Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Амадео».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки и управления конкурентоспособностью организации
1.1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Понятие и виды конкуренции
2. Анализ конкурентоспособности ООО «Амадео»
2.1. Характеристика ООО «Амадео»
2.2. Анализ объёма реализации и качества продукции ООО «Амадео»
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Амадео»
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Амадео»
Коммерческий директор
Начальник производства
Главный бухгалтер
Отдел сбыта
Сортировочный цех
Цех лесопиления
Транспортный участок
Сушильный цех
Цех строганной продукции
Склад сырья
Склад готовой продукции
Отдел снабжения
Рис. 3. Структура управления ООО «Амадео»
С компанией у ООО «Амадео» заключён выгодный контракт согласно которому, ООО «Амадео» имеет возможность бронировать себе текущие цены на изделия, сделав необходимую предоплату. Это даёт возможность закупать пиловочник на крайне выгодных условиях.
2. Компания «Эколеспром» поставляет круглый лес липы и сосны.
3. ЗАО «Торговый дом Российской промышленности» поставляет пиловочник ангарской сосны.
4. ООО «Крес» поставляет пиловочник лиственницы.
Ассортимент продукции ООО «Амадео» включает:
1. Блок-хаус сорта «Экстра», «АВ», «С».
2. Брус.
3. Доска обрезная.
4. Доска строганная камерной сушки.
5. Вагонка.
6. Доска половая.
Пиломатериалы в городе Раменское можно приобрести не строительных рынках, базах и в магазинах, которые предлагают в широком ассортименте древесину лиственных и хвойных пород. На фоне молодых и развивающихся предприятий, которые только выходят на рынок, существует ряд процветающих производителей, торговых организаций и представительств, уже успевших зарекомендовать себя в Раменском районе.
1. Группа компаний «Сбытснаб» - предприятие, где производятся и обрабатываются разные виды пиломатериалов, а также реализуется другая необходимая для строительства или ремонта продукция. Одним из важных направлений доставки пиломатериалов данной компании является Раменский район. На долю данной компании приходится около 25% рынка Раменского района.
2. ООО «А.В.А.» - крупный производитель и поставщик пиломатериалов на долю которого приходится около 15% рынка Раменского района.
3. Компания «Арсолес» занимается продажей и поставкой пиломатериалов: доска обрезная, брус, брусок. Занимает около 10% рынка Раменского района.
На долю ООО «Амадео» приходится около 12% рынка.
2.2. Анализ объёма реализации и качества продукции ООО «Амадео»
Анализ производства и реализации продукции ООО «Амадео» представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ производства и реализации продукции ООО «Амадео» в стоимостном выражении
№ |
Наименование |
Ед. изм. |
Факт |
Темп роста, % |
Факт 2018 года |
Темпы роста, % |
Отклонения факта 2018 года к факту 2017 года |
||
2016 года |
2017 года |
||||||||
Абсол., ед.изм. |
Отн., % |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Объём произведённой продукции |
тыс. руб. |
226125,9 |
244789,3 |
108,3 |
250698,7 |
102,4 |
5909,4 |
2,4 |
2 |
Выручка от реализации продукции |
тыс. руб. |
212345,6 |
228945,1 |
107,8 |
231547,0 |
101,1 |
2601,9 |
1,1 |
3 |
Коэф. Превышения (стр.1/стр.2) |
% |
6,49 |
6,92 |
106,6 |
8,27 |
119,5 |
1,4 |
19,5 |
Таблица составлена автором по данным бухгалтерской отчётности ООО «Амадео»
По результатам расчётов видно, что объём произведённой продукции за все годы выше, чем объём реализованной продукции. В 2016 году он выше на 6,49%, в 2017 году на 6,92%, в 2018 году 8,27%. Это говорит о том, что предприятие испытывает проблемы с реализацией готовой продукции.
В 2018 году наблюдается снижение темпа роста объёма производства по сравнению с 2017 годом. Так если в 2017 году темп роста объёма производства составил 108,3%, то в 2018 году он составил 102,4%, что является следствием снижением спроса на продукцию от потребителей и в условиях этого предприятие вынуждено сократить производство.
