Файл: Задание к теме 7 Задание выполняется с опорой на теоретический материал по результатам просмотра хф Чучело (реж. Р. Быков).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание к теме 7

Задание выполняется с опорой на теоретический материал по результатам просмотра х/ф «Чучело» (реж. Р.Быков).

1. Дайте характеристику класса как малой̆ группы:

Малая группа - школьный класс, где происходят особые процессы. Внутри класса ценности отличаются от Лены. Ребята не ценят духовное начало, на первом месте у них находятся материальные ценности, такие как деньги и вещи. Кроме того, они проявляют эгоизм, мстительность и злопамятство. У каждого из них есть своя цель, и они стремятся наказать виновного. Некоторые из них даже готовы пренебречь моральными принципами ради социального статуса и материального благосостояния. Например, один из ребят сдает свою собаку на живодерню за копейки. В классе ценятся совсем иные вещи, чем в жизни Лены.

Характерная черта данной группы - неуважение к взрослым и пожилым людям, их жизни и чувствам. Мальчик говорит о своей бабушке: «Всю свою жизнь под откос пустила: ни кола, ни двора, пятерых вырастила, ни один ни копейки ни шлет». Это подтверждает неуважительное общение с мамой одной девочки. Их понятие «справедливости» не включает положительное наполнение и проявляется в травле Лены Бессольцевой. Эта группа демонстрирует максимализм, который является характерным для этого возраста: «Живешь не по правде - расплата». И если есть расплата, то «по всем статьям». Жестокость здесь естественна, и что естественно, то не безобразно.

В данной группе наблюдается сплоченность, все ее участники проводят много времени вместе - ходят на прогулки, отмечают дни рождения. Однако, заметно групповое давление на всех индивидов, включая их составляющих. Некоторые соглашаются с мнением большинства, испытывая эффект группового внушения, а некоторые проявляют только внешний конформизм или приспособленчество, как в случае с Димкой Сомовым, который боится расхождения своего мнения и мнения группы.

Группа не полностью соблюдает ценностно-ориентационное единство, так как некоторым членам группы важнее социальный статус или наказание за несправедливость и предательство. Однако благодаря конформизму, господствует «групповое согласие». Кроме того, они действуют сообща, как одно целое, под влиянием общей цели. Цель достаточно жестока, но они считают ее благородной - наказать и проучить предателя, хотя на самом деле участвуют в травле беззащитного человека.


В данном классе жестоко наказывали тех, кто не соответствовал их взглядам или вмешивался в действия. Месть была основным мотивом детей. Например, мальчик Васильев получал физическое наказание за защиту Лены и выражение своих мыслей - его избивали ногами и били по лицу. Группу сплачивало наличие совместной деятельности и цели.

2. Охарактеризуйте межличностные отношения в классе: проанализируйте систему статусов и ролей̆, существующих в классе.

В классе существует система статусов и ролей, где Лена явно занимает низкое место. Одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением показывают, что презирают ее.

Среди учеников класса можно выделить нескольких ярких личностей. Девочка Миронова, известная как Железная Кнопка, фактически является лидером класса. У нее железные убеждения, и она всегда стойко идет к своей цели. Лохматый, силач класса, считает, что главное в человеке - это сила. Шмакова является первой красавицей в классе и всегда делает то, что ей выгодно. Она влюблена в Диму Сомова, а Попов - в нее. Валька - мальчик из бедной семьи, который убежден, что счастье - это много денег. Марина мечтает вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву. Васильев - самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной. Дима Сомов - мальчик из богатой семьи, который пользуется большим авторитетом в классе.

3. Опишите систему социальной̆ власти в классе: назовите лидеров и особенности их поведения.

