Файл: Оглавление основы учения Гераклита 4 Элейская школа 18 Заключение 21 Список литературы 23 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ОГЛАВЛЕНИЕ



1.Основы учения Гераклита 4

2. Элейская школа 18

Заключение 21

Список литературы 23


Введение

Параллельно с развитием индийской и китайской философии происходит зарождение и формирование философской мысли в античной Греции. Именно греческая философия сыграла важную роль в жизни человечества, истории, культуры.

В начальной стадии развития греческой философии было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов, таких как Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (представители милетской школы), позднее Гераклита и Эмпедокла называли "физиками", от греческого "физис" - природа.

У первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. Что является первопричиной бытия? Для ранних натурфилософов характерна стихийная диалектика мышления. Каждый из философов пытался найти своё объяснение, что лежит в основе всего многообразия окружающего нас мира. И нельзя отрицать то, что каждый из них был по-своему прав. Фалес, в отличие от дофилософских форм, увидел сущность бытия не вне мира, а в одной из частей самого же мира и более того, этой частью мира является материальная субстанция - вода.

Анаксимандр был другом и учеником Фалеса. Он изобрёл элементарные астрономические инструменты, соорудил "солнечные часы". Он впервые перешел к абстрактному философскому мышлению. За основу мира Анаксимандр взял не конкретную физическую субстанцию, а то, что он обозначил "апейроном". Это нечто беспредельное, бесконечное, постоянно движущееся, изменяющееся. Это и вода, и земля, и воздух, и огонь, это то, что образует весь космос. Анаксимен интересен нам как "первый метеоролог". Он первый догадался, что град это замёрзшие частички воды, падающие с неба, а дождь - это вода из уплотнившегося воздуха. Так же Анаксимен первый установил существование планет. По Анаксимену начало всего - беспредельный воздух. Из него всё возникает, состоит и в него же всё превращается.

Итак, цель работы – раскрыть сущность и содержание двух взглядов на мир: Гераклита и элиатов.

Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): основы учения Гераклита; взгляды элейской школы.

  1. Основы учения Гераклита



На занятой ионийскими городами узкой полосе земли на западном побережье Малой Азии, кроме Милета, в котором возник греческий материализм, выделился также город Эфес – родина философа Гераклита. Учение Гераклита – не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и замечательный образец ранней древнегреческой диалектики. Гераклит родился приблизительно в середине 40-х годов 6 в. до н. э. (ок. 544 или 540 г.), умер в 480 г. до н. э. Зрелая часть жизни Гераклита относится ко времени, когда на Ближнем Востоке, примыкавшем к Ионийскому греческому побережью, господствовали персы. Мощная в военном отношении Персидская монархия непрерывно стремилась распространить свою экспансию на запад. Гераклит был современником неудавшегося восстания покоренных греческих городов против победителей.


Гераклит – аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Он враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой аристократии.

Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых отрывках его произведений. В 104-м фрагменте, например, Гераклит говорит о демократических руководителях своего города: “Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших”1.

Основное положение политического мировоззрения Гераклита – власть должна была бы принадлежать меньшинству “лучших”. Восхваляя этих “лучших”, он говорит: “Ибо наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу [всему] тленному. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту”. По-видимому, аристократизм, выраженный в этих высказываниях, не только духовный, но и политический. Это ясно из фрагмента 121-го. Здесь Гераклит желчно говорит о своих земляках: “Эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг друга и оставили бы город для несовершеннолетних, - за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: “Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в другом месте и с другими”.2

Во времена Гераклита сочувствие большинства в Эфесе было уже не на стороне аристократии. Возможно, что именно поэтому Гераклит уклонился от общественно-политической деятельности. В уединении он писал свою книгу, называвшуюся “О природе”. Имеется сообщение, что она состояла из трех частей: в первой речь шла о самой природе, во второй – о государстве и в третьей – о боге. В специальной литературе по истории науки (Поль Таннери, “Первые шаги древнегреческой науки”) было высказано мнение, будто в отличие от милетских ученых-материалистов – Фалеса, Анаксимандра – Гераклит не столько “физик”, и “физиолог”, как они, сколько “богослов”. Впечатление это, быть может, обусловлено тем, что до нас дошло мало отрывков из первой части его сочинения, где речь шла о природе. Впрочем сам Таннери признает большое сходство взглядов Гераклита на физическую природу светил и на их движения со взглядами древних египтян. Но египетские жрецы, от которых до Гераклита могли дойти эти воззрения, будучи богословами, одновременно были и учеными – астрономами и математиками. Они усвоили результаты вавилонской науки, и сами тщательно вели астрономические наблюдения, поставленные в Египте ввиду необходимости предвычисления разливов Нила на службу по ведению календаря.



Чрезвычайно оригинальная по содержанию и образная по языку, сжатая, изложенная, возможно, в афористической форме, во многом трудная для понимания (отсюда прозвище Гераклита – “темный”), книга Гераклита высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими. Этими качествами сочинения Гераклита объясняется то, что до нас дошло из него около 130 отрывков, правда, небольших. В своей сумме они дают возможность охарактеризовать, по крайней мере, некоторые основные черты мировоззрения этого замечательного мыслителя.

Быть может, невозможность оказать ощутимое влияние на ход дел в общественно-политической жизни родного города, где во времена Гераклита торжествовала власть демоса, привела Гераклита к явному пессимизму во взглядах на жизнь. Древние даже прозвали его “плачущим” в противоположность Демокриту – великому материалисту второй половины 5 – начала 4 в. до н. э., который получил прозвище “смеющегося”. Пессимизм сказался в 20-м фрагменте, где читаем: “По-видимому, Гераклит смотрит на рождение, как на несчастье. Он ведь говорит: “Родившись, они (т.е. люди) хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умерли”3.

