Файл: Этап развития психологии Основные учения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этап развития психологии

Основные учения

Античная психология

Анимизм:

- каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественными двойниками (душой – психе, или душами – духами);

- души, духи воспринимались как «агенты», призраки, которые покидают тело человека с последним дыханием и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений.

Гилозоизм:

- учение о всеобщей одушевленности мира, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью
Милетская школа:

- Фалес (624-547 гг до н.э.):

* первооснова – вода. Душа есть также особое состояние воды

* рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела

* человек должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости, а справедливость состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других людей

- Анаксимандр (610-547 гг до н.э.):

* источник всех вещей «Апейрон» - такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира

* душа – одно из состояний апейрона

* идея зарождения живого и неживого

* возникновение органического мира:

солнечные лучи→растения→животные→человек

- Анаксимен ( 588-522 гг. до н.э.):

* первооснова – воздух

* уплотнением и сгущением воздуха объясняются все природные процессы

* душа человека приравнена к воздуху (пневме) и выполняет аналогичную ему роль – сдерживает тело.
Пифагорейский союз:

- Пифагор (517-497 гг до н.э.):

* отрицание равенства душ, считая, что равенства нет в природе вообще, точно также его нет среди людей, из которых одни более способные и активные, а другие менее способные и склонные к послушанию

* количественная закономерность природы и ее единства, а значит душевных проявлений

* идея о душе каак числе – «гармонии музыки», «движении сфер»

* идея о существовании эфира, сходстве микро- и макрокосмоса, т.е. человека и окружающего его мира

* идея связи зачатков научного (метафизического) мышления и фантазии

* идея об очищении и переселении душ

* для исцеления душевных недугов применяли средства психотерапии, сами избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния душевной тревоги. Стремясь предотвратить болезни, пифагорейцы разрабатывали режимы диеты, труда и отдыха

* пифагорейцы разработали методику определения способностей будущих членов своей общины методом теста

- Алкмеон:

* нашел причину болезней человека в нарушении равновесия – смещения качеств тела

* открыл «две узкие дорожки», ведущие от мозга к глазным впадинам, сделав а этом основании гениальные выводы о том, что мозг – орган мышления и мыслит только человек.

- Гераклит (конец VI- начало V в. до н.э.):

* космос представлял в виде «вечно живого огня», а душу – в виде его искорки.

* «Все возникает по противоположности и всею цельностью течет, как река. Вселенная конечна, и мир один»

* в основе мироздания, человека и его души лежит объективный закон – логос (разумное слово для ума и огонь для чувства)

* «Бытие тождественно небытию»

* душа – единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное

* психически-разумный («огненный», сухой) компонент – самовозрастающий логос, тесно увязывается с вещественно-материальным – идея материальной детерминации и дифференциации психики человека

* «Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить»

* ступени познания: чувственное познание, понимание и мышление.
Элейская школа:

- Ксенофан (58-490 гг. до н.э.):

*боги «созданы по образу человека» и являются измышлениями людей

* «бытие есть, небытия нет»

* душа состоит из земли и воды.

* единство окружающего нас мира – рациональные средства познавательных процессов

* уровни сознания, культ мыслительной деятельности против физической силы. «Наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей»

- Парменид (род 515 г.до н.э.):

* в сущности все неизменно и «одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли», и если принимается единое, то отрицается все остальное

* идея о необходимости утверждения понятийно-категориального аппарата описания психических явлений

* идея о ступенях отражения человеком объективного мира. В которых проглядываются научные подходы к объяснению познавательных процессов.

* идея о различных уровнях отражения психических процессов в применяемых категориях, их сущностной значимости

* главные проблемы « об отношениях бытия и небытия, бытия и мышления, могут быть решены только разумом, дающим истинное знание

- Зенон (490-430 гг до н.э.):

*цель творчества – защита и обоснование учения о едином, вечном и неизменном бытие

* идея иллюзорности чувственного многообразия мира и приоритета разума

Расцвет античной Греции

Софисты:

- Протагор (ок.481-410 гг до н.э.) и его ученик Горгий (ок483-374 гг до н.э.):

* способность к рассуждению развивает умение доказать любую истину, так же, как и опровергнуть любое суждение

* софистика - умение уйти от прямого ответа и привести несколько способов решения одной и той же задачи

* «Человек есть мера всех вещей»

* Протагор впервые поставил вопрос о том, можно ли, планомерно воздейсвтуя на человека в личном общении, сделать его лучше в нравственном смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни
Демокрит (460-370 гг до н.э.):

* душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Атом имеет «разумную силу движения»

* составляют душу подвижные атомы, которые «приводят в движение все тело», развивают теплоту

* в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию.

