Файл: Образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти хх века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР.

Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие страны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стремились проводить полностью независимый курс. Высшими органами власти в суверенных республиках стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше стала концентрироваться в руках республиканских президентов. В России, например, в сентябре - ноябре все основные законодательные акты вводились не постановлениями парламента, а указами Президента.

Завершилась целая эпоха в истории нашей страны. Хотя разрушению СССР объективно препятствовали вековые экономические связи, объединявшие республики и их разрыв означал бы полную остановку всего хозяйства, поэтому авторы идеи разрушения Союза почли за благо создать Содружество Независимых Государств - СНГ.

Соглашение о создании СНГ, предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия его законов и ликвидацию его органов. Оно заставило республики, до сих пор не заявлявшие о своем выходе из СССР, определиться. На состоявшейся в Ашхабаде встрече глав республик - Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, не участвовавших в создании СНГ, было принято решение поддержать минскую инициативу и присоединиться к этому процессу.

В Декларации, подписанной президентами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины, говорилось, что взаимодействие участников содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашением между участниками Содружества.

Для координации деятельности государств СНГ были созданы высшие органы содружества - Совет глав государств и Совет глав правительств. Ввиду того, что СНГ, не будучи государством, не могло быть и правопреемником государства, правопреемство должны были осуществлять республики. Однако не все правомочия СССР можно было разделить и не все республики имели возможности осуществлять правопреемство. Поэтому Россия по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство (переход прав и обязанностей одного государства другому) СССР в той части, которую нельзя или нецелесообразно было делить. В частности, решением Совета глав государств СНГ, подписанным тоже 21 декабря 1991 г., был поддержан переход к России членства СССР в Совете Безопасности ООН, а соглашением «О совместных мерах в отношении ядерного оружия», заключенным республиками, на территории которых оно располагалось - Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной, право применения ядерного оружия передано Президенту России.


Экономические предпосылки. Экономическое отставание Советского Союза и других стран социализма от либерально-демократических государств Запада и Востока все более увеличивалось. Административно-командная экономическая система показывала меньшую эффективность, чем рыночная. Кроме того, с середины 1980-х тт. сложилась неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, обусловленная падением мировых цен на энергоносители и лишившая СССР значительных валютных средств. Советское руководство начало брать крупные кредиты на Западе и попало в зависимость от своих кредиторов. Экономические проблемы и технологическое отставание СССР вызывало растущее недовольство внутри страны.

Национальный фактор. В СССР значительные средства вкладывались в развитие периферийных республик. В результате республики по ряду показателей оказались в более выгодном экономическом положении, чем ядро страны. Когда СССР в годы перестройки оказался в экономическом кризисе, среди национальных элит и населения республик начали расти националистические и сепаратистские настроения. В свою очередь в РС ФСР стало набирать силу недовольство перераспределением ресурсов, как представлялось, в пользу7 республик и в ущерб ядру страны.

Неадекватность внутреннего устройства страны. В конституции СССР было прописано право республик на выход из Союза, что порождало противоречие между декларированным федерализмом и фактической унитарностью. СССР имел иерархичное административно-территориальное устройство (принцип матрешки). Республики и автономии разных типов обладали разными правами и полномочиями. При ослаблении Центра национальные и региональные элиты стали стремиться повысить свой статус вплоть до выхода из СССР.

Упадок советской идеологии, обусловленный отчуждением людей от провозглашаемых общественных целей и ценностей. К началу' 1980-х тт. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Начали набирать силу диссидентские движения, нацеленные на ее демонтаж.

Внешний фактор. В распаде СССР сыграла свою роль, хотя и не определяющую, антисоветская пропаганда, поддержка националистических сил и центробежных тенденций в Советском Союзе со стороны Запада в ходе холодной войны.

Субъективные факторы, предопределившие распад СССР. Некомпетентность советского руководства, выбравшего в ходе перестройки не последовательный курс реформ. Политика гласности выплеснула на поверхность все национальные обиды. Начались волнения на национальной почве, стали разгораться межнациональные конфликты. У советского руководства не было внятных планов по решению национальных проблем.



Кроме того, не был вовремя дан старт процессу подписания нового союзного договора с четким разделением компетенций. Начался «парад суверенитетов».

Свою роль сыграли личные качества руководителя СССР М. Горбачева и руководителя РСФСР Б. Ельцина, борьба между ними за лидерство и власть.

2. Нарастание центробежных тенденций в СССР.

Политика суверенизации

Политика союзных властей в отношении республик. Союзные власти проводили политику по выравниванию статуса автономных и союзных республик с целью сдерживания суверенизации союзных республик. Принимались общесоюзные законы о земле и собственнсхти, которые закрепляли безраздельные права собственности на землю за национально-государственными административны^™ образованиями. Следствием такой политики стала лавинообразная суверенизация не только союзных республик, но и автономий. Усилилась война законов, что вело к параличу7 власти. Республиканские власти стремились .завладеть ценной и как можно большей частью государственной собственности.

Парад суверенитетов. В июне 1990 г. Верховный совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет республиканских законов над союзными. Власти РСФСР пошли на такой шаг с целью заставить М. Горбачева приступить к разработке союзного договора с учетом позиции РСФСР.

К августу7 1990 г. о государственном суверенитете заявили все союзные республики, за исключением Казахстана и Киргизии, а также пять автономных республик. Союзные республики начали заключать между собой договоры международного характера.