При анализе конкурентоспособности организации важное значение имеет анализ обобщающих показателей качества продукции. Обобщающие показатели, характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Задача анализа качества обобщающих показателей — изучить их динамику, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
В таблице 2 представлен анализ обобщающих показателей качества продукции ООО «Амадео».
Оценивая продукцию ООО «Амадео» по различным критериям качества можно отметить, что объем продукции высшей категории качества в абсолютном и относительном значении снижается к концу анализируемого периода. Если в 2016 году доля продукции высшей категории качества составила 89%, то в 2018 году она уже составила 81%. Это связано с тем, что на предприятии увеличивается доля забракованной продукции. В 2016 году она составляла 7%, в 2017 году 9%, а в 2018 году 11%.
Отрицательным фактом в деятельности предприятия является рост зарекламированной продукции (т.е. продукции, на которую выставлены претензии от потребителей), как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Таблица 2
Анализ обобщающих показателей качества продукции
ООО «Амадео» за 2016-2018 годы
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Факт 2016 г. |
Факт 2017 г. |
Темпы роста 2017 г. к 2016г % |
Факт 2018г. |
Тепы роста 2018 г. к 2017 г. % |
Отклонения 2018 г. к 2017 г.(+;-) |
|
Абс. (в ед. изм.) |
Относит. % |
||||||||
1 |
Объем реализованной продукции, тыс. руб., в т.ч.: |
тыс. руб. |
212345,6 |
228945,1 |
108 |
231547,0 |
101,1 |
2601,9 |
1,1 |
1.2 |
- высшей категории качества |
тыс. руб. |
188987,6 |
199182,2 |
105 |
187553,1 |
94,2 |
-11629,2 |
-5,8 |
1.3 |
- забракованной продукции, в т.ч. |
тыс. руб. |
14864,2 |
20605,1 |
139 |
25470,2 |
123,6 |
4865,1 |
23,6 |
1.3.1 |
- продукции, на которую приняты рекламации от потребителей |
тыс. руб. |
8493,8 |
9157,8 |
108 |
18523,8 |
202,3 |
9366,0 |
102,3 |
2 |
Удельный вес всего, в т.ч.: |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
2.1 |
- продукции высшей категории качества |
% |
89 |
87 |
98 |
81 |
93,1 |
-6,0 |
-6,9 |
2.2 |
- забракованной продукции, в т ч. |
% |
7 |
9 |
129 |
11 |
122,2 |
2,0 |
22,2 |
2.2.3 |
- зарекламированной продукции |
% |
4 |
4 |
100 |
8 |
200,0 |
4,0 |
100,0 |
Таблица составлена автором по данным бухгалтерской отчётности ООО «Амадео»
Стоимость продукции, на которую выставлены рекламации, увеличилась в 2018 году на 100% и составила 8%, что составляет 18523,8 тыс. руб.
Наличие рекламаций серьёзным образом сказывается на деловом имидже и репутации фирмы, поэтому руководству ООО «Амадео» необходимо разработать комплекс мер по повышению качества производимой продукции и мер по недопущению попадания к потребителям бракованной продукции. Всё это позволит повысить конкурентоспособность предприятия.
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Амадео»
В процессе анализа необходимо выявить реальных и потенциальных конкурентов фирмы, провести анализ показателей их деятельности, определить их слабые и сильные стороны, что позволит предугадать приемлемые способы борьбы по отвоеванию у конкурента ниши на рынке туристических услуг.
На начальном этапе анализа необходимо определить структуру конкуренции на рынке пиломатериалов в городе Раменское. Актуальность оценки структуры конкуренции заключается в том, что рынок пиломатериалов в городе в последние годы переживал стремительный рост. Во многом этот рост связан с общим ростом экономики города, увеличением покупательной способности жителей и масштабами строительства недвижимости, в том числе жилой.
