Файл: Образ волка в народных сказках и баснях Крылова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Майская средняя общеобразовательная школа»

 

Проект по теме:

«Образ волка в народных сказках

и баснях Крылова »

Выполнил: Горбачёв Михаил,

ученик 6А класса
Учитель: Сашенко Наталья Николаевна

2022г.
Содержание



Введение

3

Основная часть

4

Что такое сказка, сказка о животных?

4

Что такое басня?

5

Биография И.А.Крылова

7

Образ волка в сказках

9

Образ волка в баснях

14

Выводы

18

Приложение

19


Введение
В детстве все мы верили в сказки, переживали приключения героев как свои собственные, боялись в самые опасные моменты и радовались счастливым чудесам. Мы знали, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.

Не менее интересен другой жанр это басни. Еще в Древней Греции жанр басни прославил остроумный Эзоп. В России в XVIII веке басня стала одним из самых любимых жанров в литературе.  Крылатые выражения из басен расходились в народе. Мораль басни всегда ненавязчиво поучала, передавала мудрость от старших поколений младшим. Прославленным баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

Героями сказок и басен часто становятся животные. Безусловно, звери олицетворяют какие-то черты характера людей. С малых лет нам знакомы сказки про воинственного хозяина наших лесов – волка. Я выбрал эту тему, потому что мне стало интересно, каким был волк в народных сказках и баснях И.А.Крылова.

Цель работы: проанализировать и сопоставить образ волка в русских народных сказках и баснях И.А. Крылова.

Задачи:


  1. познакомиться с жанром басня и сказка, историей развития этих жанров;

  2. познакомиться с биографией русского баснописца И. А. Крылова;

  3. найти и прочитать басни И.А. Крылова, в которых главным героем является волк, проанализировать выбранные басни;

  4. найти и прочитать русские народные сказки, в которых главным героем является волк;

  5. сопоставить образы волка в баснях и сказках, сделать выводы.



Теоретическая часть

Что такое сказка, сказка о животных?

Сказка – один из жанров фольклора либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Сказка о животных

Сказка о животных (животный эпос) – это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней)»), либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою .

  1. дикие животные:

  • лиса;

  • другие дикие животные;

  1. дикие и домашние животные;

  2. человек и дикие животные;

  3. домашние животные;

  4. птицы и рыбы;

  5. другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая делит сказки по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров:

  1. кумулятивная сказка о животных;

  2. волшебная сказка о животных;

  3. басня (аполог);

  4. сатирическая сказка.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

  1. детские сказки:

  • сказки, рассказанные для детей;

  • сказки, рассказанные детьми;


  1. взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки, рассказанные для детей, имеют упрощённую структуру.


Что такое басня?
Басня – жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение – мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Все басни строятся на аллегории.

Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία – сказание) – художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Так в образе животных можно представить какие-либо качества людей.

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII – началу XIX веков и связано с именами А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.

Иван Андреевич Крылов

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский поэт, автор более 200 басен, публицист. Он занимался издательством сатирико-просветительских журналов.

У Ивана Андреевича Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.

Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. Всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.

В подростковом возрасте его сильно привлекали шумные ярмарки, кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.


Ввиду того что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.

В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.

В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.

В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова, и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).

В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.

Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.

А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.


Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность.

Скончался Иван Андреевич от воспаления лёгких 21 ноября 1844 года.

Образ волка в баснях и сказках
Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами.

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Многие сказки при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности – вот главный тезис сказок.

Анализ нескольких русских народных сказок, в которых волк является главным героем, каким предстаёт перед нами волк в баснях И.А. Крылова.

Волк как персонаж русских сказок

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.
Волк – достаточно популярный персонаж русских народных сказок, в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк – это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают («