Файл: Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

Методические рекомендации анализа эпизода.
План анализа эпизода

Эпизод – часть художественного произведения, имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

1. Найти границы эпизода и дать название

2. Место расположения данного эпизода: в начале произведения, в конце, в середине

3.Значимость данного эпизода, он помогает понять:

- характер героя

- поведение, поступки героя

- авторскую позицию

- это второстепенный эпизод в развитии действия

4. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)

5. События, описанные в эпизоде

6. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев.

7. Художественные выразительные средства

7. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов и их роль в произведении: пейзаж, интерьер, внутренние монологи, дневники.

8. Роль данного эпизода в произведении:

- эпизод является кульминационным, решающим, ключевым

- ведущая роль в раскрытии замысла писателя принадлежит этому эпизоду

- эпизод является вспомогательным (имеет дополнительное значение для развития сюжета)
Образец анализа эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир" (т.2, ч.2, гл. 19-39)

1.Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе.

2. Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года.

3. Кто из героев романа принимает участие в эпизоде?

А) Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)?

Б) Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов?

В) Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения(можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером?

4. На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды "Пьер на батарее" и "Князь Андрей в резерве". Почему Толстой так распорядился судьбой героев?


5. Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет?

6. Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения?

7. Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора?

8. Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем?

Обратите внимание! Работая над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы, которые составят основную часть вашей работы.

Методические рекомендации анализа эпического произведения (рассказа, повести).
Схема:

1. История создания произведения:

• факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

• связь произведения с исторической эпохой его создания;

• место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

• персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);

• особенности имён и фамилий персонажей;

• поступки персонажей и их мотивация;

• предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

• связь персонажа с общественным окружением;

• отношение к герою произведения других персонажей;

• самохарактеристика персонажей;

• авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

• деление текста произведения на части, смысл такого деления;

• наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

• наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

• наличие эпиграфов и их смысл;

• наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

Методические рекомендации характеристики героя литературного произведения.



1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

4. Анализ имени.

5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

6. Речевая характеристика.

7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

13. Оценка литературного персонажа его современниками.

14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Методические рекомендации по подготовке и написанию сочинения на литературную тему.

Все виды работы, связанные с сочинением, способствуют в той или иной форме развитию письменной и устной речи. Сухомлинский считал, что, когда обучающийся пишет сочинение, он выражает словом движение души, выявляет свой интеллектуальный мир, шлифует свои убеждения, определяет свою жизненную позицию. Сочинение воспитывает волю, трудолюбие, развивает чувство ответственности.

Сочинение требует подготовки. В этом вам помогут специальные памятки.

Памятка.

• Внимательно прочитать тему, четко установите её границы и объём.

• Осознать главную мысль своего сочинения и отобрать нужный материал.

• Сгруппировать материал (что взять для вступления, что для основной части, заключения) и т.д.

Особое значение имеет редактирование. Выполняется в несколько этапов:

• Сначала проверяется содержание, его логика, соответствие теме; убедительность доказательств. (Надо внести дополнения, убрать лишнее, переставить, если необходимо абзацы.)

• Далее проверить стиль. (Нет ли смешения разговорного, например, с возвышенным).


• Затем проверить ошибки в слове словосочетании, предложении.

Требования к сочинению:

1. соответствие содержания теме сочинения.

2. содержательность, завершённость, полнота охвата темы.

3. доказанность высказанной мысли, аргументация положений.

4. логичность и последовательность изложения.

5. самостоятельность в подходе к теме.

6. единство стиля.

7. точность, доступность, образность языка.

8. отсутствие фактических ошибок и неточностей.

9. грамотность сочинения.

На основе этих требований идёт и самопроверка, и проверка сочинений учителем.
5 Методические указания по заучиванию стихотворения наизусть
Дисциплина ОДБ.02 Литература предполагает обучение не только чтение художественных текстов, но и заучивание стихотворных произведений или их отрывков наизусть.
Список стихотворных произведений или их отрывков для заучивания наизусть:


  1. А.С. Пушкин «Вновь я посетил».

  2. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу».

  3. Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать».

  4. А.А. Фет «Сияла ночь, луной был полон сад».

  5. Н.А. Некрасов «В дороге» (отрывок).

  6. А.А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»

  7. К.Д. Бальмонд «Будем как Солнце».

  8. С.А. Есенина «Письмо матери».

  9. М.И. Цветаева «Молитва».

  10. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…»



6. Методические рекомендации по подготовке к дифференцированному зачету.
Подготовка к промежуточному контролю способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к контролю знаний и навыков, обучающийся ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На дифференцированном зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Оптимальное время занятий - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом. Во-вторых, наличие хороших собственных конспектов лекций. Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо во время ее восстановить (переписать ее на кафедре), обдумать, снять возникшие вопросы для того, чтобы запоминание материала было осознанным. В-третьих, при подготовке должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время для систематизации знаний.
Правила подготовки к зачетам и дифференцированному зачету:

• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам, эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).

• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала