ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 7. Изучение видов и средств товарной информации
Цель:
Закрепить теоретические знания студентов о сущности и особенностях товарной информации, направлениях ее правового регулирования; выработать у студентов навыки практического применения знаний по данной теме; способствовать закреплению у студентов целостного представления о правовых аспектах использования товарной информации; способствовать формированию у студентов нестандартных подходов к решению практических ситуаций, связанных с применением товарной информации.
Список практических заданий:
1. Изучить теоретические положения, отражающие сущность товарной информации. Результаты изучения представить в электронной форме.
Товарная информация – это сведения о товаре, предназначенные для субъектов коммерческой деятельности. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую, коммерческую и потребительскую.
Основополагающая товарная информация содержит основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса, наименование предприятия- изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация содержит сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах, регламентирующих качество товаров, коды товаров по ОКПД 2, ТН ВЭД АЕЭС.
Потребительская товарная информация включает сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и предназначенные для потребителей. Эта информация содержит сведения о потребительских свойствах товаров: функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др.
Средствами товарной информации служат: маркировка, технические документы
, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама и пропаганда.
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенное на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара.
Основными функциями маркировки являются следующие: информационная; идентифицирующая; мотивационная; эмоциональная.
Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах. Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.
Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и товаросопроводительных документов. Однако в отличие от них маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения. Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.
Производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, Вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.
Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы.
Вкладыши – это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены).
Бирки и ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны – меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.
Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так, на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.
Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков и др. Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.
Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.
Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар.
Информационные знаки – условные обозначения
, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара.
Товарный знак представляет собой зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его производителя (предприятие, фирму). На товарный знак, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ часть 4).
Фирменные товарные знаки – знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров или услуг. Существуют три основных типа обозначения этих знаков:
1) фирменное имя – слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;
2) фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;
3) торговый знак – фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак, размещаемый рядом с товарным знаком. Если товарные знаки являются собственностью фирмы, то они могут иметь знак ©.
Знак соответствия (в области сертификации) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.
Размерные знаки – знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.
Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами. До сих пор манипуляционные знаки считались указателями способов обращения с грузами и наносились в основном на транспортную тару.
Некоторые особенности эксплуатации или потребления товаров также могут маркироваться с помощью соответствующих знаков. Такая маркировка может указывать на способы обращения с товаром и упаковкой, ухода за товарами, его хранения и использования. Например, на товарном ярлыке и контрольной ленте швейных и трикотажных изделий помещают символы для ухода за изделиями при стирке, глажении, химической чистке, отбеливании и сушке после стирки.
Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
Экологические знаки (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.
Классификация информации с позиции товароведения осуществляется по ряду признаков:
-
по источнику происхождения (в соответствии с жизненными циклами товаров – производственная, торговая и т.п.); -
по характеру проявления – организационная и товароведная; -
по объему информации – специальная и покупательская; -
по видам – маркировочно-справочная, маркировочно-условная, эксплуатационно-сопроводительная, обратная товароведно-справочная рекламно-справочная,.
Маркировочно-справочная информация включает маркировку, условные обозначения, нанесенные на товар или упаковку. Составной частью маркировки является клеймо. Перечень маркировочных данных и метод их нанесения для каждого изделия указывается в соответствующей нормативно-технической документации. В зависимости от вида изделия маркировочные данные могут иметь те или иные особенности.
К маркировочно-условным следует отнести такие виды маркировочной информации, которые представляют собой условные знаки. Это производственный и товарный знаки предприятия.
К основным видам эксплуатационно-сопроводительной информации о бытовой технике относятся эксплуатационные документы, руководство по эксплуатации, паспорт, этикетка.
Руководство по эксплуатации – эксплуатационный документ, который разрабатывается в том случае, когда для правильной эксплуатации изделия потребителю нужны дополнительные сведения о конструкции, правилах использования, техническом обслуживании и т.д.
Паспорт – эксплуатационный документ, удостоверяющий гарантированные предприятием-изготовителем основные параметры и характеристики изделий. Паспорт в общем виде состоит из разделов: общие указания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цена.
Этикетка – эксплуатационный документ, в котором излагаются основные показатели и сведения, требующиеся для эксплуатации изделий. На этикетке приводятся следующие сведения: наименование изделия; обозначение изделия или его индекс; технические данные; номер стандарта и ТУ, требованиям которых соответствует изделие;