Файл: Практическая работа 1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕРЕЧЕНЬ
практических работ по учебной дисциплине общеобразовательного цикла
по дисциплине ОУД. 17 Экология
на 2016/2017 учебный год
по специальностям 34.02.01 Сестринское дело,31.02.03 Лабораторная диагностика
уровень образования базовая подготовка
курс 1 (на базе основного общего образования)
№ п/п | Название Л-П Р | Количество часов |
1 | Практическая работа № 1 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности» | 2 |
2 | Практическая работа № 2 Описание жилища человека как искусственной экосистемы | 2 |
3 | Практическая работа № 3 «Решение экологических задач на устойчивость и развитие». | 2 |
4 | Практическая работа № 4 «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы». | 2 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящие методические указания по дисциплине ОУД.17 Экология по специальностям 34.02.01 Сестринское дело,31.02.03 Лабораторная диагностика уровень образования базовая подготовка курс 1 (на базе основного общего образования)составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки по освоению ППССЗ по профессии.
Критерии оценок едины для выполнения всех практических работ по дисциплине Экология
Отметка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению.
Отчет выполняется в рабочей тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия. Отчет должен включать пункты:
- название практической работы
- цель работы
- оснащение
- задание
- порядок работы
- решение, развернутый ответ, таблица, ответы на контрольные вопросы (в зависимости от задания)
- вывод по работе
Практическая работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в практической работе. Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет работу во время консультаций отведенных группе по данной дисциплине.
Практическая работа № 1
Тема: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»
Цель:выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.
Оборудование: красная книга растений
Ход работы
1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.
2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.
3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.
4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое воздействие можно назвать антропогенным?
2. Что такое экосистема?(стр 100)
3. Чем отличаются агроэкосистемы от естественных экосистем? (стр. 185,табл.11)
4. Приведите примеры естественных экосистем.
Дополнительный материал к работе.
Генетическая эрозия - это безвозвратная потеря гена устойчивости к абиотическим и биотическим стрессам у растений, животных, уменьшение биологического разнообразия, изменение хода эволюции, которые ведут к вымиранию, потере или риску потери вида, породы и, как следствие, падению качества жизни самого человека.
Генетическая эрозия имеет место как в Европе, так и во всем мире, является огромной проблемой нынешнего столетия, а появилась эта проблема в результате
а) селекции, смены пород или генетического дрейфа, которые подвергают давлению как межпородное, так и внутрипородное разнообразие;
б) односторонней миграцией животных (особенно в популяции крупных животных) за пределы заповедника и отсутствия генетического обмена.
Попытки решить вопросы продовольственной безопасности потребовали интенсивного развития сельскохозяйственного производства, выведения новых пород животных и новых более урожайных видов известных сельскохозяйственных культур, но селекция, как теперь выяснилось, ведет к потере биологического разнообразия, и, в частности, к генетической эрозии плодовых культур, так как ориентирована однороднее и однобоко и пренебрегает огромным по своему разнообразию генетическим потенциалом в пользу ограниченного числа сортов.
Современные ученые пришли к выводу, что опыление природных растений сортовыми растениями приводит к разрушению естественной генетической структуры популяции, к понижению ее конкурентоспособности и жизнеспособности. Таким образом, выявлен ранее не учитывавшийся фактор (генетическая эрозия) , угрожающий растительному разнообразию.
Растительность Нижегородской области очень разнообразна. Здесь наблюдают три природные зоны, лесостепи, хвойно-литсвенный лес и тайга. Березовые и липовые рощи растут по соседству с многовековыми соснами. На песчаных берегах рек много плакучих ив, заросли тростника и ежевики. В дельте Волги насчитывают 500 видов растений. На лугах растут полынь, мята, осока, алтея, молочай и щавель. Встречаются здесь ясени, ивы и тополя. Много растений Нижегородской области занесены в Красную книгу. В области расположен заповедник «Керженский». Под охраной находятся 179 видов растений, 50 видов грибов и 46 видов водорослей, лишайников и мхов.
Практическая работа № 2
Описание жилища человека как искусственной экосистемы
Цель: описать жилищ человека, изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, вопросы грамотного и взвешенного их выбора, узнать, какие цветы можно держать у себя дома и почему, изучить наиболее опасные бытовые приборы и методы защиты от электромагнитного излучения.
На качество среды в жилище влияют: Наружный воздух; продукты неполного сгорания газа; вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. д.; продукты табакокурения; бытовая химия; комнатные растения; соблюдение санитарных норм проживания.
В современном доме используются самые разнообразные материалы на основе природных, синтетических и композитных веществ, сочетание которых может пагубно влиять на здоровье человека. В воздухе среднестатистической квартиры одновременно присутствует более 100 летучих химических веществ, относящихся к различным классам химических соединений, причем некоторые из них могут обладать высокой токсичностью. Самую большую опасность для здоровья человека представляют бензол, формальдегид и диоксид азота, основные источники токсичных веществ, попадающих в атмосферу дома, - вовсе не загазованный уличный воздух, а некачественные строительные и отделочные материалы.
Опишите жилище человека как искусственную экосистему, заполнив таблицу:
Элемент дома | Вредные факторы | Методы устранения этих факторов |
Отделка, интерьер | | |
мебель | | |
растения | | |
кухня | | |
спальня | | |
кабинет | | |
Бытовые приборы, ЭВМ | | |
вода | | |
Приложение №1
Материалы, использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме.
Название материала | Степень вредного воздействия на организм человека |
Дерево | Экологически чистый материал |
Железная арматура | Экологически чистый материал |
Стекло | Экологически чистый материал |
Краска масленая | Токсическое воздействие тяжелых металлов и органических растворителей |
Древесностружечные плиты | Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами |
Пластик | Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека |
Линолеум | Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления |
Бетон | Источник радиации |
Поливинилхлорид | Может вызвать отравления |
Обои с моющим покрытием | Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания |