Файл: Образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти хх века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- таможенные и налоговые барьеры;

- невыполнение должным образом решений по укреплению межрегионального сотрудничества, принимаемых на правительственном и парламентском уровнях.

Казалось бы, сохранение тесного союза государств, унаследовавших ранее единую экономику и оборонную систему СССР, отвечало их общим интересам. Однако на деле главной задачей 1990-х гг. стало укрепление недавно обретенного ими суверенитета. В сотрудничестве с Россией лидеры ряда стран СНГ видели угрозу национальной независимости. Российская Федерация представлялась им слишком крупным государством, чтобы рассчитывать на равноправные с ней отношения. В итоге, подписывая соглашения о развитии сотрудничества в рамках СНГ, многие его участники одновременно искали союзников и партнеров вне Содружества.

В сложившейся на кануне Беловежских соглашений ситуации вопрос практически стоял уже не о возможности сохранения единого Союза, поскольку фактически к тому моменту он уже распался, а о том, в какой форме такой распад произойдет. Возникла реальная дилемма: произойдет ли распад страны по пути вулканизации, по югославскому сценарию, со всеми вытекающими из этого разрушительными последствиями, или же удастся сформировать в какой-то мере адекватную к новым реалиям модель обновленного союза, и тем самым сохранить геополитическую стабильность, прежнее единое социально-политическое пространство и военную безопасность бывших советских республик.

Но если уж развал единого советского государства стал неизбежным, независимо от того произошел ли он вследствие необратимых объективных процессах, в том числе из-за исчерпанности возможностей советского социалистического строя, или из-за допущенных подписантами Беловежских соглашений просчетов, то и в этом случае невозможность сохранения единого Союза вряд ли может служить оправданием того, что не был избран более конструктивный вариант решения столь сложного вопроса, определившего дальнейшую судьбу бывших советских республик.

В Беловежье были подобраны соглашения без их четкой и глубокой стратегической проработки. При более тщательной подготовке к ним необходимо было для их подписания обговорить и урегулировать такие спорные проблемы, как статус Крыма, Севастополя, Черноморского флота, Байконура, бывших граждан СССР, не по своей воле
оказавшихся на территории других государств, а также целый ряд иных проблем, которые разрешить в современных условиях, после создания 15 новых независимых государств оказалось намного сложнее.

На Беловежских соглашениях лежит печать политической конъюнктуры, спешке и в результате не достаточной продуманности и отсутствия необходимой государственной мудрости.

Если бы были более досконально просчитаны основные социально-экономические, политические, правовые, и военно-стратегические последствия распада СССР, это дало бы возможность избежать многих крайне острых противоречий и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях экс-республик СССР в постсоветский период, явившихся прямым следствие недостаточной продуманности подписанных в декабре 1991 года Беловежских соглашений.

Сейчас, очевидно, что было важно не столько продолжать выяснения причин распада Советского Союза, сколько, руководствуясь здравым смыслам, выработать в рамках СНГ новые принципы цивилизованных взаимоотношений, не утратив в тоже время всего позитивного что было взаимоотношениях наших стран в прошлом.

2.2 Проблемные факторы.

Экономические предпосылки. Экономическое отставание Советского Союза и других стран социализма от либерально-демократических государств Запада и Востока все более увеличивалось. Административно-командная экономическая система показывала меньшую эффективность, чем рыночная. Кроме того, сложилась неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, обусловленная падением мировых цен на энергоносители и лишившая СССР значительных валютных средств. Советское руководство начало брать крупные кредиты на Западе и попало в зависимость от своих кредиторов. Экономические проблемы и технологическое отставание СССР вызывало растущее недовольство внутри страны.

Национальный фактор. В СССР значительные средства вкладывались в развитие периферийных республик. В результате республики по ряду показателей оказались в более выгодном экономическом положении, чем ядро страны. Когда СССР в годы перестройки оказался в экономическом кризисе, среди национальных элит и населения республик начали расти националистические и сепаратистские настроения. В свою очередь в РС ФСР стало набирать силу недовольство перераспределением ресурсов,

Неадекватность внутреннего устройства страны. В конституции СССР было прописано право республик на выход из Союза, что порождало противоречие между декларированным федерализмом и фактической унитарностью. СССР имел иерархичное административно-территориальное устройство (принцип матрешки). Республики и автономии разных типов обладали разными правами и полномочиями. При ослаблении Центра национальные и региональные элиты стали стремиться повысить свой статус вплоть до выхода из СССР.



Упадок советской идеологии, обусловленный отчуждением людей от провозглашаемых общественных целей и ценностей. Начали набирать силу диссидентские движения, нацеленные на ее демонтаж.

