Файл: Рассказывание русской народной сказки Заяцхвастун иприсказки Начинаются наши сказки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие» - Развитие речи
СЕНТЯБРЬ | ||||
№ | Тема | Цель | Источник | |
1. | Мы – воспитанники старшей группы. | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (28) | |
2. | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»… | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (30) | |
3. | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (31) | |
4. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (32) | |
5. | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (34) | |
6. | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (36) | |
7. | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (38) | |
8. | Веселые рассказы Н. Носова. | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (39) | |
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (39) | |
2. | Учимся вежливости. | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (41) | |
3. | Обучение рассказыванию: описание кукол | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (42) | |
4. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. | Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (43) | |
5. | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (45) | |
6. | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (46) | |
7. | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет». | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (47) | |
8. | Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (49) | |
НОЯБРЬ | ||||
1. | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (50) | |
2. | Рассказывание по картине. | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (51) | |
3. | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (52) | |
4. | Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (54) | |
5. | Обучение рассказыванию. | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (56) | |
6. | Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (57) | |
7. | Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (57) | |
8. | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (58) | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (60) | |
2. | Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (63) | |
3. | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (64) | |
4. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (66) | |
5. | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце» | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (68) | |
6. | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (69) | |
7. | Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (71) | |
8. | Дидактические игры со словами. | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (72) | |
ЯНВАРЬ | ||||
1. | Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (73) | |
2. | Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (75) | |
3. | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (76) | |
4. | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (78) | |
5. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (75) | |
6. | Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям) | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (81) | |
7. | Чтение стихотворений о зиме | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении) | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (82) | |
8. | Рассказывание по картине | Упражнять детей в творческом рассказывании. Развивать умение употреблять обобщающие слова. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (84) | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | Беседа на тему "О друзьях и дружбе" | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (85) | |
2. | Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово" | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (871) | |
3. | Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" | Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (83) | |
4. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (89) | |
5. | Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж" | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (91) | |
6. | Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки" | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (92) | |
7. | Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" | Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (94) | |
8. | Обучение рассказыванию по картинкам "Мы для милой мамочки…" | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (95) | |
МАРТ | ||||
1. | Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном" | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (97) | |
2. | Составление рассказа по картинкам "Купили щенка". | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (100) | |
3. | Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…" | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (101) | |
4. | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение" | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (102) | |
5. | Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору) | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (103) | |
6. | Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства" | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (103) | |
7. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" | Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" (перевод М. Боровицкой). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (104) | |
8. | Чтение сказки "Сивка-Бурка" | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова). | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (106) | |
АПРЕЛЬ | ||||
1. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р. | Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (107) | |
2. | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово". | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (108) | |
3. | Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм". | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (110) | |
4. | Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…" | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…". | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (110) | |
5. | Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову) | Продолжать учить детей пересказывать. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (112) | |
6. | Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга" | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга". | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (113) | |
7. | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц | Активизировать словарь детей. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (114) | |
8. | Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" | Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик". | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (114) | |
МАЙ | ||||
1. | Обучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (117) | |
2. | Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (117) | |
3. | Лексические упражнения | Проверить, насколько богат словарный запас детей | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (118) | |
4. | Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол" | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол". | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (119) | |
5. | Звуковая культура речи (проверочное) | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (119) | |
6. | Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни" | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (121) | |
7. | Литературный калейдоскоп | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (115) |