Файл: Семинарпрактикум для педагогов. Современные технологии общения педагогов с родителями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ыяяСеминар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями»

Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогов на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Задачи:

• Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

• Отработка навыков установления и поддержания эффективного контакта, необходимого для решения содержательных задач. Предусматривается отработка следующих навыков: умение фиксировать и обозначать состояние другого человека; приемы управления собственным состоянием; “подстройка” в процессе общения: владение голосом (интонация, тембр, скорость речи, контакт глаз, установление дистанции в общение.

• Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Задача тренинга дать максимум нужной информации с практическими заданиями, поэтому проводится в форме, как семинар с элементами тренинга «Современные технологии общения педагогов с родителями».

Методы: упражнение, беседа, мини-лекция, презентация.

Материал: мольберт,планшеты с цитатами: “Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”(Антуан де Сент Экзюпири).

Ход семинара

1.Беседа: О сущности понятия “тренинг”

Вам наверняка знакомо это слово, что оно обозначает и с чем ассоциируется?

(Ответы педагогов.)

Психологический тренинг — это тренировка души, разума и тела.

Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.


Итог: Мы с вами понимаем, что, выступая перед аудиторией, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.

2. Правила работы в группе

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.

Психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

Приложение №1 Правила группы

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.»«Я думаю.».

4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).

3. Закрепление правил работы в тренинге

Психолог: Существует китайская поговорка:

“Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

Человек усваивает

10% того, что слышит,

50% того, что видит,

70% того, что сам проговаривает,

90% того, что сам делает.

4. Упражнение “Мы рады вас видеть”

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь круга.

– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 2 личных качества на первую и вторую буквы своего имени и говорит пожелание,

обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т. д.

Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (жест по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы.

Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия.Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

5. Вступительное слово

Тема сегодняшней консультации: «Современные технологии общения педагогов с родителями».

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Современная семья в ситуации сложной экономической обстановки переживает серьезный кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, снижение социальной установки на воспитание, образование детей.

Истина очевидна! В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, должны быть заинтересованы и родители, и детский сад.

Основной целью такого взаимодействия является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

6. Упражнение «Родители наших воспитанников

– Возьмем первого участника педагогического процесса и попытаемся проанализировать, что из себя представляют наши родители.

– Продолжите фразу «Родители наших воспитанников


– Получилась довольно неплохая картина.

7. Педагогический тренинг

– Добавим к взаимодействию педагога и попробуем изобразить сотрудничество родителей и воспитателей через скульптуру.

Распределим ролиродитель – педагог и построим скульптуру в парах.

– Один педагог – наблюдатель.

– Какую роль занимают педагоги в наших скульптурах, по мнению наблюдателя?

– Давайте рассмотрим отличия традиционной и сотруднической роли педагога.

– Сейчас я вам предлагаю выстроить общую скульптуру тесного сотрудничества родителей и педагогов.

8. Представление различных форм общения педагогов с родителями.

– Содержание общения можно проводить в различных формах.

– Сейчас мы тоже пообщаемся, представляя свой опыт использования этих форм, позволяющих разнообразим общение с родителями.

Схема № 1

– Как на Ваш взгляд, помогает воспитателю использование таких разнообразных форм общения педагога с родителями?

9. Техника самодиагностики

Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”.

Приложение №4 «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

• Открытость

• Отзывчивость

• Доброта

• Внимательность к людям

• Умение решать конфликты

• Тактичность

• Вежливость

• Готовность к сотрудничеству и др.

10. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

«Я-высказывания»

Томас Гордон (Gordon T, 1975) предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я-высказывании», или на «Я-послании». Оно не содержит в себе, в отличие от «Ты-посланий», негативной оценки, обвинения другого человека.

«Я-высказывания» (состоящие из четырех ступеней) могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному (плодотворному) его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций 
«Я-высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я-высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий вербализует (выражает словами) проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения «Я-высказывания»:

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).Например: «Когда Дима на мою просьбу убери машинку в шкафчик ответил: "Я хочу в нее поиграть. "» (Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование убрать машинку.»).

2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с его ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни воспитанника (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно,а выразить свои чувства«Я расстроилась.»«Я рассердилась.»«Я был возмушена.».

3. Описание причины возникновения чувства.Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что дети не приносили в детский сад игрушки.».

4. Выражение просьбы.Например: «Я прошу вас проконтролировать Диму, чтобы он не приносил игрушки из дома, т. к. игрушки дорогие и дети могут их сломать, а Дима очень расстраивается из-за этого».

Решите ситуации с помощью техники «Я - высказывание» (с учетом значимых ценностей родителей).

1. Родители регулярно опаздывают в детский сад и приходят после зарядки и завтрака. На вопрос почему вы так приходите