Файл: Вопервых, сделал вывод о том, что разделение труда носит универсальный характер (от простых операций до профессий, затем до классов, разделения города и села и международного разделения труда).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


Группа ММ20М491
Студент
А.А. Липатов


МОСКВА 2022


Практическое задание №1

Тема 4. Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо)
1.В решении каких теоретических вопросов А. Смит продвинулся дальше своих предшественников?

А. Смит создал теорию абсолютных преимуществ. Он обосновал необходимость международного разделения труда с учетом абсолютных преимуществ каждой страны (природные, климатические особенности).» И в Шотландии можно вырастить виноград, но вряд ли он будет сладок». В целом можно отметить, что Смит продвинулся в вопросах разделения труда значительно дальше своих предшественников. Что нового внес А. Смит в рассмотрение этих вопросов?

Во-первых, сделал вывод о том, что разделение труда носит универсальный характер (от простых операций до профессий, затем до классов, разделения города и села и международного разделения труда).

Во-вторых, он показал, что разделение труда может иметь различные степени, и чем больше степеней, тем труд производительнее.

В-третьих, он связал разделение труда со снижением издержек.

В-четвертых, он обратил внимание на то, что обмен возможен лишь тогда, когда люди заняты неодинаковыми делами. Так у него появляется понятие "ценность".

В рассмотрении денег он продвинулся дальше меркантилистов, так как сделал вывод, что деньги не составляют богатства общества. Они возникли стихийно, отдельный индивид не думал создавать и не создал их. Деньги -это товар, выделившийся из общей массы спонтанно. «Золото и серебро, обращающийся в стране, можно сравнить с большой дорогою
, по которой развозится и провозится на рынок зерно и сено, но которая сама не производит ни одной горстки ни того, ни другого». Нет принципиального различия между металлическими и бумажными деньгами. Бумажные

Практическое задание №2

Тема 5. Экономические учения периода разложения классической школы Мальтус, Сэй)

1. Каковы основные факторы производства по теории Cэя ? Какой фактор добавился к ним в ХХ веке?

Сэй отвергает трудовую теорию стоимости. Он считает, что продукты как потребительные стоимости могут быть созданы трудом только при содействии сил природы и средств производства (которые он называет капиталом). "Эти три элемента производства необходимы для создания продуктов", которое, по учению Сэя, означает "создание полезности". А так как полезность не отличается от стоимости, то ясно, что последняя создается всеми тремя факторами производства, а не только трудом.

"Стоимости продуктов обязаны своим происхождением совместному действию труда, капиталов и сил природы; только эти три фактора создают стоимость, новое богатство".

Итак, существуют три фактора производства; труд, капитал и природа (земля). Каждый из них оказывает в процессе производства "производительную услугу", за которую (за исключением услуг, оказываемых природою безвозмездно, владелец каждого фактора производства получает вознаграждение или доход (заработную плату, процент и ренту). Вознаграждение это берется из стоимости продукта: каждый из названных владельцев получает долю стоимости, созданную принадлежащим ему фактором производства.

Труд создает заработную плату (т.е. долю стоимости продукта, равную заработной плате), капитал - процент и земля - ренту. Сумма всех этих трех доходов, сложенных вместе, определяет величину стоимости всего продукта.

Прибыль предстает в трактовке Сэя как естественное порождение капитала, а рента - естественное порождение земли. Эта концепция отрицает всякого рода эксплуатацию и изображает экономический процесс как гармоническое сотрудничество равноправных факторов производства.

Теория трех факторов производства сыграла в развитии науки большую роль:

1) были определены основные факторы производства (экономические ресурсы);



2) появилась еще одна оригинальная теория стоимости;

3) послужила основанием для развития так называемого факторного анализа.

Проблема соединения элементов природы, овеществленного и живого труда часто встречается в современных экономических исследованиях. Смысл факторного анализа - в отыскании наиболее выгодной комбинации капитала и труда (земля в расчет не принимается) для тех или иных конкретных случаев. Наиболее известным примером этого анализа является функция Кобба-Дугласа, названная по имени американских экономистов 20-х годов XX в.
Практическое задание №3

Тема 9. Кейнсианство и его эволюция

2. Назовите основные рекомендации Кейнса по стимулированию совокупного спроса. Какому из инструментов регулирования спроса – денежно-кредитному или бюджетному – отдавал предпочтение Кейнс?

По мнению Кейнса, главнейшим фактором, стимулирующим производство, выступает совокупный спрос, доведенный до уровня так называемого «эффективного спроса».

Под ним он подразумевал спрос, который позволяет реализовать все предложенные на товарном рынке экономические блага. Таким образом, достижение «эффективного спроса» способствует установлению макроэкономического равновесия.

Определяющими, направленными на рост производства, аспектами совокупного спроса Кейнс считал личное и производительное потребление. Личное потребление как расходы населения на покупку товаров и услуг для удовлетворения потребностей зависит от уровня занятости, так как занятость дает возможность получения дохода, необходимого для осуществления расходов и сбережений.

Сбережения, в свою очередь, служат основой производительного потребления, или инвестиций в производство. Помимо этого, Кейнс исходил из того, что совокупный спрос зависит не только от расходов населения на предметы потребления и расходов предпринимателей на инвестиционные товары (производственные ресурсы), но и от расходов государства на экономические и социальные цели.

