Файл: Правовой статус органов и тканей человека в россии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ
АННОТАЦИЯ
В Российской Федерации отсутствует надлежащее правое регулирование отношений связанных с трансплантацией органов и тканей человека, в части установления их определенного правового статуса. Данное обстоятельство, в целях развития трансплантации, обуславливает необходимость признания органов и тканей человека в качествеспецифическогообъектаправа.
ANNOTATION
IntheRussianFederationthereisnoappropriaterightregulationoftherelationsconnectedwithanorgantransplantationandtissuesofthepersonregardingestablishmentoftheircertainlegalstatus.Thiscircumstancecausesneedofrecognition ofbodiesandtissuesofthe personasspecificobject oftheright.
Ключевыеслова:органыитканичеловека,объектыгражданскогоправа.
Keywords:bodiesand tissuesoftheperson,objectsofcivillaw.
По данным Всемирной организации здравоохранения, количество трансплантаций органов и тканей человека растет с каждым годом как в развитых, так и в развивающихся странах. На сегодняшний день в Российской Федерации существует осознание важности трансплантации как медицинской процедуры, а также метода спасения человеческих жизней. Однако только надлежащее правовое регулирование статуса органов и тканей человека будет определять развитие трансплантологии в России на должном уровне.
Для определения правового статуса органов и (или) тканей человека в России необходимо провести анализ правовых норм, регулирующих отношения в сфере трансплантации органов и тканей человека.
Законом в области охраны здоровья граждан является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» _0_, в котором имеется только одна норма ( Статья 47 «Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (трансплантация)») посвящена донорству органов и тканей человека.
При этом указанная норма закрепляет основания и условия трансплантации органов и тканей человека, устанавливает обязательность наличия информированного добровольного согласия реципиента и донора, закрепляет недопустимость принуждения к изъятию органов и тканей человека для трансплантации. Что касается правового положения органов и тканей человека, то в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не установлены нормы, позволяющие его определить.
Для решения этой проблемы представляется необходимым прибегнуть к специальному законодательству. Поэтому донорство и трансплантация органов и тканей человека регулируются Специальным законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» _0_, который не подпадал под к концептуальным изменениям относительно более длительного периода времени. Помимо этого закона, упоминание об изъятии органов из тела умершего закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О похоронах и похоронном деле» _1_. Однако статья 5 этого Закона регулирует только отношения с волеизъявлением лица о достойном отношении к своему телу после смерти, в том числе согласие или несогласие на изъятие органов и (или) тканей из его тела. В этом законе отсутствуют нормы, определяющие правовое регулирование органов и тканей человека.
Следует отметить, что в 2012 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. № 750 были приняты Правила передачи невостребованных тела, органов и тканей умершего лица для использования в медицинских, научных и образовательных целях, а также использование для этих целей невостребованных тела, органов и тканей умершего (далее - Правила передачи невостребованных тела, органов и тканей умершего), которые специально не регулируют отношения, связанные с донорством органов и тканей человека и их трансплантацией (раздел 1).
В соответствии с пунктом 3 Правил передачи невостребованных тела, органов и тканей умершего, органов и тканей умершего в отсутствие супруга, близких родственников, иных родственников или законного представителя умершего или при невозможности совершения погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанности по совершению погребения, могут быть переданы в пользование в медицинских, научных и образовательных целях образовательным организациям (реализующим основные образовательные программы среднего профессионального образования , высшее образование и дополнительные профессиональные программы медицинского или фармацевтического образования), научные организации, а также медицинские организации на основании акта.
Также отсутствуют нормы, позволяющие устанавливать статус исследуемых объектов в Правилах передачи невостребованных тела, органов и тканей умершего человека.
Отсутствуют правовые нормы о состоянии органов и тканей человека и в таких нормативных актах, как: Порядок оказания медицинской помощи в области «Хирургическое вмешательство (трансплантация органов и (или) тканей человека» _0_, Перечень органов и ( или) Ткани объектов трансплантации, Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, удаление и трансплантацию органов и (или) тканей человека _1_ и т.д.