Железная Кнопка, Миронова и Дима Сомов являются наиболее выделяющимися представителями данной группы. Железная Кнопка, которая является негласным лидером класса, стремится выделяться, чтобы сохранять свое лидерство. Ее поведение определяется желанием быть принципиальной, волевой и независимой. Она считает, что честность - это растяжимое понятие и что живешь не по правде - расплата. Несмотря на это, эти качества необходимы ей только для того, чтобы сохранять свое лидерство. Железная Кнопка преследует цель наказать всех предателей, используя любые методы, как бы жестоки они не были.

Она испытывает положительные эмоции к Лене и жалеет, что Бессольцева оказалась предателем, иначе они могли бы стать друзьями. Это говорит о ее характере и возможно, отражает атмосферу в семье. В конце она произносит, что все вокруг такие же, как ее мама, которой важно, чтобы все было скрыто. Она осознает, что ответственность за жизнь детей лежит не только на них, но и на родителях, учителях и окружающих.



Дима Сомов - еще один представитель системы образования, который занимает особое место. Он производит впечатление авторитета, который не боится ничего и преследует благородные цели. Однако, в сложной ситуации, оказалось, что он не может существовать без других, также как и все в этом классе. Это был случай конформизма и приспособленчества, о которых говорилось выше. Хотя он выделялся из числа других своей независимостью, в итоге он оказался трусливым и способным на множественное предательство.

Он был заинтересован в сохранении своего лидерства в группе и боялся быть осужденным и отвергнутым. Его мотивы были явны, и он стремился не выделяться. Когда все хотели пойти в кино, а он предложил остаться на уроке, его назвали начальником и потребовали, чтобы он подчинился. Он сразу же согласился и даже предложил одолжить деньги. В отношении Лены он не только не признал свой поступок, но также участвовал в ее травле, чтобы не потерять свое место в группе.

В конечной сцене этот человек вызывает жалость, показывая, как внутренний конфликт одной личности может повлечь за собой внешний и даже испортить жизнь других людей. Ситуация, произошедшая с ним, яркий пример этого.

4. Приведите примеры проявления феномена группового давления, показанные в фильме.

В фильме показано несколько проявлений феномена группового давления. Класс мгновенно осознает конфликтную ситуацию с одной из учениц и начинает воспринимать ее как предателя, лишившего их возможности поехать в Москву. Группа переходит к конфликтному поведению, объявляя ей бойкот и гоняя по улице.

Фильм задает лихорадочный ритм беспощадных эпизодов, бега и погони, когда класс гонит Лену по улице. Они становятся похожи на бездумную толпу, следующую за брошенным призывом. Однако, чего они добиваются? Если Лена молчит, значит, не раскаивается, не смирилась и горда своей гордостью. Так что, атакуй ее! Они танцуют, перебрасывая платье Ленки и гоняя ее по кругу, как затравленного зверя. Единство, цель и ритм определяют конфликт, который развивается по нарастающей.

Такая истовость, с которой они отдаются ритму, настораживает. Подростковая энергия, переполняющая их, не просто ищет форму, но и наполняется смыслом, при этом ритм становится иллюзией смысла. Ребятам кажется, что они вершат правый суд, наказывая предательство, но на самом деле это превращается в преступление. Травля Лены, вызванная бойкотом, объединяет и сплачивает группу, срабатывает "закон стаи".


5. Какую стратегию выбирает Лена Бессольцева на этапе вхождения в эту группу?

На этапе вхождения в группу Лена Бессольцева выбирает какую-то стратегию, но она не описана в тексте. Родители отправили свою 12-летнюю дочь Лену к деду в маленький волжский городок на время.

В шестом классе одной из школ этого города начала учиться Лена Бессольцева. Она стремилась стать частью коллектива класса и не обращала внимания на подначки и колкости, стараясь стать своей. Ей понравился мальчик Паша, который стал ее другом и покровительствовал ей. Однажды она услышала, как он рассказал учительнице о том, что класс убежал с урока в кино. Этот поступок был определен классом как предательство, и мальчика начали обвинять. Решив спасти своего друга, Лена взяла на себя его вину за это деяние. Однако парень оказался трусом и не смог признаться перед своими товарищами ни тогда, ни в последующее время.

