Файл: Тема Деньги и их функции. Дайте определение денег с точки зрения марксизма и монетаризма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.1. Деньги и их функции.
1. Дайте определение денег с точки зрения марксизма и монетаризма.
Маркс конкретизирует определение денег: «Товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а поэтому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения, есть деньги»
В монетаризме деньги являются главной силой, действующей на все экономические процессы.
2. Какие функции деньги выполняют в настоящее время, а какие уже не выполняют?
Деньги выполняют функции:
-
средство обращения (обмена); -
мера стоимости (единицы счета); -
средство платежа (меры отложенных платежей); -
средство накопления (запаса ценности).
Деньги не выполняют функции:
Как правило, рубли не применяются для расчетов с другими странами, не выполняют функцию мировых денег. Функции денег рассматриваются как проявление их сущности. Вместе с тем они могут выполняться только при участии людей.
3. Приведите примеры товарных и символических денег.
Товарными, или натуральными, деньгами называют ценные предметы, продукты, животных и все то, что могло пригодиться в быту или торговле. Например, из шкур делали одежду, а соль была необходима для приготовления пищи. В XVI–XVII веках товарными считали деньги из золота и серебра, ведь их можно было переплавить в предметы быта или украшения. Сегодня такие платежные средства уже не используются.
Монеты, банкноты и электронные деньги, которые современные люди используют почти ежедневно, называются символическими.
4. История возникновения денег в мире.
Первые деньги появились в VII веке до нашей эры. В качестве платежных средств использовали камни и ракушки. Особенно известными стали ракушки каури: благодаря небольшому размеру они были удобны в транспортировке и использовании. Ракушками расплачивались в Африке, Индии, Китае и на островах Тихого океана. Для оплаты также использовали жемчужины, ценные продукты (рис, соль, рыбу, какао-бобы), скот и шкуры редких зверей.
История бумажных денег началась в VII веке в Китае, когда торговцы стали записывать долги горожан на листы бумаги. Эти записи и принято считать первыми банкнотами. В Европе купюры стали использовать в XVII веке — сначала в Швеции, а чуть позже в Англии, Норвегии, Дании и Франции. В России бумажные деньги появились спустя век — во времена правления Екатерины II. Они выглядели как долговые расписки и назывались ассигнациями.
5. Появление и развитие денег в России.
В VIII – IX вв. на Руси появляются дирхемы – крупные серебряные монеты с арабскими надписями. Дирхемы чеканились в арабском Халифате, а оттуда арабские купцы привозили их на территорию Киевской Руси.
В конце X в. в Киевской Руси начинается чеканка собственных монет из золота и серебра. Первые русские монеты так и назывались златниками и сребрениками. Долгое время на Руси слово «сребро» – «серебро» было равнозначно понятию денег.
На Руси деньги стали использовать в IX веке. Товары обменивали на камни, продовольствие и пушнину, которая высоко ценилась также и в других странах, например в Византийской империи. Оттуда и привезли на Русь золотые и серебряные монеты, которые меняли на меха.
Собственные медные деньги появились на Руси в конце X века. Первый слиток из серебра отчеканили в Нижнем Новгороде. Сам слиток стали называть рублем, а его половину — полтиной.
Тема 1.2 Банки и банковская система
2. Функции Центрального банка
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
-
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; -
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; -
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; -
утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; -
является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; -
устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; -
осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; -
устанавливает правила проведения банковских операций; -
осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; -
принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; -
принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов; -
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; -
осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; -
осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке в соответствии с федеральными законами; -
осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; -
осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; -
осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах; -
осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; -
организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; -
определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; -
утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения; -
устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; -
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации; -
принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации; -
организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж; -
для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам; -
проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные; -
осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом; -
является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом; -
осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; -
осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению; -
организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям; -
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; -
во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации; -
осуществляет оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитными организациями, клиентами кредитных организаций - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации; -
осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Тема 1.3 НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИКА
2.Сущность , функции и виды налогов
Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Они возникают с появлением государства. Социально-экономическая сущность налогов, их виды и роль определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства.
Средства, взимаемые через налоги, направляются на:
– развитие государственного сектора макроэкономики;
– строительство новых государственных предприятий;
– образование смешанных государственно-частных компаний;
– финансирование инфраструктуры;
– создание финансовой основы широкого участия государства в инвестициях (в некоторых странах государственные капиталовложения составляют до 40% от их общего объема);
– проведение научно-исследовательских работ в условиях современной научно-технической революции;
– систему мероприятий по снижению налогов на капитал, по поощрению расширения инвестиций в основной капитал и ускорению обновления капитала.
Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.
Налоги выполняют следующие основные функции:
1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ;
2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними;
3. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря контрольной функции, оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками;
4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д.);
5. Регулирующая функция налогов. Данная функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.
6. Воспроизводственная. Данная функция носит целевой характер и обеспечивает платежи во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, которые идут на финансирование дорожных фондов, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на решение социальных задач.
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законом, а также методов их установления и методов контроля над их исполнением. Таким образом, налоговая система включает как совокупность всех налогов в данном обществе, так и налоговый механизм. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые определяют: принципы налогообложения, элементы налога, виды налогов.
Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Современная налоговая система Российской Федерации определяет конкретные методы построения и взимания налогов, устанавливает порядок налогообложения через соответствующие элементы налога.
Элементы налога – принципы построения и организации взимания налогов. При всем разнообразии налогов элементы налога имеют универсальное значение. К ним относятся: субъект налогообложения, объект налогообложения; налоговая база; источник налога; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Субъект налога (или налогоплательщик) – это лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. При определении субъекта налогообложения учитываются, прежде всего, экономические связи налогоплательщика с государством, которые определяются посредством принципа постоянного местопребывания (налоговый резидент или нерезидент).