Файл: Для достижения названной цели в работе поставлены следующие задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.1.4 Обязательное медицинское страхование
Медицинское страхование является формой социальной защиты населения в охране здоровья граждан.

Исходя из системы обязательного медицинского страхования и нормативно - правовой базы целью медицинского страхования - гарантировать гражданам получение медицинское помощи за счет накопительных средств.

Так как обязательное медицинское страхование является частью обязательного социального страхования то обязательное медицинское страхования обеспечивается всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхование в объеме и на условиях соответствующих программ обязательного медицинского страхование.

Объектом страхования в данном случае признается страховой риск связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Обязательное медицинское страхование регулируется Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ и является частью государственной политики и системы социального страхования.

Основной программой обязательного медицинского страхования является базовая программа, которая разрабатывается Министерством здравоохранения России, согласовывается Министерством финансов РФ, Федеральным Фондом ОМС и утверждается Правительством[4].

Базовая программа включает в себя первичную медико-санитарную помощь, стационарное и восстановительное лечение, осуществляется за счет средств ОМС и реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами обязательного медицинского страхования.

Получить услуги, входящие в базовую программу медицинского страхования могут граждане РФ, лица, не имеющие гражданства имеют такие же права, как и граждане и иностранные граждане постоянно проживающие, если иное не предусмотрено договором.

Согласно закону об обязательном медицинском страховании застрахованный гражданин имеет право на выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача, получение медицинской помощи на территории РФ и за пределами места жительства[5].

Страхователем исходя из нормативно - правовой базы и системы обязательного медицинского страхования признаются:

- самостоятельное обеспечивающие себя работой, индивидуальные предприниматели;

- для работающего населения - организации (работодатель)

- для неработающих граждан - государство (органы исполнительной власти субъектов РФ - органы местного самоуправления).


В обязанности страхователя входят такие действия, как заключение договоров обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями и внос страховых взносов в порядке установленном законом.
2.2. Государственное социальное обеспечение
Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета – это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований. За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны Российской Федерации и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям – по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленных законодательством.

За счет средств государственного бюджета производятся также выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например, единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т. п. Помимо этого за счет указанных средств предоставляются многие виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания: профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др.

Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породили новое явление, как отмечалось выше, – бедность. Появление бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи и поддержки. Такая поддержка (как вид социального обеспечения) установлена Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», а нуждающиеся в ней лица определены как малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Цель государственной социальной помощи – поддержание уровня жизни малоимущих граждан (семей), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.



Появление нового вида материального обеспечения социально слабых слоев населения неизбежно вызывает потребность в определении его места в системе права социального обеспечения. Одни авторы (Е.Е. Мачульская) полагают, что социальную помощь необходимо рассматривать в качестве самостоятельной организационно-правовой формы социального обеспечения. Другие (М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова) считают, что все виды и формы социальной помощи финансируются за счет бюджетных средств и, следовательно, их предоставление происходит в рамках такой организационно-правовой формы, как социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований. На наш взгляд, государственную социальную помощь следует все-таки рассматривать в качестве разновидности такой организационно-правовой формы социального обеспечения, как обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:

1) социальное обеспечение особых контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной приравненной к ней;

2) социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;

3) государственная социальная помощь гражданам в связи с бедностью.

Формы социального обеспечения как способ его организации следует отличать от формы способа удовлетворения потребностей граждан видами данного обеспечения.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматриваются денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. Натуральное обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т. п.

В литературе последних лет выделяют смешанную форму организации социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование обеих вышеназванных форм в отношении определенных категорий граждан, например государственных служащих, депутатов и др. Наряду с централизованными формами выделяют региональные и местные (локальные) формы социального обеспечения. В обобщенном виде данные формы представляют собой форму дополнительного материального обеспечения сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством. На практике это происходит следующим образом. За счет собственных средств (регионального бюджета) органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения. Это относится и к организациям, которые за счет собственных финансовых средств предоставляют дополнительное социальное обеспечение. Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.


    1.   1   2

2.3. Государственная социальная помощь




    1. Понятие государственной социальной помощи населению напрямую связано с оказанием различных социальных услуг незащищенным слоям населения, а также реализацией государственных социальных программ, направленных на улучшение жизни определенных слоев населения [36].

Можно сказать, что сущность государственной социальной помощи населению заключается в нормативно-правовом регулировании, а также реализации государственных программ, с помощью которых можно должным образом обеспечивать социальные гарантии всех слоев населения, а также поддерживать достойный уровень жизни, повышая благосостояние всех граждан страны.

Помощь малоимущим семьям – важный элемент государственной политики, который учитывает интересы самых малообеспеченных граждан нашего государства. Важно понимать, что уровень среднего дохода – ключевой, но не единственный критерий, по которому законодатель составляет список льготников: в зависимости от региона и других обстоятельств, ни один параметр не может считаться абсолютным по России.

Закон, регулирующий правоотношения в социальной сфере – это Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Данный закон призван поддержать малоимущие семьи, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума. Принятый закон впервые дал законодательное определение понятию государственной социальной помощи. Основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума.

Именно в нем было дано определение прожиточному минимуму, введены способы его расчета, а все граждане, доходы которых располагаются ниже этой отметки, должны получить помощь от государства. Также там было установлено понятие потребительской корзины – минимального перечня продуктов питания, которые необходимы среднестатистическому человеку для полноценного существования. Закон устанавливает, что прожиточный минимум должен исчисляться ежеквартально в каждом субъекте Российской Федерации отдельно (в зависимости от стоимости продуктов питания в регионе). Все сопутствующие документы и подзаконные акты принимаются лишь на основание действующего закона «О прожиточном минимуме»[31].