Во время каникул все ученики класса, кроме Лены и еще пары человек, отправились в Москву на экскурсию. Когда они вернулись, Лена стала предметом бойкота со стороны своих одноклассников, которые поверили, что она предала их и не позволила им поехать вместе с остальными. Но на самом деле трое учеников знали, что это не так, в том числе и тот, чью вину Лена нелепо взяла на себя. Он боялся стать жертвой бойкота, который объявили ему. Ситуация была безысходной, так как учителя уехали с остальными учениками, и дети остались без руководства. Родные взрослые были беспомощны и не могли повлиять на своих детей, которые сами решали, как поступать в этой ситуации.

Желание стать спасителем привело девочку к тому, что она стала жертвой. Впоследствии она могла бы стать преследователем, но она решила разорвать порочный круг, отказавшись от этой роли.

6. Опишите систему групповых норм и санкций, существующую в классе.

В классе существует система групповых норм и санкций, которая проявляется сильным групповым давлением на всех индивидов, составляющих группу. Однако, это давление может быть эффектом группового внушения, когда большинство имеет искреннее согласие с мнением, а также внешним конформизмом или приспособленчеством, как в случае с Димой Сомовым, который боится расхождения с мнением группы. В то же время, наличие общей цели объединяет одноклассников и делает их единым целым, действующим сообща.


Они считали свою цель благородной, хотя она была жестокой - наказать и проучить предателя. Однако, на самом деле, они участвовали в травле и унижении своих одноклассников, кто не соответствовал их взглядам и идеалам. Месть была основным мотивом их действий. Единственный человек в классе, кто открыто защищал других, был малозаметным героем - его звали Васильев. Он получил множество ударов, когда высказал свои мысли.

7. Дайте характеристику стиля руководства классом со стороны классного руководителя.

Характеристика стиля руководства классом со стороны классного руководителя: не указана.

Просмотр этого фильма заставил меня задуматься о том, почему классный руководитель, Маргарита Ивановна, не заметила конфликтную ситуацию в коллективе. В итоге она допустила серьезную педагогическую ошибку. Я считаю, что Маргарита Ивановна - персонаж неоднозначный. Елена Санаева изображает ее с положительной стороны, как добрую, не требовательную, располагающую к себе, которая любит своих учеников и старается выстроить с ними доверительные отношения. Однако, Маргарита не внимательна и нечутка к ним.

Подкарауливание классного руководителя было делом друзей из 6-го "Б". Её основная задача - дать ученикам необходимые знания, а эмоции - это уже другое. Стоит помнить, что описываемые в книге и фильме события происходят накануне свадьбы, и все мысли классного руководителя заняты только одним человеком. Маргоша уже не так молода и не особенно хороша собой, а московский жених представляет шанс сбежать из унылого города и начать другую жизнь. Никак нельзя упустить такую возможность.

Дисциплина в классе отсутствует, и Маргарита Ивановна уже давно не обладает авторитетом среди учеников. Они открыто подсмеиваются за её спиной, обсуждают недостатки учительницы и не уважают её мнение. Ребята даже не стесняются подвести её или сбежать на уроке в кино. Возможно, Маргарита Ивановна уже не слишком беспокоится о том, как относятся к ней ученики. Она скоро уедет отсюда.

К сожалению, ученики сами наказали себя. Классный руководитель получил выговор, а ученики - двойку по поведению и запрет на поездку в Москву, которую они так долго ждали.

Сгоряча выдавая классу, что могла уехать ещё раньше, но педагогические обязанности задержали её в городе, Маргарита Ивановна усугубляет ситуацию. Конечно, она "жалко своих деток", но о них она забывает, ведь впереди её ждёт приятная встреча со столицей и любимым мужчиной. Она разберётся с ученицей, которой объявили бойкот, потом. Укатив, она оставила подросткам негатив, обиды и презрение к "предателю". Маргарита Ивановна занята своим новоиспеченным супругом и забывает о своих обязанностях классного руководителя.