ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этап развития психологии | Основные учения |
Античная психология | Анимизм: - каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественными двойниками (душой – психе, или душами – духами); - души, духи воспринимались как «агенты», призраки, которые покидают тело человека с последним дыханием и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Гилозоизм: - учение о всеобщей одушевленности мира, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью Милетская школа: - Фалес (624-547 гг до н.э.): * первооснова – вода. Душа есть также особое состояние воды * рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела * человек должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости, а справедливость состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других людей - Анаксимандр (610-547 гг до н.э.): * источник всех вещей «Апейрон» - такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира * душа – одно из состояний апейрона * идея зарождения живого и неживого * возникновение органического мира: солнечные лучи→растения→животные→человек - Анаксимен ( 588-522 гг. до н.э.): * первооснова – воздух * уплотнением и сгущением воздуха объясняются все природные процессы * душа человека приравнена к воздуху (пневме) и выполняет аналогичную ему роль – сдерживает тело. Пифагорейский союз: - Пифагор (517-497 гг до н.э.): * отрицание равенства душ, считая, что равенства нет в природе вообще, точно также его нет среди людей, из которых одни более способные и активные, а другие менее способные и склонные к послушанию * количественная закономерность природы и ее единства, а значит душевных проявлений * идея о душе каак числе – «гармонии музыки», «движении сфер» * идея о существовании эфира, сходстве микро- и макрокосмоса, т.е. человека и окружающего его мира * идея связи зачатков научного (метафизического) мышления и фантазии * идея об очищении и переселении душ * для исцеления душевных недугов применяли средства психотерапии, сами избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния душевной тревоги. Стремясь предотвратить болезни, пифагорейцы разрабатывали режимы диеты, труда и отдыха * пифагорейцы разработали методику определения способностей будущих членов своей общины методом теста - Алкмеон: * нашел причину болезней человека в нарушении равновесия – смещения качеств тела * открыл «две узкие дорожки», ведущие от мозга к глазным впадинам, сделав а этом основании гениальные выводы о том, что мозг – орган мышления и мыслит только человек. - Гераклит (конец VI- начало V в. до н.э.): * космос представлял в виде «вечно живого огня», а душу – в виде его искорки. * «Все возникает по противоположности и всею цельностью течет, как река. Вселенная конечна, и мир один» * в основе мироздания, человека и его души лежит объективный закон – логос (разумное слово для ума и огонь для чувства) * «Бытие тождественно небытию» * душа – единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное * психически-разумный («огненный», сухой) компонент – самовозрастающий логос, тесно увязывается с вещественно-материальным – идея материальной детерминации и дифференциации психики человека * «Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить» * ступени познания: чувственное познание, понимание и мышление. Элейская школа: - Ксенофан (58-490 гг. до н.э.): *боги «созданы по образу человека» и являются измышлениями людей * «бытие есть, небытия нет» * душа состоит из земли и воды. * единство окружающего нас мира – рациональные средства познавательных процессов * уровни сознания, культ мыслительной деятельности против физической силы. «Наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей» - Парменид (род 515 г.до н.э.): * в сущности все неизменно и «одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли», и если принимается единое, то отрицается все остальное * идея о необходимости утверждения понятийно-категориального аппарата описания психических явлений * идея о ступенях отражения человеком объективного мира. В которых проглядываются научные подходы к объяснению познавательных процессов. * идея о различных уровнях отражения психических процессов в применяемых категориях, их сущностной значимости * главные проблемы « об отношениях бытия и небытия, бытия и мышления, могут быть решены только разумом, дающим истинное знание - Зенон (490-430 гг до н.э.): *цель творчества – защита и обоснование учения о едином, вечном и неизменном бытие * идея иллюзорности чувственного многообразия мира и приоритета разума |
Расцвет античной Греции | Софисты: - Протагор (ок.481-410 гг до н.э.) и его ученик Горгий (ок483-374 гг до н.э.): * способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же, как и опровергнуть любое суждение * софистика - умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи * «Человек есть мера всех вещей» * Протагор впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздейсвтуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни Демокрит (460-370 гг до н.э.): * душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Атом имеет «разумную силу движения» * составляют душу подвижные атомы, которые «приводят в движение все тело», развивают теплоту * в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию. * душа – это продукт организации тела Гиппократ (460-377 гг до н.э.: * эмпирический характер медицинского знания * идея о 4-х началах, из которых состоит окружающее. Учение о темпераментах, основанное на 4-х видах жидкости в организме. «Из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым» Алкмеон ( VI-Vвв до н.э.): *основатель принципа нервизма. * связь психики с работой головного мозга и нервной системы в целом * предположение о наличии психики у человека и животных как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом Эмпедокл (490-430 гг до н.э.): * философская схема построения человека и мира в целом на основе 4-х стихий, или «корней» (земля, воздух, вода, огонь) * первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре * принцип подобия распространяется на ощущения, на побудительные силы, на мирообразующие силы – Любовь и Вражду * новое положение в учении о механизмах восприятия, выдвигая теорию истечений, с помощью которой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на органы чувств и как в них возникают ощущения и восприятия * процесс восприятия – это механизм истечений Философско-психологическая система Сократа-Платона: - Сократ (469-399 гг до н.э): * природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения * истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других * главный принцип – это принцип умеренности * увлечение телесным наслаждениям разрешает тело и подавляет душевную деятельность * главное усилие воли и разума необходимо направлять на поиск истины и смысла жизни - Платон (427-347 гг до н.э.) * признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы * все сущее состоит из 3-х сторон: бытия, чувственного мира и небытия. * небытие – это материальный мир, созданный богом из 4-х стихий: воды, земли, воздуха и огня * мир чувственный вещей – результат проникновения бытия в небытие. Чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи * наивысшей идеей является идея блага * душа человека не зависит от тела * тело человека является для души лишь временным пристанищем * у человека 2 уровня души: высший и низший. Высший – разумная часть души (головной мозг), Низший – благородная часть (аффективные состояния и стремления)т и вожделеющая (потребности, влечения и страсти) Аристотель (384-324 гг до н.э.): * выделил знания о душе в самостоятельный раздел в философии * формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек * душа не может существовать без тела, так же как существование самого организма невозможно без формы или души. * носителями ощущающей формы являются органы чувств * ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности * 5 основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. * основной механизм взаимодействия ощущений – ассоциации * чувство выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатывается память, представления и воображение * общая двигательная активность человека связаны с кровью * легкая кровь свойственная сангвиникам, тяжелая – меланхоликам, теплая – холерикам, жидкая – флегматикам * душа едина, неделима, но проявляется в 3-х основных способностях: растительная, чувствующая и разумная Стоики: - идея всеобщей неотвратимости событий, фатальной неизбежности, предопреленности и необходимости - возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия 2-х мирообразующий начал- пассивного и активного - 9 ведущим и единственным механизмом образования общих представлений или понятий являются ассоциации, которым стоики придавали универсальное значение - аффекты –т реакции на отклонения в мыслительной деятельности. Аффекты – это противоестественные болезненные состояния души. Они требуют не столько управления ими, сколько полного искоренения и избавления от них. - идеал стоиков – это человек, свободный от чрезмерных желанийи аффектов Эпикур (341-271 гг до н.э): * Первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека * исходными элементами всего сущего являются атомы * атомы находятся в вечном движении, необходимым условием которого является пустота * душа – это то, что придает движение * душевные атомы – воздухо-огненной природы * ощущения и восприятия являются исходным материалом * мышление заключается в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять из со вновь поступающими впечатлениями * критерием истинного знания является совпадение мысли с реальностью, которая с достоверностью дана в первичных восприятиях * побуждения, чувства, аффекты, переживания – ведущие движущие силы человека * удовольствие есть приобретение спокойного расположения духа, устранение страданий и тревог * для восстановления спокойствие души большое значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей Гален (200-130 гг до н.э.): * жизнь возникает в результате постепенного развития природы, а психическое – есть порождение органической жизни * основа – кровь. На пути к мозгу кровь, испаряясь, очищаясь, превращается в психическую пневму * органами психики считались: печень (носитель низших проявлений души – побуждений, влечений, потребностей), сердце (эмоции, аффекты, страсти) и мозг (хранится психическая пневма, выступает носителем разума). * зарождение рефлекторного принципа и физиологии и психологии |
Период Средневековья | Неоплатонизм: - Плотин (205-270 гг до н.э.): * основа всего сущего – божественное * о сверхприродном можно судит только по тому, что им порождается * 4 ступени движения божественного: божественное первоначало – божественный ум – божественная душа – природа * материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала * душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна, непространственна * уровни ли части души – умопостигаемая душа, чувственная душа и тело - Августин Аврелий (354-430): * 7 ступеней души: 1 – общая у человека с растениями, ответственна за питание, рост и размножение; 2 – общая с животными, ощущает и видит сны; 3 – присущи память и речь; 4 – характерно стремление к добру, прислушиванию к совету мудрых; 5 – характеризует очищенную душу, свободную от страха смерти; 6 – характерно стремление к Богу, что тождественно созерцанию истины; 7 – поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины. - Ибн Сина – Авиценна (980-1037): *теория 2-х истин: вера и знание * 2 учения о душе: религиозно-философское и естественно-научное * положение о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний * познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д. |
Эпоха позднего Средневековья и эпохи Возрождения | Фома Аквинский (1225-1274): * в случае противоречий истина знания уступает истине веры * душа становится «чистым» субъектом, не обладающим ни чем, кроме способности сознавать * принцип расположения всех явлений в ступенчатом ряду –от низшего к высшему * в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая) * внутри души располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие) Роджер Бэкон (1214-1292) * наиболее опасны для человечества не ошибки, но невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание * ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто схоластические рассуждения не способны развивать интеллект Дунс Скот (1270-1308): * положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью Номинализм: - абстрактные сущности - не предметы, они просто слова, звуки, имена Уильям Оккам (1285-1349): * «бритва Оккама» - «не следует умножать сущности без надобности»; * «бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего» Бернардино Толезно (1509-1588): * главной целью природы является сохранение достигнутого состояния * сила души проявляется в положительных эмоциях, а слабость – в отрицательных * объяснительный принцип развития психики – самосохранение, стремление к адаптации Хуан Лунс Вивес (1492-1540): * работа «О душе и жизни» * новый способ обобщения чувственных данных – индукция * наиболее эффективным для подавления негативного переживания является вытеснение другим, более сильным переживанием Хуна Уарте (1530-1592): * «Исследование способностей к наукам» * первая работа по дифференциации психологии * основные способности – воображение (фантазия), память и интеллект Важнейшие исследования этого периода: труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. А также работы, которые можно назвать психотерапевтическими, целью которых была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт |
Эпоха Нового времени | Френсис Бэкон (1561-1626): * родоначальник англ. Материализма и эмпиризма * позиция деизма * человек наделен двумя душами: чувствующей и разумной * чувственная душа – невидимая глазу телесное вещество, родственное воздуху и огню, движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях тела * более важной формой чувствительности является восприятие * ощущение есть нечто подобное толчку в сознании, а восприятие связано с осознанием этого толчка * в учении Бэкона выражен призыв к переходу от общий рассуждений о природе души, к изучению отдельных психических явлений с опорой на опыт и наблюдение Рене Декарт (1596-1650): * критерии достоверного знания * интуиция, как состояние умственной самоочевидности * «Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую» * существуют врожденные идеи , составляющие исходное знание, которое осознается субъектом с помощью интуиции * к числу врожденных идей он относит понятия о боге, идеи числа, телесности и структурности тел, свободы воли и т.д. * дуалистические учения о существовании 2-х самостоятельных субстанций – мыслящей (духовной) и протяженной (телесной) * философские взгляды делятся на 2 части: физику и метафизику * все телесные отправления, а так же ряд психофизических функций происходят так, как работают часы или др. механизмы * внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые передаются по натянутым чувствительным нервам в мозг * основатель экспериментальной психофизиологии * психическим Декарт считает лишь сферу сознания * телесное и душевное, сосуществуя, в человеке независимо друг от друга, могут так же вступить во взаимодействие * 3 уровня поведения действия человека: безусловные рефлекторные акты, страсти души и чистые мышление и воля. Томас Гоббс (1588-1679): * в основе всего лежит материя * психическое сознание, мышление есть телесной свойство * психическое – это особое внутреннее состояние движущей материи * если внутренние движения приходят в мозг, то они вызывают образы вещей и представления. Если внутренние движения приходят в сердце, усиливая или тормозя его сокращения, то они вызывают состояние удовольствие или неудовольствия * функции речи: операциональная (орудие мысли) и коммуникативная (средство общения) * без речи познание невозможно * познавательные процессы связаны с побуждениями, волей и деятельностью человека в целом Баруха (Бенедикт) Спиноза (1632-1677): * учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах * человеку доступны всего 2 атрибута: мышление и протяженность * все явления и события окружающего мира есть частные состояния субстанции или ее модусы * в разной степени одушевлены все индивидуальные тела * человек выступает одновременно как модус тела и модус мышления * тело и душа рассматриваются как 2 стороны одной субстанции * душа способна на самосознание * положение о самосохранении, согласно которому все живые существа, в т.ч. и человек, стремятся сохранить свою жизнь * Спиноза впервые обращает внимание на класс амбивалентных чувств, связанных с тем, что она и та же вещь или один и тот же человек могут вызывать одновременно и печаль, и радость Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): * учение, позволяющее объяснить многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнообразной по своим состояниям субстанциональной основы * «истинными атомами природы» являются душеподобные единицы – монады. Основными свойствами каждой монады – активность и способность к представлениям * отрицание психофизических корреляций приводит к выводу о невозможности познания души другого человека по внешним телесным проявлениям. * внутренние психические состояния монады в силу их независсмости от тела, внешнему наблюдению не поддаются Сенсуализм Джона Локка (1632-1704): * знания сами по себе возникнуть не могут, все идеи и понятия проистекают из опыта * содержание опыта складывается из идей – ощущений, образов восприятия и памяти, аффективно-волевых состояний * 2 вида опыта: внешний и внутренний * рефлексия и внешний опыт связаны между собой, поскольку рефлексия возникает на основе внешнего опыта * мышление – есть комбинирование идей * 2 функции речи: выражение и обозначение * 3 уровня познания: интуитивный, демонстративный и чувственный |
XVIII в. | Давид Гартли (1705-1757) * «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации» * ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, между движениями * ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон или ассоциированные вибрации мозгового вещества * главными условиями образований ассоциаций являются, смежность во времени или пространстве и повторение. Джозеф Пристли: * материя обладает свойствами: притяжение и отталкивание * психические или духовные явления являются свойствами материи, особо организованной * все явления человеческого духа выводятся и ощущений * воля не может быть понята, как добровольное решение духа поступать, так ил иначе, вне всякой действительности внешней причины Д. Беркли (1685-1753): * эмпиризм – учение о том, что главным источником знания служит чувственный опыт (образуемый ассоциациями) * солипсизм – отрицание любого бытия, кроме собственного сознания * участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства Д. Юм (1711-16776): * сам субъект и его душа – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений * личность – это «Связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении» Стюарт Милль (1806-1873): * первыми состояниями сознания являются ощущения: производные от них – идеи * результат многообразных соприкосновений (ассоциаций) идей составляет суть психической жизни человека * сознание строится по образцу химических процессов |