Последнему аспекту совокупного спроса он придавал особое значение, так как в процессе своих научных изысканий пришел к выводу о том, что в условиях современного широкомасштабного производства потребительские расходы населения и инвестиционные расходы предприятий и фирм не в состоянии обеспечить эффективный спрос. Поэтому в экономике, по мнению Кейнса, должен появиться дополнительный макроэкономический агент, либо предъявляющий свой собственный спрос на товары и услуги, либо стимулирующий спрос населения и предпринимателей и таким образом увеличивающий совокупный спрос.


Так Кейнс обосновал необходимость участия государства в экономических процессах. Кроме того, выстраивая свою макроэкономическую модель, он не мог не учитывать открытого характера рыночной экономики. Вследствие этого им не исключалось значительное влияние на совокупный спрос и достижение последним уровня эффективного чистого экспорта как разницы между спросом на отечественные товары и услуги на внешнем рынке и спросом на товары и услуги иностранного производства на внутреннем рынке.

Таким образом, в кейнсианской модели совокупный спрос, или совокупные расходы общества, состоит из четырех компонентов:

-личного потребления;

-инвестиционного (производительного) потребления;

-государственных расходов;

-чистого экспорта.

В конечном итоге государственные расходы и расходы на чистый экспорт проявляют себя как стимулы потребительских и инвестиционных расходов, поэтому в общем смысле совокупный спрос в макроэкономической модели Кейнса предстает как сумма потребления и инвестиций.
Практическое задание №4

Тема 11. Экономическая мысль в России в Х1Х-ХХ вв.

1. В чем состояла альтернативность концепции развития аграрного сектора России, выдвинутая А.В. Чаяновым?

Ещё в дореволюционный период в связи с быстрым ростом крестьянских кооперативов возникла организационно-производственная школа (Н. П. Макаров, А.В. Чаянов, А.Н. Минин, А.А. Рыбников и др.). Лидером этой школы стал крупный русский экономист Александр Васильевич Чаянов (1888-1937). Его основные труды: "Организация крестьянского хозяйства" (1925), "Краткий курс кооперации" (1925).

Главным предметом исследования Чаянова было семейно-трудовое крестьянское хозяйство, нацеленное на удовлетворение потребностей членов семьи. Чаянов интересовался натурально-потребительскими чертами этого хозяйства и в меньшей степени его товарно-рыночными чертами. Он считал, что такое исследование важно при изучении аграрного строя не только России, но и Китая, Индии и других стран со слабым развитием рыночных отношений. Основными понятиями выступают здесь организационный план и трудопотребительский баланс крестьянского хозяйства.

Организационный план, или субъективное отображение крестьянином системы целей и средств хозяйственной деятельности, включал выбор направление хозяйства, сочетание его отраслей, увязку трудовых ресурсов и объемов работ, разделение потребляемой и продаваемой на рынке продукции, баланс денежных поступлений и расходов. Концепция трудопотребительского баланса исходила из того, что крестьянин
стремится не к максимуму чистой прибыли, а к росту общего дохода, соответственно производства и потребления, равновесию производственных и природных факторов, равномерному распределению труда и дохода в течение всего года

Распространенной в советской экономической литературе схеме "кулак — середняк — бедняк" Чаянов противопоставлял собственную классификацию, включающую шесть типов хозяйств: 1) капиталистические, 2) полутрудовые, 3) зажиточные семейно-трудовые, 4) бедняцкие семейно-трудовые, 5) полупролетарские, 6) пролетарские. Чаянов выдвинул план разрешения социальных противоречий в деревне через кооперативную коллективизацию различных типов хозяйств (со 2-го по 5-й) и кооперативный кредит.

Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сектора Чаянов видел в массовом распространении кооперации, её антикапиталистическом и антибюрократическом содержании. Он выступал против огосударствления кооперативов. Выгодность кооперации, по мнению Чаянова, заключается в относительно низких ценах на продукцию и в дополнительном доходе её членов.

Чаянов полагал, что к кооперативам должны отходить те виды деятельности, технический оптимум которых превосходит возможности отдельного крестьянского хозяйства. Он исходил из того, что индивидуальные крестьянские хозяйства способны вести эффективную обработку почвы и животноводство. Остальные виды деятельности подлежат постепенному и добровольному кооперированию.

Летом 1917 г. учёный выдвинул план реконструкции аграрного сектора: передача земли в собственность трудового крестьянства, введение трудовой собственности на землю (без права купли-продажи участков), передача государству помещичьих хозяйств и имений, введение единого сельхозналога для частичного изъятия дифференциальной ренты. Чаянов выступал против уравнительного наделения крестьян землёй. Он исходил из двойственного критерия аграрного переустройства: повышения производительности труда и демократизации распределения национального дохода.

Крупное достижение Чаянова — теория дифференциальных оптимумов сельскохозяйственных предприятий. Оптимум имеется там, где "при прочих равных условиях себестоимость получаемых продуктов будет наименьшая".* Оптимум зависит от природно-климатических, географических условий, биологических процессов. Все элементы себестоимости в земледелии Чаянов разделил на три группы: 1) уменьшающиеся при укрупнении хозяйств (административные расходы, издержки по использованию машин, построек); 2) увеличивающиеся при укрупнении хозяйств (транспортные издержки, потери от ухудшения контроля за качеством труда); 3) не зависящие от размеров хозяйств (стоимость семян, удобрений, погрузочно-разгрузочные работы). Оптимум сводится к нахождению точки, в которой сумма всех издержек на единицу продукции будет минимальной.