Новоогаревский процесс. Осенью 1990 г. в подмосковной резиденции М.С. Горбачева Ново-Огарево началась разработка нового союзного договора. По проекту договора автономные республики получали широкие права, которые могли использовать для выхода из состава РСФСР.

В декабре 1990 г. Четвертый съезд народных депутатов СССР высказался за сохранение целостности страны и ее преобразование в демократическое федеративное государство. Решение было вынесено на реферецду'м. В марте 1991 г. 76,4 % граждан СССР высказались за сохранение Союза.

Сложности Новоогаревского процесса. Руководство РСФСР было против предоставления автономным республикам права на выход из состава РСФСР. От участия в новом договоре отказались Грузия, Армения и Молдавия. Представители других республик выработали свои предложения, которые перечеркивали уже достигнутые договоренности.

М. Горбачев шел на большие уступки ради сохранения Союза даже в «урезанном вцде». В апреле 1991 г. было принято совместное заявление «9+1» - договоренность подписать союзный договор не позднее чем через 6 месяцев.


В июне 1991 г. Б. Ельцин был избран президентом РСФСР. Он занял более жесткую позицию в вопросах компетенции нового Союза. М. Горбачев в обмен на формальное согласие руководителей союзных республик подписать договор был готов бросить КПСС на произвол судьбы. В ЦК КПСС сложилась оппозиция к М. Горбачеву.

3. События августа 1991 г. и их последствия. Беловежские соглашения

Августовский путч. 18 августа 1991 г., когда президент М. Горбачев находился на отдыхе в Крыму7, группа высокопоставленных партийно-государственных деятелей предприняла попытку государственного переворота. Заговорщики учредили Государственный комитет по чрезвычайному7 положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г. Янаевым и руководителями силовых ведомств - Комитета государственной безопасности (КГБ), Министерства внутренних дел (МВД) и Министерства обороны.

Целью переворота провозглашались защита государственного суверенитета и сохранение целостности СССР. В стране было объявлено чрезвычайное положение, в Москву ввели войска.

Провал попытки переворота. Значительное количество москвичей по призыву Б. Ельцина вышли на защиту «Белого дома» - здания Вер ховного совета РСФСР. В ходе противостояния с войсками погибли три человека. Руководители ГКЧП не решились на самые жесткие действия против людей, оборонявших российский парламент. В итоге путч провалился. Заговорщики были арестованы.

Последствия августовского путча. Б. Ельцин переподчинил себе органы исполнительной власти СССР и союзные силовые структуры. М. Горбачев фактически лишился власти и был вынужден исполнять все, что ему диктовали республики. Произошел новый всплеск суверенизации союзных республик. Еще до событий августа 1991 г. Латвия и Грузия провели референдумы и объявили о своей независимости. К ноябрю 1991 г. Верховный совет СССР признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии. К декабрю 1991 г. на референдумах высказались за независимость своих республик жители Украины, Армении и Туркмении.

Подписание Беловежского соглашения. Высшие органы власти СССР уже были недееспособны. Оставалось только найти юридически корректную форму, которая бы позволила прекратить существование СССР. Выход был найден: подписание альтернативного союзного договора.

8 декабря 1991 г. в Беловежской путце (резиденция Вискули) главы Белоруссии, РСФСР и Украины втайне от других руководителей союзных республик заключили соглашение «О создании СНГ».


Содержание Беловежского соглашения. Объявлялось о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности.

Россия, Белоруссия и Украина заявляли о создании конфедеративного объединения - Содружества Независимых Государств. Гарантировалось выполнение государствами Содружества международных обязательств СССР, соблюдение общепризнанных международных норм.

Было решено сохранять и поддерживать общее военно-стратегическое пространство. Стороны обязались координировать внешнеполитическую деятельность и гарантировали открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Легитимация Беловежского соглашения. Соглашение о создании СНГ было ратифицировано высшими законодательными органами РСФСР, Белоруссии и Украины. 21 декабря 1991 г. главы И государств на встрече в Алма-Ате подписали протокол к соглашению о создании СНГ. К содружеству7 присоединились все бывшие советские республики за исключением государств Прибалтики и Грузии, получившей статус наблюдателя.

М. Горбачев и Верховный совет СССР выразили согласие с беловежскими и алма-атинскими договоренностями. Союзный верховный совет высказал «понимание» беловежских соглашений. 25 декабря 1991 г. М. Горбачев объявил о своей отставке с поста президента СССР. Началась история СНГ.

В этом смысле формирование в России в 1990-е и 2000-е годы существующей ныне системы экономических и политических отношений не было железно предопределено историей — оно было в значительной степени результатом отчасти сознательных, а отчасти и не вполне осознанных шагов и действий группы политиков, в руках которых оказались сосредоточенными важнейшие властные ресурсы. Они много лет строили эту систему — даже если не задумывали ее как цель, а просто не считали нужным или возможным влиять на обозначившийся уже 20 лет назад вектор развития.

Почему это произошло, и была ли возможность в начале 1990-х годов направить развитие страны по другому пути — отдельный вопрос. Лично я считаю, что такая возможность была. Экономический и психологический ступор советской системы, фактический паралич старых институтов власти и утрата прежним правящим слоем воли к самовоспроизводству означали, при всей опасности тогдашней ситуации, историческую точку бифуркации — точку, в которой энергичные усилия немногочисленной, но организованной и объединенной общими представлениями о том, что следует делать, группы людей могли существенно повлиять на исторический ход событий.