Ни пессимизм, ни аристократизм не ослабили проницательность, с которой Гераклит наблюдал и постигал непрерывную изменчивость в общественной жизни и в природе. Оценка результатов этой изменчивости была у него отрицательной, мрачной, но огромную роль изменчивости и борьбы в человеческой и природной жизни Гераклит понял очень глубоко.

Основное положение философии Гераклита передает Платон в своем диалоге “Кратил”. Платон сообщает: “Где-то говорит Гераклит, что все движется, и ничто не покоится” и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку” [Kratylus, 402 A]. (В последствии обе эти части отрывка “сплавили” в одну формулу “все течет”, которой в текстах самого Гераклита нигде нет.)

Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Тезис об универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением.

Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение. По свидетельству Аристотеля, Гераклит говорил: “Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно, непрерывно обновляется” [Meteorologica, B, 2.355 a 13; 37, т. 1, с. 148].


Мысль о всеобщности движения и изменения тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием самого процесса движения. Именно эта сторона учения Гераклита вызвала впоследствии возражения Аристотеля. Гераклит утверждает, что из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и тоже время. Упоминая об этом учении Гераклита, Аристотель возражает против него. “Невозможно допускать, - пишет Аристотель, - чтобы какая-либо одна и та же вещь существовала и в то же время не существовала, как, по мнению некоторых, говорил Гераклит ” [7, 4, 3, 1005 в 23].

Полемизирую с Гераклитом по поводу его характеристики движения как осуществленного противоречия, Аристотель сообщает нам важный текст самого Гераклита. Мы узнаем из этого сообщения, что, по учению Гераклита, “[неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие: из всего одно и из одного все образуется” [De mundo, 5 396 b 7].

Будучи универсальным, т.е. охватывая все явления, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью; мыслящее исследование обнаруживает в нем господствующую над ним необходимость. Эту мысль Гераклит изложил в нескольких афоризмах, из которых самый важный – 30-й: “Этот мировой порядок, - говорит Гераклит, - тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим ”4.

В приведенном тексте налицо несколько важных мыслей. В нем Гераклит не просто утверждает, что все возникает из одного и что все возникающее становится одним. Это “одно” “он определяет как единое первовещество “огня”. В этом своем утверждении Гераклит по существу материалист.

Не удивительно, что Гераклит остановился именно на огне как на первовеществе. Ведь основная характеристика гераклитовского бытия – его подвижность. Но именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений.

Вторая важная мысль 30-го фрагмента – отрицание акта сотворения мира богами.

Наконец, третья мысль фрагмента – мысль о строгой правильности мирового строя, о строгой ритмичности мирового процесса. Вечно живой огонь мира пламенеет не беспорядочно, а вспыхивает “мерами” и “мерами” же угасает.

Понятие Гераклита о закономерности природы ни в коем случае не следует модернизировать, т.е. приписывать Гераклиту такое понятие о закономерности, которое еще не могло возникнуть у греков в конце 6 – начале 5 в. до н.э. “Закономерность” Гераклита – не та закономерность природы, о
которой учили великие механики, физики и астрономы XVII в. Возможно, что Гераклит впервые почерпнул понятие о закономерности из наблюдений не столько над физической природой, сколько над политической жизнью общества и уже оттуда перенес их на физическую природу. Есть основания предполагать, что сохранившиеся фрагменты, в которых речь идет о “законах”, принадлежат второй части его сочинения, к той, где, по сообщению Диогена, Гераклит говорил о государстве.

В этой связи обращает на себя внимание 44-й фрагмент, где говорится, что “за закон народ должен биться, как за [свои] стены”. А в 33-м фрагменте Гераклит прямо определяет закон как “повиновение воле одного”.

Свои понятия о необходимости мирового процесса Гераклит еще связывает с мифологическими представлениями. Так, в 94-м фрагменте мы читаем следующее: “Ибо Солнце не преступит (положенной ему) меры. В противном случае его настигнут Эриннии, блюстительницы правды”. Солнце движется по строго определенному пути. Но это не определение “законов природы”. Гераклит – не Кеплер и не Ньютон, выводящий механические законы движения планет из закона всемирного тяготения. Мысль Гераклита полуфилософская, полумифологическая: блюстительницы правды Эриннии настигли бы Солнце и покарали бы его, если бы Солнце вздумало сойти с назначенного ему пути.

И точно такой же, полумифологический, оттенок имеет и 11-й фрагмент. В нем подчеркивается мысль, что все живые существа повинуются в своих действиях закону, однако характеризуется этот закон не в понятиях науки о природе, а в полумифологических представлениях, свойственных греческому мышлению того времени. “Животные дикие и ручные, - пишет Аристотель, - обитающие в воздухе, на земле и в воде, рождаются, созревают и погибают, повинуясь божественным законам”. А дальше, в подтверждение своей мысли, Аристотель цитирует Гераклита: “Всякое пресмыкающееся бичом [бога] гонится к корму.” [De mundo, 5 396 в 7; 37, т. 1, с.149].

Таким образом, у Гераклита материализм учения о первовеществе сочетается с наивными остатками мифологических представлений.

В сохранившихся фрагментах Гераклита имеется рад прекрасных по стилю отрывков, в которых Гераклит говорит, что процесс изменения, происходящий в природе, есть борьба противоположностей. Гераклит не просто утверждает, что движение предполагает сосуществование противоположностей. Он выражает свою мысль сильнее. Движением предполагается не только одновременное существование противоположностей, но повсюду происходит их борьба.