Файл: Постановка задачи на проектирование интерфейса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 2

1. Постановка задачи на проектирование интерфейса 3

2. Предметная область 4

3. Обоснование проектных решений по видам обеспечения 6

3.1 Техническое обеспечение 6

3.2 Информационное обеспечение 6

3.2.1 Технология доступа к данным 9

3.2.2 Дерево функций и сценарий диалога 10

3.2.3 IDEF0 13

4. Интерфейс пользователя 16

5. Заключение 23

6. Библиографический список 24

Приложения 25

Приложение А Программный код главной формы 25

Приложение Б Программный код формы «Сведения о квартиросъёмщиках» 27

Приложение В Программный код формы «Справка для ЖЭО» 28


Введение


Информационная система (ИС) - это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для автоматизированного сбора, хранения, обработки и выдачи информации. Обычно ИС имеют дело с большими объемами информации, которая имеет достаточно сложную структуру. Классическими примерами информационных систем являются банковские системы, системы продажи билетов на транспорте и др.

ИС всегда специализируется на информации из определенной области реального мира: экономики, техники, медицины и т.д.

Данная курсовая работа представляет собой интерфейс для предоставления информации по учёту жилого фонда населённого пункта.

1. Постановка задачи на проектирование интерфейса


Разрабатываемая информационная система предназначена для содержания информации о ведении документации отдела, занимающегося распределением квартир социального найма, для формирования отчета «Справка о жилплощади», в зависимости от указанных данных квартиросъёмщика, для формирования отчета «Справка в ЖЭО», предназначенный для использования жилищно-эксплуатационным отделом района. По необходимости документы могут быть напечатаны.

Подсистема вывода справочников:

  • данные о городских районах;

  • данные о домах каждого района;

  • данные о квартирах для сдачи;

  • данные о квартиросъёмщиках;

  • данные о жильцах.

Система должна обеспечить формирование и печать следующих отчетов:

  • отчет «Справка о жилплощади»;

  • отчет «Справка в ЖЭО».


2. Предметная область


Для дальнейшей работы необходимо ознакомиться с предметной областью, чтобы верно разработать информационную систему.


Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Жилищные фонды различают по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам.

Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

  1. частный - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

  2. государственный - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и ее субъектам (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

  3. муниципальный - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

  1. жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

  2. специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

  3. индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи или иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

  4. жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение или в пользование.


Ответственный квартиросъемщик — это человек, который принимает решение снимать квартиру с сохранением обязанности по внесению арендной платы и суммы за пользование коммунальными услугами.

Жилищно-эксплуатационный отдел — обеспечивает сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории.

3. Обоснование проектных решений по видам обеспечения

3.1 Техническое обеспечение


Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, предназначенных для обеспечения работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

  1. используемые компьютеры любых моделей;

  2. устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

  3. устройства передачи данных и линий связи;

  4. оргтехника и устройства автоматического съема информации;

  5. эксплуатационные и расходные материалы и другое.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

  1. Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров.

  2. Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах, но не исключает использование и больших компьютеров для решения задач, требующих существенных затрат ресурсов.

3.2 Информационное обеспечение


Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. Поэтому информационное обеспечение является важнейшим для пользователей любой информационной системы.

Информационное обеспечение - это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная их цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер деятельности, в первую очередь, общественного производства.


В состав информационного обеспечения включаются два комплекса: компоненты внемашинного информационного обеспечения (документы, справочники) и внутримашинного информационного обеспечения (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структура информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных).

В качестве входных данных используются:

  • данные о городских районах;

  • данные о домах каждого района;

  • данные о квартирах для сдачи;

  • данные о квартиросъёмщиках;

  • данные о жильцах.

Выходной информацией системы являются отчеты:

  • отчет «Справка о жилплощади»;

  • отчет «Справка в ЖЭО».

В результате решения задачи рассчитываются результатные показатели, которые требуется выдать на материальный носитель в виде, удобном для пользователя.

