Файл: Для достижения названной цели в работе поставлены следующие задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) Вторую группу источников права социального обеспечения составляют федеральные законы. Среди них особое место, как уже было подчёркнуто выше, занимает Конституция РФ. В действующей Конституции закреплён правовой статус граждан в области социального обеспечения. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст.41); предусматривают, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст.38); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46). Важное значение имеют также ст.37, провозглашающая свободу труда в обществе и запрещающая принудительный труд, и ст.53, согласно которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [5].

Одним из важнейших источников права социального обеспечения является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Данный нормативный акт закрепляет: основные принципы охраны здоровья граждан; компетенцию в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления; организацию охраны здоровья граждан в РФ; права граждан в области охраны здоровья; права отдельных групп населения в области охраны здоровья (семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих и др. лиц); права граждан при оказании медико-социальной помощи; медицинскую деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека; гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам; виды медицинской экспертизы; права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников [4].

Необходимо отметить, что в сфере источников права социального обеспечения действует большое количество федеральных законов. Для данной отрасли права характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

Основные федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере социального обеспечения следующие:

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999, Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г.


Федеральный закон «Об инвестировании средства для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07. 2002, Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04. 1996, Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05. 1998, Федеральный закон «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» от 19.05.1995, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.199, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 07.07.1999, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 [45].

К числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих лиц. В качестве примера можно привести Закон Республики Калмыкия «О государственной социальной помощи в Республике Калмыкия» от 02.11.2005.

3) Третью группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные нормативные акты, среди которых имеются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти. Можно выделить следующие важнейшие подзаконные нормативные правовые акты: Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 «О порядке выдачи пенсионной книжки застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации»; «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», утверждено постановлением Правительства РФ от 24.07.2014; Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений»; «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», утверждены постановлением Правительства РФ от 07.04.2008; «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20.02.2006; «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты», утверждены постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 и т.д. [32].



Органы исполнительной власти субъектов РФ также вправе принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения. Например, было принято постановление Правительства Республики Калмыкия от 16.04.2021 №122 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно и порядка определения среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».

Необходимо отметить, что на современном этапе важное значение приобретают также муниципальные и локальные акты как источники права социального обеспечения. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на муниципальном уровне и на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные к федеральным и региональным меры социальной поддержки граждан. К числу таких актов могут относиться, в частности, акты органов местного самоуправления, коллективные договоры.
1.3. Организационно-правовые формы социального обеспечения
Организационно-правовая форма социального обеспечения – это система способов аккумулирования и распределения средств специальных фондов, а также управления этими средствами в рамках подсистем бюджетного (государственного) социального обеспечения и обязательного социального страхования. Специфические признаки организационно-правовых форм социального обеспечения: 1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых оно предоставляется; 2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника; 3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Выделяют (по степени централизации) следующие формы социального обеспечения: 1) централизованные; 2) региональные; 3) местные (локальные). Централизованные формы, в свою очередь, подразделяются на обеспечение: 1) за счет бюджетных средств – налогов (невозвратные средства); 2) за счет обязательного социального страхования (пенсионное, социальное, медицинское) – страховых взносов (возвратные средства: при наступлении страховых случаев они возвращаются застрахованному лицу в виде страхового предоставления); 3) смешанная форма. Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями – трудовым, гражданским, административным, финансовым правом. Отличие от других отраслей: 1) отсутствие, как правило, между сторонами правоотношений равенства, а также власти и подчинения; 2) доминирование императивных норм; 3) основания возникновения (как правило, нужен фактический состав при обязательном соблюдении установленных процедур); 4) специфика субъектного состава [31].


ГЛАВА 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
На основании статья 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия положены законодательством РФ. Государство РФ осуществляет руководство в ходе создания финансовой базы и организационных структур, которые необходимы для осуществления конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение.

В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения РФ, которая состоит из нескольких подсистем: обязательное социальное страхование, государственное обеспечение и социальная помощь.


Рассмотрим особенности каждой из них.

2.1. Обязательное страхование
Обязательное медицинское страхование представляет собой разновидность социального страхования производимого в обязательном порядке, призванное обеспечить граждан при наступлении страхового случая минимумом бесплатной медицинской помощи оказываемой за счет средств бюджета и внебюджетных фондов, согласно утвержденной программы обязательного медицинского страхования и в пределах установленных федеральным законодательством.

Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем, в зависимости обязательного от видов обязательного социального страхования. Структурно это можно представить в следующем виде:

• обязательное пенсионное страхование;

• обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

• обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• обязательное медицинское страхование.

Анализируя государственную систему обязательного социального страхования можно сказать, что обязательное социальное страхование как системное образование состоит из следующих элементов:

а) субъекты обязательного социального страхования (застрахованные лица, страховщики, страхователь);

б) объекты обязательного социального страхования (вероятные события, изменяющие материальное и (или) социальное положение застрахованного лица);

в) страховые риски - предполагаемые событие влекущие изменение материального и (или) социальное положение застрахованного лица.


г) страховое обеспечение - денежные выплаты, компенсирующий доход и заработок.

Принципы социального страхования.

Федеральный закон РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ содержит принципы соцстрахования граждан страны. Среди них выделяют следующие:

- доступность соцстрахования для всех граждан (застрахованных лиц).

- соблюдение прав работников вне зависимости от финансового состояния работодателя-страховщика.

- наличие обязанности по уплате взносов всеми страхователями.

- ответственность за использование внебюджетных средств, выделяемых на соцстрахование физлиц.

- государственный контроль за исполнением обязательств по соцстрахованию граждан.

Одним из принципов правового регулирования отношений между работником и руководством в соответствии со ст. 2 ТК РФ также считается обязательное возмещение вреда сотруднику, полученного в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Большую часть расходов по обеспечению населения социальными пособиями берет на себя государство. Оно восполняет работодателю потраченные ранее средства на выплату больничных листов и прочих компенсаций работникам. На руководство возлагается обязанность по начислению пособий за счет собственных средств лишь за первые 3 дня болезни самого сотрудника [14].

Периодические отчисления взносов в бюджет напрямую зависят от уровня доходов работающих лиц. Выплаты пособий (больничные листы, по уходу за ребенком до 1,5 лет) также зависят от предыдущих размеров зарплат.

Социальный страховой риск - это предполагаемое событие, влекущее изменение материального или социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется Обязательное социальное страхование.

Социальный страховой риск - возможность ухудшения материального и социального положения гражданина при утрате дохода[2].

Исходя из нормативно - правовой базы по обязательному социальному страхованию различаются следующие виды социальных страховых рисков:

а) необходимость получения медицинской помощи;

б) временная нетрудоспособность;

в) трудовое увечье и профессиональное заболевание:

г) материнство;

д) инвалидность;

е) наступление старости;

ж) потеряю кормильца;

з) признание безработным;

и) смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Реализация страхового риска называется страховым случаем, т.е. событие, которое уже произошло и привело к изменению