вопроса о происхождении домашних коз состоит еще и в том, что даже среди одной породы могут встречаться особи с рогами разных типов, а козы специализированных молочных пород, как правило, вообще комолы (безроги). За несколько тысячелетий, прошедших со времени приручения, внешний вид и продуктивность домашних коз претерпели ряд изменений. Дошедшие до нас изображения на каменных плитках свидетельствуют о том, что уже в IV–III тысячелетиях до нашей эры в древних государствах Месопотамии – Шумере и Аккаде – разводили домашних коз с длинной, волнистой шерстью, очень похожих на современных ангорских. На ассирийских барельефах удалось обнаружить изображения коз со свисающими ушами, т.е. значительно отличающиеся по этому признаку от диких предков. В результате длительной селекции ноги домашних коз стали короче и шире, у них укоротилась шея, а туловище стало относительно длиннее, главным образом за счет развития задней части. Домашние козы мельче диких, их масса и рост сильно варьируют, у них нет таких мощных рогов, как у диких, они утратили защитную окраску. Сильно изменился кожно-волосяной покров. Руно ангорских коз даже в отдаленной степени не похоже на волосяной покров диких горных козлов и туров. Молочные козы значительно превосходят своих диких сородичей по размеру молочной железы, молочной продуктивности и продолжительности лактационного периода. Молочная и шерстная продуктивность домашних коз, в сравнении с дикими, выше: удой в 10–20 раз, настриг шерсти в 2–5 раз, начес пуха в 10–15 раз.
Овцы
На ближневосточных неолитических стоянках обнаружено множество костных остатков овец вместе с веретенами и другими свидетельствами ткацкого производства. Известно, что к началу нашей эры появляются уже разнообразные группы домашних овец: грубошерстные, жирнохвостые и примитивные тонкорунные овцы. Дошедшие до наших дней письменные свидетельства говорят о том, что в древности овцы широко использовались человеком для получения мяса, шерсти, а также являлись объектом товарообмена. В Европе овец стали разводить в оседлых хозяйствах. В Центральной Азии они были одомашнены, вероятно, позже, чем на Ближнем Востоке, но овцеводство распространилось здесь на огромных территориях и стало основой благосостояния кочевых народов.
Домашние овцы относятся к виду Ovis aries, и если в случае с козами можно назвать достаточно большое число диких видов, которые могли быть использованы при создании тех или иных пород (при том, что само разнообразие домашних коз не так уж и велико), то с овцами дело обстоит наоборот: общий предок их многочисленных пород «вычисляется» достаточно точно. Это дикий горный баран, распространенный от островов Средиземного моря до Центральной Азии. Наиболее крупные его формы встречаются на востоке и носят название архаров и аргали (Ovis ammon), далее на запад (в Средней и Передней Азии) можно встретить уриалов (O.vignei), в Малой Азии обитают азиатские муфлоны (O.orientalis), а в Европе – муфлоны европейские (O.musimon), отличающиеся наименьшими размерами. Однако несмотря на то, что между этими формами имеются не только внешние, но и кариологические отличия (у архаров диплоидный набор представлен 56, у уриалов – 58, у муфлонов – 54 хромосомами), все они способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство. Поэтому статус разных горных баранов этой группы окончательно не определен – иногда их всех, включая и O.aries, относят к одному виду с несколькими хромосомными расами.
Рис. 4. Европейский муфлон
А поскольку у домашних овец диплоидный набор представлен 54 хромосомами, естественно предположить, что их родоначальниками были муфлоны – формы, распространенные как раз в очагах древних цивилизаций, Средиземноморье и Малой Азии. Также логично предположить, что другой вид азиатских горных баранов – снежный (O.nivicola), обитающий в Северо-Восточной Сибири и близкий к американскому O.canadensis, просто не был известен тем, кто приручал овец и создавал их первые породы.
Диких муфлонов сейчас можно встретить в Восточном Ираке, Западном Иране, Южном Закавказье, Южном Прикаспии и в Малой Азии. Европейские муфлоны сохранились лишь на островах Корсика и Сардиния. Несмотря на то, что дикие бараны, как и дикие козы, – обитатели горных районов, они не любят крутых скальных обрывов, а предпочитают держаться среди пологих холмов и плато.
Домашние овцы всегда служили для человека одним из основных источников мяса и шерсти, а их молоко использовалось главным образом для получения сыра. Отправляющиеся на поиски новых земель первопоселенцы в качестве источника мяса брали с собой овец, перегоняя их на новые земли по суше или завозя на кораблях. Овцы сопутствовали людям в их массовых миграциях на протяжении всей мировой истории, смешиваясь по дороге с местными стадами или становясь первым домашним скотом, попадавшим на осваиваемые территории. Их высоко ценили, помимо прочего, за способность питаться самым разнообразным подножным кормом.
Считается, что сейчас в мире существует около 850 пород овец. Для их классификации используют два основных метода – морфологический и хозяйственный. Первый предложил в начале XIX в. русский естествоиспытатель академик П.С. Паллас. В основу деления на группы по этой классификации положено строение хвоста.
К тощехвостым относятся овцы с длинным равномерно утолщенным хвостом, а к жирнохвостым – с очень длинным хвостом, накапливающим в себе при хорошем кормлении большие запасы жира. Такой хвост может становиться настолько тяжелым, что пастухам иногда приходится приспосабливать к нему маленькие тележки или салазки, чтобы его кожа не обдиралась о землю. К таким породам относятся, например, волошская из европейской части России и ханьян из Китая. У широкохвостых пород длинный хвост расширяется в верхней части, образуя по бокам широкие лопасти жировой ткани. Примером могут служить каракульские овцы, происходящие с Ближнего Востока, но разводимые главным образом в Центральной Азии. Широкохвостая каракульская порода славится также высоким качеством шкурок (смушек), снятых с новорожденных ягнят. Этот мех идет на изготовление шуб и шапок.