Файл: Тема Изучение видов и средств товарной информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема № 7. Изучение видов и средств товарной информации



Цель:

Закрепить теоретические знания студентов о сущности и особенностях товарной информации, направлениях ее правового регулирования; выработать у студентов навыки практического применения знаний по данной теме; способствовать закреплению у студентов целостного представления о правовых аспектах использования товарной информации; способствовать формированию у студентов нестандартных подходов к решению практических ситуаций, связанных с применением товарной информации.

Список практических заданий:


1. Изучить теоретические положения, отражающие сущность товарной информации. Результаты изучения представить в электронной форме.
Товарная информация – это сведения о това­ре, предназначенные для субъектов коммерческой деятельности. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую, коммерческую и потребительскую.

Основополагающая товарная информация содержит основ­ные сведения о товаре, имеющие решающее значение для иденти­фикации и предназначенные для всех субъектов рыночных отноше­ний. К основополагающей информации относятся вид и наименова­ние товара, его сорт, масса, наименование предприятия- изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация содержит сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначен­ные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодос­тупные потребителю. Эта информация содержит данные о пред­приятиях-посредниках, нормативных документах, регламенти­рующих качество товаров, коды товаров по ОКПД 2, ТН ВЭД АЕЭС.

Потребительская товарная информация включает све­дения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и предназначенные для потребителей. Эта информация содержит сведения о потребительских свойствах товаров: функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.

Средствами товарной информации служат: маркировка, технические документы
, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.

Маркировка – текст, условные обозначения или рису­нок, нанесенное на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентифика­ции товара или отдельных его свойств, доведения до потребите­ля информации об изготовителях (исполнителях), количествен­ных и качественных характеристиках товара.

Основными функциями маркировки являются следую­щие: информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребитель­скую информацию, меньший – на коммерческую. При этом ос­новополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Не­совпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

Необходимость такого дублирования обусловлена общ­ностью идентифицирующей функции маркировки и товаросо­проводительных документов. Однако в отличие от них марки­ровка предназначена для всех субъектов коммерческой деятель­ности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. По­этому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения. Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняю­щие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции служат важной мотива­цией для принятия решения о покупке товара.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Производственная маркировка – текст, условные обо­значения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполните­лем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители инфор­мации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, Вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клей­ма, штампы и др.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Этикетки отличаются значительной ин­формационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы.



Вкладыши – это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначен­ные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены).

Бирки и ярлыки – носители маркировки, которые при­клеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны – меньшая информационная емкость, ограни­ченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фир­мы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер моде­ли, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты – это носители краткой дубли­рующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления све­дений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других но­сителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Клейма и штампы – носители информации, предназна­ченные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Информационные знаки – условные обозначения
, предна­значенные для идентификации отдельных или совокупных ха­рактеристик товара.

Товарный знак представляет собой зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его производителя (предприятие, фирму). На товарный знак, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ часть 4).

Фирменные товарные знаки – знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг. Существу­ют три основных типа обозначения этих знаков:

1) фирменное имя – слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;

2) фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

3) торговый знак – фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистриро­ванные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак, размещаемый рядом с товарным зна­ком. Если товарные знаки являются собственностью фирмы, то они могут иметь знак ©.

Знак соответствия (в области сертификации) – защи­щенный в установленном порядке знак, применяемый или вы­данный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Компонентные знаки – знаки, предназначенные для ин­формации о применяемых пищевых добавках или иных компо­нентах, свойственных (или несвойственных) товару.

Размерные знаки – знаки, предназначенные для обозна­чения конкретных физических величин, определяющих количе­ственную характеристику товара.

Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. До сих пор ма­нипуляционные знаки считались указателями способов обраще­ния с грузами и наносились в основном на транспортную тару.

Некоторые особенности эксплуатации или потребления товаров также могут маркироваться с помощью соответствую­щих знаков. Такая маркировка может указывать на способы об­ращения с товаром и упаковкой, ухода за товарами, его хране­ния и использования. Например, на товарном ярлыке и кон­трольной ленте швейных и трикотажных изделий помещают символы для ухода за изделиями при стирке, глажении, химиче­ской чистке, отбеливании и сушке после стирки.


Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей сре­ды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем пре­дупреждения об опасности или указания на действия по преду­преждению опасности.

Экологические знаки (эко-знаки) предназначены для ин­формации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, ис­пользования или утилизации.

Классификация информации с позиции товароведения осуществляется по ряду признаков:

  • по источнику происхождения (в соответствии с жизненными циклами товаров – производственная, торговая и т.п.);

  • по характеру проявления – организационная и товароведная;

  • по объему информации – специальная и покупательская;

  • по видам – маркировочно-справочная, маркировочно-условная, эксплуатационно-сопроводительная, обратная товароведно-справочная рекламно-справочная,.

Маркировочно-справочная информация включает маркировку, условные обозначения, нанесенные на товар или упаковку. Составной частью маркировки является клеймо. Перечень маркировочных данных и метод их нанесения для каждо­го изделия указывается в соответствующей нормативно-технической до­кументации. В зависимости от вида изделия маркировочные данные мо­гут иметь те или иные особенности.

К маркировочно-условным следует отнести такие виды маркиро­вочной информации, которые представляют собой условные знаки. Это производственный и товарный знаки предприятия.

К основным видам эксплуатационно-сопроводительной информа­ции о бытовой технике относятся эксплуатационные документы, руко­водство по эксплуатации, паспорт, этикетка.

Руководство по эксплуатации – эксплуатационный документ, который разрабатывается в том случае, когда для правильной эксплуатации изделия потребителю нужны дополнительные сведения о конструк­ции, правилах использования, техническом обслуживании и т.д.

Паспорт – эксплуатационный документ, удостоверяющий гаранти­рованные предприятием-изготовителем основные параметры и характеристики изделий. Паспорт в общем виде состоит из разделов: общие ука­зания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цена.

Этикетка – эксплуатационный документ, в котором излагаются основные показатели и сведения, требующиеся для эксплуатации изде­лий. На этикетке приводятся следующие сведения: наименование изде­лия; обозначение изделия или его индекс; технические данные; номер стандарта и ТУ, требованиям которых соответствует изделие;