Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ВЫСШАЯ ШКОЛА ТЕХНОЛОГИИ И ЭНЕРГЕТИКИ
Институт безотрывных форм обучения
Кафедра экономики и организации производства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория ч.1. Микроэкономика»
на тему:
Понятие хозяйственной системы и проблема
координации выбора
Выполнил | | студент учебной группы № 6-711 Песков Антон Васильевич |
Проверил | | к.э.н., доц. Ежова В.А. |
Санкт-Петербург
2022
Содержание
Введение…………………………..….…..……..…………………………………...3
Глава 1. Понятие хозяйственная система и проблема координации выбора……………………………………………………………… ……………....4
1.1. Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия …………..….4
1.2. Трансакционные издержки и их виды…………………………………..... 6
1.3. Экономические институты и экономия транакционных издержек………8
Глава 2. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах …………………………………………………………………………....12
2.1. Полный пучок прав собственности или «перечень Оноре»……………...12
2.2. Спецификация прав собственности………………………………………..13
2.3. Режимы прав собственности……………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………..….17
Перечень используемых источников…………..……………………………....18
Введение
Взаимоотношения людей по поводу размещения ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления не хаотичны, а подчиняются определенным правилам, особым образом упорядочены и организованы в ту или иную хозяйственную систему.
Актуальность темы заключается в том, что для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Ответы на эти три вопроса должна найти каждая страна и общество, которые желают эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Сложность принятия решений по этим вопросам связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор: ведь ресурсы ограничены и существуют альтернативные издержки. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития.
Цель данной курсовой работы: определить, каким образом осуществляется координация выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
раскрыть понятие хозяйственной системы; -
рассмотреть основные формы координации экономического выбора людей; -
выяснить, каким путем может передаваться информация о редких ресурсах в различных хозяйственных системах; -
определить виды трансакционных издержек и как они влияют на эффективность хозяйственных систем; -
рассмотреть права собственности как определенные «правила игры» в хозяйственных системах.
Глава 1. Понятие хозяйственная система и проблема координации выбора
1.1. Хозяйственные системы: спонтанный порядок и иерархия
Хозяйственная система - особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.
Данный термин означает, что в реальности, как это может показаться на первый взгляд, не существует «броуновского движения» в хозяйственной деятельности общества. Все протекающие процессы производства, обмена, распределения и потребления благ в обществе всегда является так или иначе организованным.
Для того, чтобы сделать правильный выбор в условиях ограниченности ресурсов, хозяйственному субъекту необходимо располагать нужной информацией о том, что, как и для кого именно производить. Это и есть три главные задачи, которые необходимо решать в любом обществе.
Необходимо отметить, что всевозможные экономические субъекты хозяйственных систем во времена развития человеческой цивилизации, такие как первобытная община, феодальное поместье, рабовладельческая латифундия, социалистическое или капиталистическое предприятия – это разные по устройству информационные системы, предопределяющие способ решения вышеуказанных трех главных задач хозяйственной жизни [4, с.63].
Встает вопрос о том, кто и как выполняет координацию выбора, который реализуется людьми в процессе их постоянной хозяйственной деятельности? Ведь каждому человеку свойственно строить собственные планы на будущее, у каждого из нас свои вкусы и предпочтения, а также свои представления о тех способах, при помощи которых нужно производить блага.
В экономической теории рассматривается два разный способа координации: спонтанный (или стихийный) порядок и иерархию.
В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. Информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена. В таких условиях только механизм колебания цен, или альтернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей. Спонтанный порядок возник естественным путем и развивался эволюционно, независимо. Рынок – это и есть спонтанный порядок.
Иерархия - система вертикального подчинения, когда центральная власть (правящий центр) спускает приказы сверху вниз. Как следствие, в условиях иерархии действия экономических агентов - потребителей и производителей - координируются приказами и командами из единого центра. Примером иерархического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем заниматься. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель отдает приказы своим подчиненным.
Также такая организация была характерна для командно-административной (советской) экономики. Роль центрального координатора выполняли Госплан и Госснаб. Для этого в едином центре со всей страны собиралась и перерабатывалась информация, на ее основе составлялся жесткий план, который в директивном порядке предписывал каждой производственной единице, что, сколько и для кого производить, фиксируя цены, объем и технологии производства. Как в такой системе можно было учитывать текущие изменения в спросе и предложении, если «замороженный» ценовой сигнал не отражал хозяйственной информации?! Конечно же, в системе централизованного планирования очень высоки издержки
координации: расходы на сбор и переработку информации (одному только председателю Госплана в приемную приходило более тысячи писем в день), тотальные проверки, на контролирующие органы, которые, в свою очередь, тоже должны контролироваться.
В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий. Но оценивать эффективность этих двух хозяйственных систем необходимо не с точки зрения нормативных оценок (хорошо или плохо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек [2, с.13].
1.2. Трансакционные издержки и их виды
Трансакционные издержки - это общие затраты на совершение транзакции, включая затраты на планирование, принятие решений, изменение планов, разрешение споров и послепродажное обслуживание.
Понятие трансакционных издержек ввел американский экономист Рональд Коуз в работе «Природа фирмы» (1937 г.). Эти издержки связаны не с производством как таковым (расходы на сырье, материалы, заработную плату, транспорт и т. п.), а с сопутствующими ему затратами. Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:
-
Издержки поиска информации.
Это затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наиболее выгодных условий купли - продажи (ценах). Перед заключением сделки экономический субъект собирает информацию о контрагенте (например, компания по страхованию жизни потребует от вас массу справок о состоянии вашего здоровья и проверит их достоверность; мафиозная группировка многократно перепроверит надежность поставщика или покупателя крупных партий наркотиков и т. п.). Цены на одно и то же благо могут существенно различаться в разных местах, и каждый из нас знает, что люди с низкими и средними доходами вначале обойдут несколько магазинов и оптовых рынков, прежде чем купят товар.
-
Издержки заключения хозяйственного договора.
Для того, чтобы заключить соглашение между контрагентами, требуются затраты времени и денег. Например, для того, чтоб опубликовать свое литературное произведение потребуется агент, который будет вести переговоры с издателем, следовательно, потребуются и расходы на оплату его услуг. Сами переговоры займут определенное время. Подписание договора, дружеский ужин с издателем - все это войдет в издержки заключения контракта.
-
Издержки измерения.
Блага обладают самыми различными свойствами, приносящими полезность их обладателю. Например, перед покупкой кожаной куртки покупатель должен убедиться в качестве выделки кожи, прочности окраски и т. п. Издержки измерения в данном случае затрудняют покупку для того, кто не обладает знаниями товароведа. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки. Издержки измерения связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру (контрольные весы, персональные калькуляторы и даже дозиметры, с которыми граждане, опасающиеся радиоактивного заражения, предпочитают покупать овощи и фрукты).
-
Издержки спецификации (определении, установлении) и защиты прав собственности.
Это затраты на установление объекта и субъекта собственности и т.д. Например, предприятия малого бизнеса в России, в случае если государство не может обеспечить охрану их права частной собственности, они прибегают к поиску «крыш», которые выполняют охрану за определённую плату. В обществе, где отсутствует надёжная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.
5) издержки оппортунистического поведения (обман, сокрытие информации, нарушение обязательств, условий договора и др., то есть нарушение «правил игры»).
Оппортунистическое поведение – нечестность, обман, ложь, сокрытие информации. Оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счёт партнёров. Существует два типа оппортунистического поведения: предконтрактное и постконтрактное. Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена отбор (рынок подержанных автомобилей, на котором автомобили худшего качества вытесняют автомобили лучшего качества). К постконтрактному оппортунистическому поведению относят моральный, или субъективный риск (в том числе в виде отлынивания). Он выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне.