Файл: Семинарпрактикум для педагогов. Современные технологии общения педагогов с родителями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ыяяСеминар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями»
Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.
Задачи:
• Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.
• Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи, контакт глаз, установление дистанции в общение.
• Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.
Задача тренинга дать максимум нужной информации с практическими заданиями, поэтому проводится в форме, как семинар с элементами тренинга «Современные технологии общения педагогов с родителями».
Методы: упражнение, беседа, мини-лекция, презентация.
Материал: мольберт,планшеты с цитатами: “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент Экзюпири).
Ход семинара
1.Беседа: О сущности понятия “тренинг”
Вам наверняка знакомо это слово, что оно обозначает и с чем ассоциируется?
(Ответы педагогов.)
Психологический тренинг — это тренировка души, разума и тела.
Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.
Итог: Мы с вами понимаем, что, выступая перед аудиторией, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.
2. Правила работы в группе
Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.
Психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.
Приложение №1 Правила группы
1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.».
4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).
3. Закрепление правил работы в тренинге
Психолог: Существует китайская поговорка:
“Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Человек усваивает
10% того, что слышит,
50% того, что видит,
70% того, что сам проговаривает,
90% того, что сам делает.
4. Упражнение “Мы рады вас видеть”
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь круга.
– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.
Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание,
обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т. д.
Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.
Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия.Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.
5. Вступительное слово
Тема сегодняшней консультации: «Современные технологии общения педагогов с родителями».
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.
Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей.
Истина очевидна! В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, должны быть заинтересованы и родители, и детский сад.
Основной целью такого взаимодействия является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
6. Упражнение «Родители наших воспитанников.»
– Возьмем первого участника педагогического процесса и попытаемся проанализировать, что из себя представляют наши родители.
– Продолжите фразу «Родители наших воспитанников.»
– Получилась довольно неплохая картина.
7. Педагогический тренинг
– Добавим к взаимодействию педагога и попробуем изобразить сотрудничество родителей и воспитателей через скульптуру.
–Распределим роли: родитель – педагог и построим скульптуру в парах.
– Один педагог – наблюдатель.
– Какую роль занимают педагоги в наших скульптурах, по мнению наблюдателя?
– Давайте рассмотрим отличия традиционной и сотруднической роли педагога.
– Сейчас я вам предлагаю выстроить общую скульптуру тесного сотрудничества родителей и педагогов.
8. Представление различных форм общения педагогов с родителями.
– Содержание общения можно проводить в различных формах.
– Сейчас мы тоже пообщаемся, представляя свой опыт использования этих форм, позволяющих разнообразим общение с родителями.
Схема № 1
– Как на Ваш взгляд, помогает воспитателю использование таких разнообразных форм общения педагога с родителями?
9. Техника самодиагностики
Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”.
Приложение №4 «Самооценка качеств, важных для общения».
Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.
Инструкция: Оцените, пожалуйста, развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.
Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:
• Открытость
• Отзывчивость
• Доброта
• Внимательность к людям
• Умение решать конфликты
• Тактичность
• Вежливость
• Готовность к сотрудничеству и др.
10. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
«Я-высказывания»
Томас Гордон (Gordon T, 1975) предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я-высказывании», или на «Я-послании». Оно не содержит в себе, в отличие от «Ты-посланий», негативной оценки, обвинения другого человека.
«Я-высказывания» (состоящие из четырех ступеней) могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному (плодотворному) его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций
«Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я-высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий вербализует (выражает словами) проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.
Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения «Я-высказывания»:
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).Например: «Когда Дима на мою просьбу убери машинку в шкафчик ответил: "Я хочу в нее поиграть. "» (Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование убрать машинку.»).
2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с его ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно,а выразить свои чувства: «Я расстроилась.», «Я рассердилась.», «Я был возмушена.».
3. Описание причины возникновения чувства.Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что дети не приносили в детский сад игрушки.».
4. Выражение просьбы.Например: «Я прошу вас проконтролировать Диму, чтобы он не приносил игрушки из дома, т. к. игрушки дорогие и дети могут их сломать, а Дима очень расстраивается из-за этого».
Решите ситуации с помощью техники «Я - высказывание» (с учетом значимых ценностей родителей).
1. Родители регулярно опаздывают в детский сад и приходят после зарядки и завтрака. На вопрос почему вы так приходите