Файл: Тема Деньги и их функции. Дайте определение денег с точки зрения марксизма и монетаризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Через рыночный механизм налоговое бремя может быть переложено на другое лицо – носителя налога. Носитель налога – это лицо, которое фактически уплачивает налог.

К объекту налога относится доход или имущество, с которого начисляется налог. Объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности и другие объекты, установленные законом.

Налоговая база (база налогообложения) – это элемент налога, который может использоваться в двояком смысле:

а) как совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения;

б) как количественное выражение предмета налогообложения.

Источником налога является доход, за счет которого уплачивается налог. Источником налоговых платежей в масштабе макроэкономики является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплату труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства.

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формиро­вания налоговой базы, окончательно оп­ределяется размер налогового обязатель­ства и исчисляется сумма налога, подле­жащая уплате.

Ставка налога представляет собой величину налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.). По методу установления выделя­ют следующие ставки налога:

– твердые, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, на 1 куб. м газа);

– процентные (налоговые квоты) – выражаются в процентах от единицы об­ложения, характерны для налогообложе­ния прибыли и доходов (например, 12% каждого рубля налогооблагаемого дохода).

По отношению к динамике роста объек­та налога различают ставки:

– пропорциональные налоговые ставки. Они действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины
;

– прогрессивные налоговые ставки. В этом случае средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. В результате налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги давят, прежде всего, на лица с большими доходами;

– регрессивные налоговые ставки. Они снижаются по мере роста дохода. Регрессивные ставки являются выгодными лицам с большими доходами и тяжелым бременем ложатся на плечи лиц, обладающих незначительными доходами.

По содержанию выделяют ставки:

– мар­гинальные – непосредственно указанные в нормативном акте о налоге и применяемые к отдельным частям дохода (разря­дам или маржам), например в подоход­ном налоге с физических лиц РФ в 1999 г. использовались маргинальные ставки 12, 15, 20, 25, 30 и 35%;

– фактические – оп­ределяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

– экономические – определяются как отношение уплаченно­го налога ко всему полученному доходу.

Налоговые ставки могут быть едиными для всех нало­гоплательщиков или дифференцирован­ными. Дифференцированные налоговые ставки устанав­ливаются налоговым законодательством в пределах определенных норм по различ­ным основаниям: различиям в материаль­но-имущественном или социальном по­ложении плательщиков; особым заслугам перед государством; организационно-пра­вовым формам деятельности и др.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога – последовательность внесения на­логоплательщиком или фискальным аген­том суммы налога в бюджет определен­ного уровня. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в ином порядке

Налоговые льготы – это полное или ча­стичное освобождение от уплаты нало­га, предоставленное налоговым законо­дательством при наличии объекта нало­гообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплатель­щика. Налоговые льготы – важнейший элемент любо­го налога, имеющий исключительный характер.

Важное значение имеет классификация налогов – группировка налогов по видам, обусловленным различными критериями:

1. По объектам налогообложения выделяют:

– налоги на доход (прибыль);

– налоги на имущество;

– ресурсные налоги (включая земельные налог);

– налог на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты, при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.);

– налоги на экспорт и импорт товаров.

2. По субъектам налогообложения различают:



– налоги с юридических лиц;

– налоги с физических лиц.

3. По методу установления или способу взимания налоги подразделяются на:

– прямые налоги, устанавливаемые непосредственно на доход, имущество и капитал;

– косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации или потребления в виде надбавки к цене товаров, работ, услуг.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные объекты имущества – землю, дома, промышленные и торговые заведения, на денежный капитал. К личным налогам относятся налоги на имущество или на доходы отдельных лиц (физических, юридических) – подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и др.

Косвенные налоги фактически являются налогами на потребление. Они взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг. К косвенным, налогам относятся: таможенные налоги, акцизы, фискальные монополии. Косвенные налоги основной тяжестью ложатся на малоимущие слои населения, потребляющие главную массу облагаемых этими налогами товаров.

4. По источникам налогообложения можно выделить:

– налог с заработанных доходов (зарплаты, гонорара, дохода или прибыли предприятий);

– налог с дивидендов и процентов по вкладам;

– ресурсные платежи (налог на землю, недра и т.п.).

5. По порядку использования различают:

– налоги общего назначения;

– налоги целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).

6. По способу определения размера налога выделяют:

– пропорциональные;

– прогрессивные;

– регрессивные.

7. По характеру и моменту обложения различают:

– налоги, взимаемые в момент выплаты или получения дохода;

– налоги, взимаемые после получения дохода;

– налоги, взимаемые при расходовании дохода;

– налоги, взимаемые по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку;

– таможенные пошлины.

8. По уровню бюджета можно выделить (статусная классификация):

– федеральные (общегосударственные) налоги и сборы;

– региональные (областные, краевые и т.п.) налоги и сборы;

– местные (муниципальные) налоги и сборы.

9. По порядку введения налога различают:

– общеобязательные налоги. Они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета
, в который поступают;

– факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик, краев, областей, автономных округов (например, сбор на нужды образовательных учреждений).

10. По периодичности уплаты налога вы­деляют:

– регулярные (систематические, те­кущие) налоги – взимаются с опреде­ленной законодательством периодичнос­тью в течение всего периода существова­ния объекта налога;

– разовые – связан­ные с каким-либо событием, не образу­ющим системы (например, таможенная пошлина, налог на имущество, перехо­дящее в порядке наследования или даре­ния).

Существуют и другие основания для классификации налогов.

Рациональность налоговой системы достигается за счет разработки соответствующей налоговой политики.

Налоговая политика – составная часть финансовой политики. Она представляет со­бой систему правовых норм и организа­ционно-экономических мероприятий ре­гулирующего характера, принятых и осу­ществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправ­ления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:

– обеспечивать полноценное формирова­ние доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования де­ятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих фун­кций и полномочий;

– содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных терри­торий, малого предпринимательства;

– обеспечивать социальную справедли­вость при налогообложении доходов фи­зических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на фе­деральном, региональном и местном уров­нях в пределах соответствующей компетен­ции. На региональном уровне система ре­гулирующего воздействия может осуществ­ляться по тем налогам, которые законо­дательно закреплены за субъектом РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

2.1 Личный бюджет и его планирование