Так как результатный документ используется для осуществления процессов управления, он должен отвечать следующим требованиям:

  • Полнота информации;

  • Своевременность предоставления информации управленческому персоналу;

  • Достоверность предоставляемой информации;

  • Читаемость (логичность построения форм и наличие хорошо отредактированного текста шапок документов);

  • Отсутствие показателей, рассчитываемых вручную.

Для моделирования данных чаще всего используется диаграмма «сущность-связь» (ERD), при помощи которой выделяются важные сущности, их свойства и отношения друг с другом. С помощью ERD определяются важные для конкретного случая объекты или сущности, их отношения, свойства и атрибуты.

Диаграмма «сущность-связь» для разрабатываемой информационной системы для предоставления информации по учёту жилого фонда населённого пункта. представлена на рисунке 1.



Рисунок 1 – диаграмма «сущность-связь»

Рассмотрим подробнее, какие реальные объекты предметной области отражают выделенные сущности и как отношения между сущностями на диаграмме соответствуют взаимосвязям объектов на практике.

Структура связанных сущностей приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Описание атрибутов базы данных



Сущность

Тип сущности

Атрибут

Тип данных

Ключевое поле

1

Квартиросъёмщики

Главная

№ договора

Числовой

Первичный ключ

ФИО ответственного

Текстовый




№ паспорта

Числовой

Внешний ключ1

Адрес квартиры

Текстовый

Внешний ключ2

2

Городские районы

Подчинённая

Район

Текстовый

Первичный ключ

Число проживающих

Числовой




3

Дома

Главная

Адрес дома

Текстовый

Первичный ключ

Район

Текстовый

Внешний ключ

Количество квартир

Числовой




4

Жильцы

Подчинённая

№ паспорта

Числовой

Первичный ключ

Телефон

Числовой




ФИО жильца

Текстовый




Адрес дома

Текстовый

Внешний ключ

5

Квартиры

Главная

Адрес квартиры

Текстовый

Первичный ключ

Метраж квартиры

Числовой



Дата регистрации квартиры

Числовой




Адрес дома

Текстовый

Внешний ключ



3.2.1 Технология доступа к данным


Технологии доступа к данным являются прослойкой между API конкретного сервера и приложением пользователя, предоставляя программисту простой унифицированный механизм работы с данными.

На сегодняшний день существует множество технологий доступа к данным, таких как BDE, OLE, ODBC, DАО, АDО, и до сих пор разрабатываются новые, более надежные, удобные в работе и более быстродействующие технологии.

В этой курсовой работе использовалась система управления базами данным Microsoft SQL Server 2014.

На рисунке 2 отражена физическая схема базы данных для разрабатываемой информационной системы.



Рисунок 2 – физическая схема базы данных

3.2.2 Дерево функций и сценарий диалога


Дерево функций включает в себя основные функции: ведение справочников - их просмотр, ввод первичных документов, формирование результативных документов. Данные из первичных документов водятся в таблицы БД. Данные из таблиц с результативной информацией распечатываются. Таблицы просматриваются. Распечатываются файлы с планами-отчётами и со статистическими отчётами.

Основные функции управления и обработки данных свойственны как информационным системам любой специализации, так и именно в данном модуле. Они отражают особенности процесса обработки информации, получения результатов, ведения информационной базы проекта. Эти функции организованы в том порядке и в том составе, которые продиктованы условиями обработки и управления данными в конкретной предметной области. Вместе основные и служебные функции призваны автоматизировать решение задач, сформулированных в постановке задачи на разработку информационной системы ведения документации коммерческой медицинской клиники.

Дерево функций для разрабатываемой информационной системы представлено на рисунке 3.



Рисунок 3 – дерево функций

Сценарий диалога содержит логику действий, в соответствии с которой происходит взаимодействие с БД и осуществляются подсказки пользователю.

Сложность разработки сценария определяется в основном двумя факторами: функциональными возможностями приложения (числом и сложностью функций обработки информации) и степенью неопределенности возможных действий пользователя. В свою очередь, степень неопределенности действий пользователя зависит от выбранной структуры диалога. Наибольшей детерминированностью обладает диалог на основе меню, наименьшей — диалог типа «вопрос—ответ», управляемый пользователем.