Внешний фактор. Сыграла свою роль, хотя и не определяющую, антисоветская пропаганда, поддержка националистических сил и центробежных тенденций в Советском Союзе со стороны Запада в ходе холодной войны.

Субъективные факторы. Некомпетентность советского руководства, выбравшего в ходе перестройки не последовательный курс реформ. Политика гласности выплеснула на поверхность все национальные обиды. Начались волнения на национальной почве, стали разгораться межнациональные конфликты. У советского руководства не было внятных планов по решению национальных проблем.


Кроме того, не был вовремя дан старт процессу подписания нового союзного договора с четким разделением компетенций. Здесь свою роль сыграли личные качества руководителя СССР и руководителя РСФСР, борьба между ними за лидерство и власть.

Конкретизируем негативные процессы, предшествующие образованию СНГ:

- Нарушение экономических связей между бывшими республиками.

- Ослабление обороноспособности всех республик.

- Обострение межнациональных противоречий и возникновение новых конфликтов.

- Рост национализма и шовинизма в бывших союзных республиках.

- Увеличение потока беженцев и вынужденных переселенцев.

- Дискриминация русскоязычного населения и русского языка в некоторых республиках бывшего СССР.

- Ухудшение социально-экономического положения преобладающего большинства населения.

- Ослабление власти в центре и на местах, угроза распада самой России.

- Появление острых проблем, связанных с гражданством.

- Представление в общественном сознании распада СССР, как разрушение мощного государства и потеря международного престижа.

Для координации деятельности государств СНГ и решения проблем были созданы высшие органы содружества - Совет глав государств и Совет глав правительств. Ввиду того, что СНГ, не будучи государством, не могло быть и правопреемником государства, правопреемство должны были осуществлять республики. Однако не все правомочия СССР можно было разделить и не все республики имели возможности осуществлять правопреемство. Поэтому Россия по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство СССР, т.е. переход прав и обязанностей одного государства другому в той части, которую нельзя или нецелесообразно было делить.

Заключение

Лично я считаю, что на данном историческом этапе была иная возможность решения создавшихся проблемных вопросов. Экономический и психологический ступор советской системы, фактический паралич старых институтов власти и утрата прежним правящим слоем воли к самовоспроизводству означали, при всей опасности тогдашней ситуации, историческую точку могли поставить энергичные усилия немногочисленной, но организованной и объединенной общими представлениями о том, что следует делать, группы людей, которые могли существенно повлиять на исторический ход событий.

Замечу, что при определенных условиях была возможность сохранить единый союз. Однако сделать это было чрезвычайно сложно, к тому же это можно было осуществить, естественно. Не в прежней, а значительно обновленной форме. Вероятно, в
виде конфедерации, но непременно при своевременном и к тому же консенсунсном подходе центра и союзных республик к данному вопросу. Однако сделать это руководители Советского Союза явно запоздали. В результате центр утратил свою реальную власть в республиках, и процесс дальнейшего распада союзного государства приобрел, необратимый характер.

Мы проанализировали процесс образования Содружества Независимых Государств. Сделаем вывод по заданной в реферате теме. Завершилась целая эпоха в истории нашей страны. Хотя разрушению СССР объективно препятствовали вековые экономические связи, объединявшие республики и их разрыв означал бы полную остановку всего хозяйства, поэтому авторы идеи разрушения Союза почли за благо создать Содружество Независимых Государств - СНГ.

Образование СНГ — необходимая реальность исторического процесса взаимодействия и сотрудничества наций бывшего тоталитарного государства, выразившаяся в попытке сохранить в иных организационных и экономико-правовых формах политические, экономические, культурные и другие связи между нациями. Достигнутые межгосударственные договоренности способствовали развитию новых форм сотрудничества под определенным совместным скоординированным контролем и способствовали в известной степени уменьшению отрицательных последствий системного кризиса.

Принципиальное отличие СССР и СНГ состоит в том, что последний не является ни государственным, ни надгосударственным образованием.

Содружество Независимых Государств – это договор, соглашение о сотрудничестве, осуществляющемся на строго добровольной основе без утраты его членами своего суверенитета. При его заключении преследовалась двойная цель:

При его заключении преследовалась двойная цель:

- смягчить последствия распада единого государства;

- перевести сотрудничество между суверенными государствами, ранее бывшими союзными республиками, в новый формат.

Таким образом, распад СССР и образование СНГ – это два хронологически последовательных институциональных и исторически взаимосвязанных процесса, т.е. проблемные факторы, ставшие причиной одного, отразились на другом.

Список используемых источников.

1. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция // Общество и экономика. - 1998. - № 2.