Оценка структуры конкуренции предполагает анализ положения конкурентов на рынке [9, 136]. Одним из методов сравнения конкурентных позиций компаний является разработка карты стратегических групп, которая позволяет сравнить рыночные позиции компаний, объединить их в однородные группы и выявить ближайших конкурентов.
На рисунке 4 составлена карта стратегических групп по двум этим переменным.
Анализируя полученную карту стратегических групп можно сделать определенные выводы. Во-первых, по выбранным двум переменным в отрасли можно выделить 4 стратегические группы, в которые входят основные участники рынка.
В первую стратегическую группу с самым высоким рейтингом входит Группа компания «Сбытснаб». У неё самый большой ассортимент пилматериалов и самый большой объём продаж.
Во вторую группу входит ООО «А.В.А». У данной компании средний объём продаж и средний ассортимент продаж.
Рис. 4. Карта стратегических групп рынка пиломатериалов г. Раменское
В третью стратегическую группу входит компания ООО «Амадео». У неё средний объём продаж, но при этом низкий ассортимент пиломатериалов. Это свидетельствует о том, что сбыт продукции осуществляется на хорошем уровне и даже при более низком ассортименте продукции, чем у ООО «А.В.А», объём продаж у ООО «Амадео» тоже средний.
На самом низком конкурентном уровне находится компания «Арсолес» у которой низкий объём продаж и низкий ассортимент.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности ООО «Амадео» необходимо расширять ассортимент продукции.
Анализа карты стратегических преимуществ недостаточно для выявления уровня конкурентоспособности. Поэтому при дальнейшем изучении конкурентоспособности необходимо провести 7Р-анализ конкурентов ООО «Амадео». Анализ представлен в таблице 3.
Таблица 3
7Р-анализ конкурентов ООО «Амадео»
№ п/п |
Факторы Конкурентоспособности |
ООО «Амадео» |
Группа компаний «Сбытснаб» |
ООО «А.В.А» |
Компания «Арсолес» |
Рейтинг |
|
|
|
|
|
Балы рейтинга |
119 |
176 |
100 |
157 |
|
1 |
Product (продукт) |
17 |
27 |
17 |
18 |
1.1 |
Ассортимент товара (шт.) |
6 |
15 |
9 |
10 |
1.2 |
Предоставление дополнительных услуг (балл) |
3 |
4 |
3 |
3 |
1.3 |
Изготовление по индивидуальному заказу (балл) |
5 |
5 |
1 |
2 |
1.4 |
Качество продукта (балл) |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Price (цена) |
15 |
17 |
15 |
14 |
2.1 |
Уровень цен (балл) |
4 |
4 |
3 |
5 |
2.2 |
Удобство системы оплаты (балл) |
5 |
5 |
4 |
5 |
2.3 |
Рассрочка оплаты (балл) |
3 |
4 |
4 |
2 |
2.4 |
Бонусы, скидки, акции (балл) |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
Place (место продаж) |
22 |
36 |
20 |
29 |
3.1 |
Общее кол-во мест продаж (шт.) |
4 |
10 |
3 |
5 |
3.2 |
Удобство доступа к местам продаж (подъезда/подхода) (балл) |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Promotion (продвижение продукта) |
7 |
11 |
6 |
10 |
4.1 |
Уровень общественных коммуникаций |
3 |
4 |
3 |
4 |
4.2 |
Уровень рекламной деятельности (балл) |
3 |
4 |
2 |
4 |
4.3 |
Уровень PR деятельности (балл) |
1 |
3 |
1 |
2 |
5 |
People (люди) |
38 |
51 |
26 |
57 |
5.1 |
Уровень компетентности, заинтересованности и лояльности персонала (балл) |
3 |
4 |
3 |
5 |
5.2 |
Уровень исполнительской дисциплины персонала (балл) |
3 |
4 |
3 |
5 |
5.3 |
Уровень лояльности потребителей (балл) |
3 |
3 |
2 |
4 |
5.4 |
Уровень удовлетворённости потребителей (балл) |
3 |
4 |
2 |
5 |