Файл: Понятие хозяйственной системы и проблема.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения. Так, например, в обменных пунктах валюты стоят специальные приборы, проверяющие подлинность банкнот. А любители настоящего меда ходят по рынку с химическим карандашом, пытаясь определить подлинность этого продукта пчеловодства: если опущенный в каплю меда карандаш потечет фиолетовыми разводами, то мед поддельный [4, с.66].

1.3. Экономические институты и экономия трансакционных издержек

Существует более широкое понятие трансакционных издержек, которое ввел Кеннет Эрроу - представитель неоинституциональной школы.

Трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономической системы (или издержки ее функционирования). Другими словами, в расширенном толковании трансакционные издержки могут показать:

  • во что обходится производство, ведение бизнеса при данном устройстве социально-экономической системы;

  • насколько экономически целесообразно или нецелесообразно соблюдать установленные правила, законы, традиции и способ ценообразования;

  • насколько информационная система эффективно координирует действия экономических агентов.

Соответственно, величина трансакционных издержек такого рода может определяться расходами на преодоление административных барьеров, степенью политических рисков, характером распределения прав собственности и др.

Стремясь к снижению трансакционных издержек, индивиды стараются действовать по определенным правилам, соблюдать условия взаимодействия друг с другом (прежде всего по поводу распределения, обмена, потребления). Существование устоявшихся правил, норм поведения облегчает поиск информации, делает предсказуемым поведение контрагентов и снижает риски неопределенности. Эти функции выполняют институты – нормы.

Институты - это рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом (т.е. «правила игры», основанные на традициях, привычках, нормах поведения). Так считают неоинституционалисты, а данное высказывание принадлежит Дугласу Норту, одному из основателей неоинституциональной школы.

В определении, данном Д.Нортом, основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей. Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спортивных играх (например, в футболе). Эти правила игры состоят из формальных писаных правил и неписаных кодексов поведения, которые лежат глубже формальных и дополняют их - например, запрещают сознательное нанесение травмы ведущему игроку противника. Правила иногда нарушаются, и тогда нарушитель подвергается наказанию, т.е. действует определенный механизм, принуждающий игроков к соблюдению правил игры.


В соответствии с этим определением одного наличия правила недостаточно для того, чтобы можно было бы говорить о существовании института. Институт существует, только если правило действительно воздействует на поведение тех, на кого оно рассчитано, или на поведение тех лиц, которые обнаруживают нарушение правила.

Более ранние представители институционального направления - институционалисты -  считали институтами организации, которые закрепляют эти «правила игры» в виде законов, инструкций, предписаний и следят за их выполнением.

Институты организуются особым образом для сбора и переработки информации, выработки рекомендаций, инструкций, правил, координации деятельности и др. Эти функции выполняют институты-организации: министерства, ведомства, кредитные учреждения, различные формы предпринимательства.

Институты создаются для снижения трансакционных издержек. Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполнении законов), но они могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. В целом институциональные рамки общества определяют издержки контроля активов, которые влияют и на то, как ресурсы используются, и на желания индивидов приобретать активы и инвестировать в них [3, с. 14].

С точки зрения институционализма фирма - это институт, и в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные издержки, оказывается иерархия. Здесь работники взаимодействуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник узнает от своего непосредственного начальства.Согласно Р. Коузу, фирма создается для экономии трансакционных издержек, так как в пределах фирмы сокращаются издержки поиска информации и беспрерывного заключения контрактов, а экономические (рыночные, товарно-денежные) отношения приобретают динамично-устойчивый характер.

Таким образом, жизнеспособность хозяйственной системы, будь то иерархия или спонтанный порядок, определяется величиной создаваемых ею трансакционных издержек, которые можно заранее просчитать и определить стоит ли вообще начинать производство или заняться другим видом деятельности.

В любом обществе экономические агенты стремятся снизить величину трансакционных издержек. Для их уменьшения создаются институты или «правила игры», снижающие неопределенность, с которой сталкиваются экономические субъекты в процессе своей деятельности.

Глава 2. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах

2.1. Полный пучок прав собственности или «перечень Оноре»

Одной из наиболее известных теорий неоинституализма является экономическая теория прав собственности, которая рассматривает вопросы не столько происхождения института собственности, сколько - сравнительной эффективности тех или иных прав собственности.

У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз и Армен Алчиан. В дальнейшем в разработке и использовании этой теории принимали активное участие такие известные экономисты неоинституциональной школы как И.Барцель, Г.Демсец, Д.Норт, Р.Познер и др. Своеобразие подхода авторов этой теории к трактовке собственности и ее использованию в качестве методологической и общетеоретической основы экономического анализа состоит в следующем: во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием «собственность», а используют термин «право собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность».

Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре» (в честь английского юриста А.Оноре впервые предложившего его в 1961 г.), состоит из следующих элементов:

1. Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благами.

2. Право использования, т. е. право применения полезных свойств благ для себя.

3. Право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.

4. Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ.

5. Право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.

6. Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды.

7. Право на передачу благ в наследство.

8. Право на бессрочность обладания благом.

9. Запрет вредного использования, т. е. запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов.

10. Право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга.


11. Право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ. Это правовые порядки, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения [4, с. 70].

Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. Права собственности – это право контролировать использование определенных ресурсов и право распределять при этом затраты и выгоды. Именно права собственности или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса.

2.2. Спецификация прав собственности

Четкое определение прав каждого собственника, их законодательное закрепление и защита, разграничение элементов пучка получили в экономической теории название спецификации прав собственности. Если есть свободный доступ для всех, то ресурсы ничьи. Только при наличии спецификации начинают работать рыночные отношения.

С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Другими словами, спецификация прав собственности - это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами [3, стр. 18].

Так, одиннадцать правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обязательно за одним физическим или юридическим лицом. А государству принадлежит особо важная роль в спецификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в различных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции).

Условия спецификации прав собственности:

  • редкость блага: если благо является свободным, нет смысла в установлении прав собственности;

  • четкое установление границ объекта собственности и границ конкретных правомочий (то есть физических и юридических границ);

  • придание правам собственности свойства исключительности (создание режима исключительности).

Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу [4, с.71].


2.3. Режимы прав собственности

В основе выделения режимов собственности неоинституциональной школой лежит известное понятие ограниченности ресурсов. Как показано на рисунке 1, в зависимости от того, кому принадлежат исключительные права на ресурсы, различают четыре режима собственности: общую, частную, государственную и коллективную (коммунальную) собственность [5].









Свободный доступ к ресурсу






Общая собственность

Коммунальная собственность ресурсу

Государственная собственность

Частная собственность ресурсу






Характеризуется тем, что каждый имеет доступ к ней и при этом не имеет права исключать других из доступа.

Всем пучком прав или различными его компонентами обладает исключительно государство

Отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем пучком прав собственности или только некоторыми из 11 названных правомочий

Исключи­тельные права принадлежат некоему сообществу людей, которые конт­ролируют доступ к ресурсу



Рис.1. Режимы прав собственности

Свободный доступ, или общая собственность порождает проблему, которая в экономической науке называется трагедией общинЭтим термином обозначается тенденция к хищническому использованию общей собственности. Раз не закреплены права собственности на ресурс, каждый начинает его эксплуатировать, в следствие чего происходит истощение ограниченного ресурса и переход из общей собственности в другую.

Основной проблемой общей собственности