* душа – это продукт организации тела
Гиппократ (460-377 гг до н.э.:

* эмпирический характер медицинского знания

* идея о 4-х началах, из которых состоит окружающее. Учение о темпераментах, основанное на 4-х видах жидкости в организме. «Из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым»
Алкмеон ( VI-Vвв до н.э.):

*основатель принципа нервизма.

* связь психики с работой головного мозга и нервной системы в целом

* предположение о наличии психики у человека и животных как существ, обладающих нервной системой и головным мозгом
Эмпедокл (490-430 гг до н.э.):

* философская схема построения человека и мира в целом на основе 4-х стихий, или «корней» (земля, воздух, вода, огонь)

* первоэлементами мироздания является не одна какая-то стихия, а четыре

* принцип подобия распространяется на ощущения, на побудительные силы, на мирообразующие силы – Любовь и Вражду

* новое положение в учении о механизмах восприятия, выдвигая теорию истечений, с помощью которой он впервые пытается ответить на вопрос о том, как происходит воздействие внешних предметов на органы чувств и как в них возникают ощущения и восприятия

* процесс восприятия – это механизм истечений
Философско-психологическая система Сократа-Платона:

- Сократ (469-399 гг до н.э):

* природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения

* истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других

* главный принцип – это принцип умеренности

* увлечение телесным наслаждениям разрешает тело и подавляет душевную деятельность

* главное усилие воли и разума необходимо направлять на поиск истины и смысла жизни

- Платон (427-347 гг до н.э.)

* признание в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы

* все сущее состоит из 3-х сторон: бытия, чувственного мира и небытия.

* небытие – это материальный мир, созданный богом из 4-х стихий: воды, земли, воздуха и огня

* мир чувственный вещей – результат проникновения бытия в небытие. Чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи

* наивысшей идеей является идея блага

* душа человека не зависит от тела

* тело человека является для души лишь временным пристанищем

* у человека 2 уровня души: высший и низший. Высший – разумная часть души (головной мозг), Низший – благородная часть (аффективные состояния и стремления)т и вожделеющая (потребности, влечения и страсти)
Аристотель (384-324 гг до н.э.):

* выделил знания о душе в самостоятельный раздел в философии

* формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек

* душа не может существовать без тела, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.

* носителями ощущающей формы являются органы чувств

* ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности

* 5 основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

* основной механизм взаимодействия ощущений – ассоциации

* чувство выступает не только как орган, где осуществляется синтез ощущений, но и как орган, в котором вырабатывается память, представления и воображение

* общая двигательная активность человека связаны с кровью

* легкая кровь свойственная сангвиникам, тяжелая – меланхоликам, теплая – холерикам, жидкая – флегматикам

* душа едина, неделима, но проявляется в 3-х основных способностях: растительная, чувствующая и разумная
Стоики:

- идея всеобщей неотвратимости событий, фатальной неизбежности, предопреленности и необходимости

- возникновение всех вещей происходит в результате взаимодействия 2-х мирообразующий начал- пассивного и активного

- 9 ведущим и единственным механизмом образования общих представлений или понятий являются ассоциации, которым стоики придавали универсальное значение

- аффекты –т реакции на отклонения в мыслительной деятельности. Аффекты – это противоестественные болезненные состояния души. Они требуют не столько управления ими, сколько полного искоренения и избавления от них.