Возвращаясь к Закону Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», необходимо остановиться на статье 1, согласно которой трансплантация органов и (или) тканей допускается только с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Человеческие органы и/или ткани не могут быть проданы или куплены. Купля-продажа органов и (или) тканей человека влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, буквальное толкование данной нормы приводит к выводу, что законодателем запрещена только купля-продажа органов и тканей человека, а также разрешены иные виды сделок (например, дарение, завещание и т.п.) с человеческими органами и носовыми платками. . . Между тем плановую норму можно трактовать в более широком смысле как запрет на заключение любого бизнеса, направленного на получение прибыли.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 21 Конвенции о правах человека и биомедицине от 04.04.1997 «человеческое тело и его части как таковые не являются источником финансовой выгоды» _0_. Однако Российская Федерация не является участником данной Конвенции, что оставляет открытым вопрос о видах безвозмездных сделок, предметом которых может быть анатомический материал человека (например, договор дарения и т.п.).
Проанализировав все существующие в Российской Федерации нормы, так или иначе относящиеся к органам и тканям человека, можно однозначно констатировать, что в настоящее время нормативные акты не дают полного ответа на вопрос о том, могут ли органы и ткани человека быть предметом права ( по крайней мере конкретные) и, если могут, какой режим прав на них распространяется. Попытка определить правовой статус органов и тканей
важно отметить, что тело человека можно рассматривать сквозь призму нескольких правовых режимов: правового режима тела человека в целом в течение жизни; правовой статус частей тела (органов и тканей) умершего человека; правовой статус органов и тканей живого человека.
При разрешении поставленного вопроса необходимо определить, несут ли органы и ткани человека признаки вещи как объекта гражданского права. В науке гражданского права к признакам вещи относят: телесность (вещественность), ценность (полезность) вещи, доступность господству субъектов гражданского права [8, с. 54].
Таким образом, под телесностью вещей понимается их физическое существование как объектов материального мира. Следует отметить, что если вещи действительно представляют собой предметы материального мира, то этот тезис сам по себе не предопределяет и вовсе не предопределяет вопроса о том, что любой предмет материального мира неизбежно должен отождествляться с понятием «вещь», и поэтому не исключает существования вместе с вещами также самостоятельной категории нематериальных благ. Поэтому, поскольку вещи могут не охватывать всего многообразия предметов материального мира, то и рассмотрение любого материального блага через призму вещи нуждается хотя бы в более детальном теоретическом обосновании [9].
Рассматривая признак доступности, следует согласиться с позицией Аполинской Н.В., которая выделяет две группы объектов. К первой относятся те части тела человека, органы и ткани, отделение которых не вызывает каких-либо неблагоприятных изменений в организме человека (например, ногти, волосы, продукты обмена и др.). Это означает, что данные объекты фактически полностью доступны для господства гражданско-правовых субъектов. Ко второй группе относятся такие части тела человека, удаление которых в ряде случаев хотя и возможно при жизни (почка, роговица), но весьма болезненно и влечет за собой различные последствия для здоровья донора, а также те, которые вообще нельзя удалять при жизни (печень, сердце), потому что это приведет к смерти человека. Это означает, что эти объекты либо частично доступны, либо недоступны для доминирования. Тем не менее, несмотря на особенности и различия этих групп
, гражданско-правовой режим этих биологических объектов не следует определять по-разному, поскольку их объединяет один существенный признак - все они происходят из организма человека. [10].
Что же касается признака полезности, то он обусловлен тем, что органы и ткани человека удовлетворяют важнейшую потребность человека - это потребность в здоровье.
Некоторые авторы отмечают, что полезность является дополнительным, необязательным ресурсом вещи как объекта гражданского права [11]. Кроме того, в литературе высказывались некоторые сомнения по поводу ценностного сигнала. Эти сомнения вызваны тем, что стоимость есть величина изменчивая и закон не может знать заранее, какие вещи, не имеющие в данный момент стоимости, приобретут ее впоследствии. [12].
В завершении статьи, можно сделать вывод, что органы и ткани человека это необычные объекты (не являющиеся вещами, в общепринятом гражданско-правовом понимании), представляющие собой специфические объекты гражданского права, требующие специального правового регулирования гражданским законодательством.
Список литературы
-
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724. -
О трансплантации органов и (или) тканей человека: Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1// Ведомости СНД и ВС РФ, 14.01.1993, № 2, ст. 62. -
О погребении и похоронном деле: Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 146. -
Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях: Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 № 750//Российская газета, № 174, 01.08.2012. -
Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека): Приказ Минздрава России от 31.10.2012 № 567н// Российская газета, спецвыпуск, № 78/1, 11.04.2013. -
Об утверждении Перечня органов и (или) тканей человека объектов трансплантации, Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека: Приказ Минздравсоцразвития РФ № 357,