ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
по дисциплине Менеджмент
на тему «Управление производством»
Введение
В условиях рыночной экономики осуществляется перестройка не только хозяйственного механизма, но и внутрипроизводственных отношений, меняется законодательство, организационно-правовые формы и нормативы, которые регулируют производственную и хозяйственную деятельность организаций, которые должны учитываться при решении конкретных вопросов организации производства.
Ориентация производства на потребителя, на быстро изменяющиеся условия рыночного спроса, естественно, требует использования гибких форм организации современного производства, оперативного адаптирования ее к условиям внешней среды и внутренним возможностям организации. Все более актуальным становится преобразование системы управления в рыночную на основе менеджмента.
Менеджмент – новое явление в экономической системе. Коренное отличие его от знакомой нам практики управления производством, заключается в его рыночной основе. Это означает, что лишь в рыночных условиях хозяйственной деятельности могут быть реализованы научные принципы менеджмента.
Производственный менеджмент является подсистемой (функцией) менеджмента. Он представляет собой целенаправленное воздействие на все сферы деятельности организации (отдельных работников, коллективов), на эффективное использование ее ресурсов для достижения заранее намеченных результатов и является составной частью общей системы управления на уровне страны.
Важность менеджмента была осознана уже в 30-е гг. XX в. Именно тогда стало очевидно, что эта деятельность трансформировалась в профессию, в отдельную дисциплину, а менеджеры – в довольно влиятельную общественную силу.
Производственный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги)
[3, с. 76].
Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий [2, с. 28].
Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль).
При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, .основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников [5, с. 57].
Производственный менеджмент в значительной степени определяется особенностями национального менталитета. То что, обеспечивает успех менеджмента в одной стране является неприемлемым в другой.
Выделяют три основных модели производственного менеджмента:
- американскую;
- европейскую (западноевропейскую);
- японскую [4, с. 81].
Американский производственный менеджмент.
Эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом – индивидуализм.
Современный американский производственный менеджмент исторически базируется на следующих особенностях:
1. Рыночная экономика с развитым рынком.
2. Индустриальный способ организации производства, в котором преобладают самые современные технологии.
3. Предпринимательство, основанное на использовании Открытого акционерного общества (корпорации), как основной организационно-правовой формы.
4. Высокая активность и инициативность населения.
5. Высокое национальное самосознание [14].
Американский ученый Питер Друкер сформулировал основные принципы современного производственного менеджмента:
1. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
2. В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.
3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.
4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения.
5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредство коммуникаций.
6. В конечном итоге деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств [13, с. 129].
Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются: компетентность руководителя; способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера; доверие как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.
Таким образом, можно сказать, что американская модель производственного менеджмента имеет следующие особенности: формальная организация управления; четкое разделение функций; индивидуальная ответственность и материальное стимулирование по индивидуальным результатам; повышение квалификации и переподготовка кадров по специальным программам в школах бизнеса; заинтересованность в успехе конкретного участка или даже рабочего места; индивидуальное принятие решений и формальный индивидуальный контроль; строгое следование букве контракта и разрешение конфликтов путем переговоров, с помощью юристов и суда.
Европейский производственный менеджмент .
Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.
Европейская модель определяет три необходимых условия эффективного
менеджмента: положительный настрой руководителя, верно выбранный тон, выбор правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатление [1, с. 94].
Западногерманские теоретики школы "человеческих отношений" выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии [6, с. 81].
Вслед за США в Европе проводились эксперименты "по обогащению труда", т.е. повышению его содержательности на рабочем месте. В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к "участию в управлении"[9, с. 208]. Первые серьезные исследования в этом направлении проводились прежде всего в США, а затем уже распространились и на страны Европы. В конце 50-х гг. XX в. Западная Европа сделала для себя открытие: американское управление лучше европейского. В западном мире начался бум американского управления. В то же время японское управление рассматривалось как нечто весьма своеобразное, имеющее глубокие корни традиций и представляющее особый архаичный пережиток, который, тем не менее, успешно приспосабливает западную технологию, не изменяя при этом региональной специфики. Экономические реалии 70-х гг. XX вв., и особенно энергетический кризис, заставили Запад пересмотреть свое отношение к смыслу, назначению и содержанию управления производством и, соответственно, по-иному взглянуть на американское и японское управление. С этого времени начинается этап возвышения японского управления, возведения его в ранг самого эффективного в мире.
Производственный менеджмент в Японии.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он тесно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов:
- творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления;
- последовательного сохранения национальных традиций.
Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера:
- трудолюбием;
- эмоциональной сдержанностью;
- дипломатичностью;
- бережливостью;
- восприимчивостью к новому [ 2, с.16]
Современный японский производственный менеджмент базируется на исторических предпосылках: бедные природные ресурсы страны; национальные традиции групповой сплоченности, взаимодействия, усердного труда; культура бережливости, экономии, преобладание социальных потребностей над материальными; культура уважения к старшим, к руководству, готовность подчиняться общепринятым правилам и нормам; необходимость возрождения нации после поражения во второй мировой войне [15].
Наивысшие достижения в послевоенном развитии японской технологии в существенной мере обусловлены предельно рациональной организацией производства и управления. В этой сфере Япония сумела создать оригинальную систему менеджмента, которая формировалась посредством объединения двух основных факторов: ведущего зарубежного (прежде всего американского) опыта и традиционных национальных особенностей.
Японские методы управления четко отражают национальный характер и всегда имеют достаточно направленную социальную ориентацию в соответствии с принятой системой ценностей (моральных и идеологических), иерархией традиционных авторитетов и высокой ответственности. Вместе с тем в сфере менеджмента все отчетливее проявляется влияние научно-технической революции. Процесс внедрения современных средств вычислительной техники и коммуникаций в практику управления в Японии идет весьма интенсивно, инвестируются огромные средства в обновление основных фондов и внедрение новейших технологий, уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров.
Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.
Японская модель менеджмента ориентирована на "социального человека". «Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам относится заработная плата, условия труда, стиль руководства, межличностные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, служебный рост, профессиональное совершенствование, творческий подход.