- идеал стоиков – это человек, свободный от чрезмерных желанийи аффектов
Эпикур (341-271 гг до н.э):

* Первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека

* исходными элементами всего сущего являются атомы

* атомы находятся в вечном движении, необходимым условием которого является пустота

* душа – это то, что придает движение

* душевные атомы – воздухо-огненной природы

* ощущения и восприятия являются исходным материалом

* мышление заключается в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять из со вновь поступающими впечатлениями

* критерием истинного знания является совпадение мысли с реальностью, которая с достоверностью дана в первичных восприятиях

* побуждения, чувства, аффекты, переживания – ведущие движущие силы человека

* удовольствие есть приобретение спокойного расположения духа, устранение страданий и тревог

* для восстановления спокойствие души большое значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей
Гален (200-130 гг до н.э.):

* жизнь возникает в результате постепенного развития природы, а психическое – есть порождение органической жизни

* основа – кровь. На пути к мозгу кровь, испаряясь, очищаясь, превращается в психическую пневму

* органами психики считались: печень (носитель низших проявлений души – побуждений, влечений, потребностей), сердце (эмоции, аффекты, страсти) и мозг (хранится психическая пневма, выступает носителем разума).

* зарождение рефлекторного принципа и физиологии и психологии

Период Средневековья

Неоплатонизм:

- Плотин (205-270 гг до н.э.):

* основа всего сущего – божественное

* о сверхприродном можно судит только по тому, что им порождается

* 4 ступени движения божественного: божественное первоначало – божественный ум – божественная душа – природа

* материя представляет последнюю стадию дробления единого первоначала

* душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна, непространственна

* уровни ли части души – умопостигаемая душа, чувственная душа и тело

- Августин Аврелий (354-430):

* 7 ступеней души: 1 – общая у человека с растениями, ответственна за питание, рост и размножение; 2 – общая с животными, ощущает и видит сны; 3 – присущи память и речь; 4 – характерно стремление к добру, прислушиванию к совету мудрых; 5 – характеризует очищенную душу, свободную от страха смерти; 6 – характерно стремление к Богу, что тождественно созерцанию истины; 7 – поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины.

- Ибн Сина – Авиценна (980-1037):

*теория 2-х истин: вера и знание

* 2 учения о душе: религиозно-философское и естественно-научное

* положение о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний

* познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.


Эпоха позднего Средневековья и эпохи Возрождения

Фома Аквинский (1225-1274):

* в случае противоречий истина знания уступает истине веры

* душа становится «чистым» субъектом, не обладающим ни чем, кроме способности сознавать

* принцип расположения всех явлений в ступенчатом ряду –от низшего к высшему

* в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая)

* внутри души располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие)
Роджер Бэкон (1214-1292)

* наиболее опасны для человечества не ошибки, но невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание

* ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто схоластические рассуждения не способны развивать интеллект
Дунс Скот (1270-1308):

* положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью
Номинализм:

- абстрактные сущности - не предметы, они просто слова, звуки, имена

Уильям Оккам (1285-1349):

* «бритва Оккама» - «не следует умножать сущности без надобности»;

* «бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего»
Бернардино Толезно (1509-1588):

* главной целью природы является сохранение достигнутого состояния

* сила души проявляется в положительных эмоциях, а слабость – в отрицательных

* объяснительный принцип развития психики – самосохранение, стремление к адаптации
Хуан Лунс Вивес (1492-1540):

* работа «О душе и жизни»

* новый способ обобщения чувственных данных – индукция

* наиболее эффективным для подавления негативного переживания является вытеснение другим, более сильным переживанием
Хуна Уарте (1530-1592):

* «Исследование способностей к наукам»

* первая работа по дифференциации психологии

* основные способности – воображение (фантазия), память и интеллект
Важнейшие исследования этого периода: труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. А также работы, которые можно назвать психотерапевтическими, целью которых была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт

Эпоха Нового времени

Френсис Бэкон (1561-1626):

* родоначальник англ. Материализма и эмпиризма

* позиция деизма

* человек наделен двумя душами: чувствующей и разумной

* чувственная душа – невидимая глазу телесное вещество, родственное воздуху и огню, движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях тела

* более важной формой чувствительности является восприятие

* ощущение есть нечто подобное толчку в сознании, а восприятие связано с осознанием этого толчка

* в учении Бэкона выражен призыв к переходу от общий рассуждений о природе души, к изучению отдельных психических явлений с опорой на опыт и наблюдение
Рене Декарт (1596-1650):

* критерии достоверного знания

* интуиция, как состояние умственной самоочевидности

* «Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую»

* существуют врожденные идеи , составляющие исходное знание, которое осознается субъектом с помощью интуиции

* к числу врожденных идей он относит понятия о боге, идеи числа, телесности и структурности тел, свободы воли и т.д.

