Файл: Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся»
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
МБОУ Красногорская СОШ №1
СТЕПАНИДЕНКО Л.М.
Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность).
Т.о., возникла необходимость использовать в своей деятельности новые приёмы и СОТ.
«Образовательная технология» – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Поскольку в современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность, то среди приоритетных технологий, удовлетворяющих требованиям ФГОС, можно выделить следующие:
-
Технология игровых методов обучения -
Здоровьесберегающие технологии -
Проектная деятельность -
Информационно-коммуникационные технологии -
Проблемное обучение -
Коммуникативные технологии -
Технологии развития критического мышления
Технология игровых методов
Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
-
Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. -
Познавательные, воспитательные, развивающие. -
Репродуктивные, продуктивные, творческие. -
Коммуникативные, диагностические и другие
Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным дисциплинам.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. |
-
Организация урока с точки зрения здоровьесбережения -
Зарядка для глаз -
Пальчиковая гимнастика -
Физминутки -
Задания со здоровьесберегающим содержанием -
Эмоциональные разрядки
Проектная деятельность
Метод проектов – это совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных заданий с обязательной презентацией результатов.
Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования, особенно в 1 классе. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект.
-
во внеурочной деятельности
-
«на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства
ИКТ
Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в свою очередь позволяет усиливать мотивацию учащихся к учебе. Ученики при помощи родителей готовят сообщения и создают мини- проекты с презентациями на различные темы уроков по окружающему миру, пользуясь ресурсами Интернет и другими источниками. Детям настолько заинтересовал этот вид работы, что они заранее просматривают учебник, знакомятся с темами, которые мы будем изучать на последующих уроках и готовят к ним презентации.
-
средство наглядности -
звуковое оформление уроков
музыки
-
презентации к урокам -
тесты
Проблемное обучение
представляет собой создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
-
создание проблемных ситуаций -
обучение учащихся в процессе решения проблем -
сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде
Коммуникативные технологии
-
работа в группах -
работа в парах сменного состава -
работа в парах постоянного состава
Технология развития критического мышления.
Больше всего меня заинтересовала технология РКМ, так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Основные мотивы внедрения технологии развития критического мышления:
-
гарантированность достижения результатов обучения; -
паритетные отношения учителя и учеников; -
возможность работы обучаемых в парах, в группах; -
возможность общения с товарищами; -
возможность выбора уровня обучения; -
возможность работы в индивидуальном темпе; -
"мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.
Цель технологии:
-
Обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология развития критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации ;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология развития критического мышления дает учителю:
-
направляет усилия учеников в определенное русло; -
сталкивает различные суждения; -
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; -
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; -
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Существует множество приёмов ТРКМ:
-
Дерево предсказаний -
Таблица ЗУХ -
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» -
«Толстый и тонкий вопросы» -
Кластеры -
Таблица «Плюс-минус-интересно» -
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») -
«Шесть шляп мышления» -
Синквейн -
Приём «РАФТ»
И это далеко не все приёмы. Я остановлюсь на тех приёмах,которые меня особо заинтересовали и которые использую на уроках в 1 классе.
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Урок литературного учения по теме: Голявкин. «Болтуны».
Учащиеся с закрытыми книгами слушают рассказ, основанный на диалоге двух действующих лиц: учеников Юры и Сени, которые поочерёдно обзывают друг друга. И останавливаюсь на том моменте, где в разговор вступает учитель.
С
Что мог сказать ребятам учитель?
троим предположение:
Когда все предположения были озвучены, я прочитала слова учителя: «Хотел бы я знать, кто же вы всё-таки такие?
Каким словом можно было бы ответить на вопрос учителя?
Если дети затрудняются, можно дать варианты: лгуны, болтуны, хвастуны.
Таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал»
Эта таблица заполняется на протяжении всего урока. Заполняя её, учащиеся делают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания (что уже знал) к "новому» (что узнал сейчас) и, что очень важно, определить ту информацию, которую ещё хотелось бы узнать.
Так, на страницах букваря нам встретился природоведческий материал на тему: «Животные зимой». Работая с текстом, я использовала этот приём. Вот как выглядела при этом таблица.
Детей заинтересовали разные вопросы, ответы на которые они не знали, поэтому итогом работы по этой таблице стали сообщения и презентация на тему «Почему медведь сосёт лапу?», приготовленные учащимися к следующему уроку. Т.о., дети были поставлены в условия самостоятельного (и при содействии родителей) поиска информации из различных источников, что является одним из важнейших УУД, которые мы должны формировать согласно требованиям ФГОС.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Толстые вопросы, это те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.
Тонкие вопросы, это те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», обстоятельный ответ.
Используя на уроке окружающего мира по теме «Зима» этот приём РКМ, мы составили такие тонкие вопросы и толстые вопросы:
? Сколько месяцев длится календарная зима?
Какой по счёту месяц январь?
Что делает зимой ёж?
? Как вы понимаете выражение «покой природы»?
Нравится ли вам это время года и почему?
Предположите, что было бы, если б не было зимы?
Приём «Кластер»
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.
Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
На уроке окружающего мира по теме «Здоровый образ жизни» я использовала приём «Кластер».
Что значит вести здоровый образ жизни?
Приём «РАФТ»
-
Р – роль -
А – аудитория (класс) -
Ф – форма (рассказ, сообщение, рисунок…) -
Т - тема