Файл: Рассказывание русской народной сказки Заяцхвастун иприсказки Начинаются наши сказки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие» - Развитие речи

СЕНТЯБРЬ



Тема

Цель

Источник

1.

Мы – воспитанники старшей группы.


Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (28)

2.

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»…


Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (30)

3.

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (31)

4.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.


Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с  и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (32)

5.

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (34)

6.

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».


Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (36)

7.

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.


Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (38)

8.

Веселые рассказы Н. Носова.


Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (39)

ОКТЯБРЬ

1.

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (39)

2.

Учимся вежливости.


Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (41)

3.

Обучение рассказыванию: описание кукол


Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (42)

4.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.


Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (43)

5.

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (45)

6.

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».


Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл


Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (46)

7.

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (47)

8.

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (49)

НОЯБРЬ

1.

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».


Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (50)

2.

Рассказывание по картине.


Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (51)

3.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».


Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (52)

4.

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.


Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (54)

5.

Обучение рассказыванию.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (56)

6.

Завершение работы над сказкой «Айога»


Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (57)

7.

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (57)

8.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (58)

ДЕКАБРЬ

1.

Чтение стихотворений о зиме


Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (60)

2.

Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»


Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (63)

3.

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (64)

4.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш


Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (66)

5.

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце»

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (68)

6.

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»


Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (69)

7.

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.


Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (71)

8.

Дидактические игры со словами.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (72)

ЯНВАРЬ

1.

Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму»


Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (73)

2.

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».


Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (75)

3.

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (76)

4.

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»


Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (78)

5.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (75)

6.

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (81)

7.

Чтение стихотворений о зиме

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении)

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (82)

8.

Рассказывание по картине

Упражнять детей в творческом рассказывании. Развивать умение употреблять обобщающие слова.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (84)

ФЕВРАЛЬ

1.

Беседа на тему "О друзьях и дружбе"


Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (85)

2.

Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово"


Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (871)

3.

Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка"

Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (83)

4.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.


Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.


Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (89)

5.

Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж"

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (91)

6.

Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки"


Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (92)

7.

Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"


Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (94)

8.

Обучение рассказыванию по картинкам "Мы для милой мамочки…"


Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (95)

МАРТ

1.

Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном"


Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (97)

2.

Составление рассказа по картинкам "Купили щенка".

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (100)

3.

Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…"


Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (101)

4.

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение"


Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (102)

5.

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов".

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору)

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (103)

6.

Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства"


Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (103)

7.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах"


Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" (перевод М. Боровицкой).


Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (104)

8.

Чтение сказки "Сивка-Бурка"


Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова).

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (106)

АПРЕЛЬ

1.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.


Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (107)

2.

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово".

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (108)

3.

Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм".

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (110)

4.

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…"


Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".


Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (110)

5.

Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову)

Продолжать учить детей пересказывать.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (112)

6.

Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга"

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга".

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (113)

7.

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц


Активизировать словарь детей.


Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (114)

8.

Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик"


Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик".


Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (114)

МАЙ

1.

Обучение рассказыванию по картинкам


Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (117)

2.

Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения


Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (117)

3.

Лексические упражнения


Проверить, насколько богат словарный запас детей

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду

(118)

4.

Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол"

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол".

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (119)

5.

Звуковая культура речи (проверочное)


Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (119)

6.

Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни"

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (121)

7.

Литературный калейдоскоп


Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (115)