Файл: Тема Деньги и их функции. Дайте определение денег с точки зрения марксизма и монетаризма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Через рыночный механизм налоговое бремя может быть переложено на другое лицо – носителя налога. Носитель налога – это лицо, которое фактически уплачивает налог.
К объекту налога относится доход или имущество, с которого начисляется налог. Объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности и другие объекты, установленные законом.
Налоговая база (база налогообложения) – это элемент налога, который может использоваться в двояком смысле:
а) как совокупность объектов налогообложения на определенной территории в течение конкретного периода налогообложения;
б) как количественное выражение предмета налогообложения.
Источником налога является доход, за счет которого уплачивается налог. Источником налоговых платежей в масштабе макроэкономики является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплату труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства.
Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Ставка налога представляет собой величину налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. д.). По методу установления выделяют следующие ставки налога:
– твердые, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, на 1 куб. м газа);
– процентные (налоговые квоты) – выражаются в процентах от единицы обложения, характерны для налогообложения прибыли и доходов (например, 12% каждого рубля налогооблагаемого дохода).
По отношению к динамике роста объекта налога различают ставки:
– пропорциональные налоговые ставки. Они действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины
;
– прогрессивные налоговые ставки. В этом случае средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. В результате налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги давят, прежде всего, на лица с большими доходами;
– регрессивные налоговые ставки. Они снижаются по мере роста дохода. Регрессивные ставки являются выгодными лицам с большими доходами и тяжелым бременем ложатся на плечи лиц, обладающих незначительными доходами.
По содержанию выделяют ставки:
– маргинальные – непосредственно указанные в нормативном акте о налоге и применяемые к отдельным частям дохода (разрядам или маржам), например в подоходном налоге с физических лиц РФ в 1999 г. использовались маргинальные ставки 12, 15, 20, 25, 30 и 35%;
– фактические – определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
– экономические – определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
Налоговые ставки могут быть едиными для всех налогоплательщиков или дифференцированными. Дифференцированные налоговые ставки устанавливаются налоговым законодательством в пределах определенных норм по различным основаниям: различиям в материально-имущественном или социальном положении плательщиков; особым заслугам перед государством; организационно-правовым формам деятельности и др.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога – последовательность внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в бюджет определенного уровня. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога или в ином порядке
Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер.
Важное значение имеет классификация налогов – группировка налогов по видам, обусловленным различными критериями:
1. По объектам налогообложения выделяют:
– налоги на доход (прибыль);
– налоги на имущество;
– ресурсные налоги (включая земельные налог);
– налог на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты, при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.);
– налоги на экспорт и импорт товаров.
2. По субъектам налогообложения различают:
– налоги с юридических лиц;
– налоги с физических лиц.
3. По методу установления или способу взимания налоги подразделяются на:
– прямые налоги, устанавливаемые непосредственно на доход, имущество и капитал;
– косвенные налоги, взимаемые в сфере реализации или потребления в виде надбавки к цене товаров, работ, услуг.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные объекты имущества – землю, дома, промышленные и торговые заведения, на денежный капитал. К личным налогам относятся налоги на имущество или на доходы отдельных лиц (физических, юридических) – подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и др.
Косвенные налоги фактически являются налогами на потребление. Они взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг. К косвенным, налогам относятся: таможенные налоги, акцизы, фискальные монополии. Косвенные налоги основной тяжестью ложатся на малоимущие слои населения, потребляющие главную массу облагаемых этими налогами товаров.
4. По источникам налогообложения можно выделить:
– налог с заработанных доходов (зарплаты, гонорара, дохода или прибыли предприятий);
– налог с дивидендов и процентов по вкладам;
– ресурсные платежи (налог на землю, недра и т.п.).
5. По порядку использования различают:
– налоги общего назначения;
– налоги целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды).
6. По способу определения размера налога выделяют:
– пропорциональные;
– прогрессивные;
– регрессивные.
7. По характеру и моменту обложения различают:
– налоги, взимаемые в момент выплаты или получения дохода;
– налоги, взимаемые после получения дохода;
– налоги, взимаемые при расходовании дохода;
– налоги, взимаемые по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку;
– таможенные пошлины.
8. По уровню бюджета можно выделить (статусная классификация):
– федеральные (общегосударственные) налоги и сборы;
– региональные (областные, краевые и т.п.) налоги и сборы;
– местные (муниципальные) налоги и сборы.
9. По порядку введения налога различают:
– общеобязательные налоги. Они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета
, в который поступают;
– факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик, краев, областей, автономных округов (например, сбор на нужды образовательных учреждений).
10. По периодичности уплаты налога выделяют:
– регулярные (систематические, текущие) налоги – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога;
– разовые – связанные с каким-либо событием, не образующим системы (например, таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).
Существуют и другие основания для классификации налогов.
Рациональность налоговой системы достигается за счет разработки соответствующей налоговой политики.
Налоговая политика – составная часть финансовой политики. Она представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:
– обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
– содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
– обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектом РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).
2.1 Личный бюджет и его планирование