* дуалистические учения о существовании 2-х самостоятельных субстанций – мыслящей (духовной) и протяженной (телесной)

* философские взгляды делятся на 2 части: физику и метафизику

* все телесные отправления, а так же ряд психофизических функций происходят так, как работают часы или др. механизмы

* внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые передаются по натянутым чувствительным нервам в мозг

* основатель экспериментальной психофизиологии

* психическим Декарт считает лишь сферу сознания

* телесное и душевное, сосуществуя, в человеке независимо друг от друга, могут так же вступить во взаимодействие

* 3 уровня поведения действия человека: безусловные рефлекторные акты, страсти души и чистые мышление и воля.
Томас Гоббс (1588-1679):

* в основе всего лежит материя

* психическое сознание, мышление есть телесной свойство

* психическое – это особое внутреннее состояние движущей материи

* если внутренние движения приходят в мозг, то они вызывают образы вещей и представления. Если внутренние движения приходят в сердце, усиливая или тормозя его сокращения, то они вызывают состояние удовольствие или неудовольствия

* функции речи: операциональная (орудие мысли) и коммуникативная (средство общения)

* без речи познание невозможно

* познавательные процессы связаны с побуждениями, волей и деятельностью человека в целом
Баруха (Бенедикт) Спиноза (1632-1677):

* учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах

* человеку доступны всего 2 атрибута: мышление и протяженность

* все явления и события окружающего мира есть частные состояния субстанции или ее модусы

* в разной степени одушевлены все индивидуальные тела

* человек выступает одновременно как модус тела и модус мышления

* тело и душа рассматриваются как 2 стороны одной субстанции

* душа способна на самосознание

* положение о самосохранении, согласно которому все живые существа, в т.ч. и человек, стремятся сохранить свою жизнь

* Спиноза впервые обращает внимание на класс амбивалентных чувств, связанных с тем, что она и та же вещь или один и тот же человек могут вызывать одновременно и печаль, и радость
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716):

* учение, позволяющее объяснить многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнообразной по своим состояниям субстанциональной основы

* «истинными атомами природы» являются душеподобные единицы – монады. Основными свойствами каждой монады – активность и способность к представлениям

* отрицание психофизических корреляций приводит к выводу о невозможности познания души другого человека по внешним телесным проявлениям.

* внутренние психические состояния монады в силу их независсмости от тела, внешнему наблюдению не поддаются
Сенсуализм Джона Локка (1632-1704):

* знания сами по себе возникнуть не могут, все идеи и понятия проистекают из опыта

* содержание опыта складывается из идей – ощущений, образов восприятия и памяти, аффективно-волевых состояний

* 2 вида опыта: внешний и внутренний

* рефлексия и внешний опыт связаны между собой, поскольку рефлексия возникает на основе внешнего опыта

* мышление – есть комбинирование идей

* 2 функции речи: выражение и обозначение

* 3 уровня познания: интуитивный, демонстративный и чувственный

XVIII в.

Давид Гартли (1705-1757)

* «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации»

* ассоциации устанавливаются между ощущениями, между идеями, между движениями

* ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон или ассоциированные вибрации мозгового вещества

* главными условиями образований ассоциаций являются, смежность во времени или пространстве и повторение.
Джозеф Пристли:

* материя обладает свойствами: притяжение и отталкивание

* психические или духовные явления являются свойствами материи, особо организованной

* все явления человеческого духа выводятся и ощущений

* воля не может быть понята, как добровольное решение духа поступать, так ил иначе, вне всякой действительности внешней причины
Д. Беркли (1685-1753):

* эмпиризм – учение о том, что главным источником знания служит чувственный опыт (образуемый ассоциациями)

* солипсизм – отрицание любого бытия, кроме собственного сознания

* участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства
Д. Юм (1711-16776):

* сам субъект и его душа – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений

* личность – это «Связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении»
Стюарт Милль (1806-1873):

* первыми состояниями сознания являются ощущения: производные от них – идеи

* результат многообразных соприкосновений (ассоциаций) идей составляет суть психической жизни человека

* сознание строится по образцу химических процессов