Файл: Реферат Профилактика школьнообусловленных заболеваний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра профильных гигиенических дисциплин
РЕФЕРАТ
«Профилактика школьно-обусловленных заболеваний»
Выполнила: студентка Косенко Екатерина Олеговна
Института общественного здоровья
Специальности : медико-профилактическое дело
3 курса 4 группы
Проверила : Молодцова И.
Волгоград,2022

2
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………3 2. Нарушение осанки………………………………………………………4 3. Болезни ЖКТ……………………………………………………………6 4. Близорукость……………………………………………………………7 5. Невроз…………………………………………………………………....9 6. Вывод…………………………………………………………………....11 7. Список используемой литературы……………………………………12

3
1.Введение
Одной из важных социальных проблем современного общества является ухудшение здоровья подрастающего поколения. Особо важное значение для формирования здоровья детей имеют школьные факторы в связи с их длительным воздействием на растущий организм в течение всего периода обучения в школе. К таким факторам относятся чрезмерные образовательные нагрузки, психоэмоциональный дискомфорт, школьный стресс, длительные статические нагрузки, низкая двигательная активность, нерациональное школьное питание и др. Комплексное воздействие этих факторов формирует школьно обусловленные нарушения и заболевания (нарушения зрения и осанки, деформации позвоночника и стопы, нарушения физического развития, заболевания органов пищеварения и др.). Предупреждение негативного влияния указанных факторов в образовательных учреждениях способствует профилактике школьно обусловленных функциональных нарушений и заболеваний у учащихся. Результаты профилактических медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений свидетельствуют о наиболее высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний костно-мышечной системы. Частота встречаемости функциональных нарушений у детей в возрасте до 10 лет составляет 65- 75%, у младших подростков 10-14 лет – 80-90%, а у старших подростков – 45-50%. Распространенность хронических заболеваний костно- мышечной системы, в 4-6 раз меньшая по сравнению с распространенностью функциональных расстройств, также занимает ведущее место в структуре хронической патологии детей и подростков.


4
2. Нарушения осанки
Статистика: нарушения осанки выявляются у 40-80% школьников.
Причины возникновения:
1.слабые, недоразвитые (или нетренированные) мышцы спины
2.длительное вынужденное неправильное положение тела, неудобная мебель дома и в школе, неправильно подобранный портфель или ранец.
Ученическое место является основным рабочим местом учащихся в начальной школе. В связи с высоким уровнем статических нагрузок, необходимостью длительного сохранения вынужденной рабочей позы требования к организации ученического места должны быть очень высокими.
Несоблюдение этих требований приводит к нарушению оптимальной посадки учащегося, напряжению мышечно-суставного аппарата, снижению работоспособности и развитию статического и учебного утомления. При использовании стола и стула разных номеров происходит уменьшение или увеличение расстояния между краем стола и поверхностью сиденья, в результате чего учащийся вынужден поднимать или опускать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстоянию от глаз до книги (тетради). Кроме того, в случае, когда рабочее место учащегося оборудовано низким столом и высоким стулом, происходит кифозирование (увеличение глубины кифоза) грудного отдела позвоночника.
Нарушение дистанции сиденья (расстояния между передним краем крышки стола и передним краем поверхности сиденья) приводит при ее увеличении к невозможности использовать в качестве дополнительной опоры спинку стула, в результате чего происходит избыточное смещение центра тяжести вперед. При недостаточной дистанции сиденья учащийся оказывается зажатым между краем стола и спинкой стула, что приводит к увеличению статической нагрузки, нарастанию утомления и снижению работоспособности. Не соответствующая росту учащегося учебная мебель может способствовать прогрессированию сколиотической деформации позвоночника. Неоптимальная рабочая поза, формирующаяся из-за несоответствия функциональных параметров мебели ростовозрастным особенностям учащихся, приводит к нарушению распределения мышечного тонуса. Вследствие этого одни мышечные группы испытывают чрезмерные статические (наиболее утомительные) нагрузки, другие, наоборот,
«разгружены». Длительное сохранение неоптимального положения тела


5 приводит к закрепощению одних и растяжению других мышц, а в дальнейшем – укорочению и ослаблению
.
Как проявляется: при сутулости — грудной отдел позвоночника выступает вперѐд, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. При сколиозе — боковое искривление позвоночника.
Профилактика: 1.Каждый учащийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся учитывается цветовая маркировка мебели. В качестве источника информации о длине тела и состоянии здоровья учащихся рекомендуется использовать лист здоровья в классном журнале (заполняемый медицинским работником общеобразовательного учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья. Кроме того, в начальных классах для контроля длины тела и его соответствия функциональным размерам ученической мебели рекомендуется иметь цветную мерную линейку, на которую наносят, соответственно группам мебели, цветовые полосы шириной 15 см (оранжевая на высоте от 100 до 115 см, фиолетовая – от 116 до 130 см, желтая – от 131 до 145 см, красная – от
146 до 160 см, зеленая – от 161 до 175 см, голубая – выше 175 см). Линейку располагают вертикально в доступном для детей месте, с тем чтобы учащиеся могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.
2. Формирование правильной рабочей позы. Правильная рабочая поза учащегося характеризуется следующими признаками:
- голова – держится прямо или слегка наклонена вперед;
- корпус – имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край стола);
-руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;
- ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110º) углом с опорой на пол или подножку парты;
- расстояние от глаз учащегося до стола должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами.

6
Правильная рабочая поза обеспечивается:
- правильным подбором ученической мебели в соответствии с длиной тела учащегося
- соблюдением отрицательной дистанцией сиденья. Передний край поверхности сиденья стула должен заходить за передний край стола: у стульев 1-й группы – на 4 см, 2-й и 3-й группы – на 5-6 см, 4-й группы – на 7-
8 см. Для контроля положения стула относительно стола на переднюю поверхность сиденья можно нанести линию, указывающую соответствующую группе мебели величину дистанции сиденья;
- проведением физкультминуток на уроках с целью профилактики статического утомления учащихся
3.Правильное ношение рюкзака.
Школьный рюкзак должен прилегать плотно к спине ребенка на уровне 10 см выше поясницы, не стесняя при этом его движения. Так как центр тяжести тела сместиться назад , что приведѐт к перенапряжению мышц.Изделие должно висеть симметрично по центру спины без перекосов. Верхний край ранца не должен выходить за пределы плеч ни по высоте, ни по ширине. Нижняя часть рюкзака должна быть не ниже поясницы. Носить рюкзак нужно на обеих лямках . Иначе высок риск формирования бокового сколиоза Также следует следить за весом сумки
3. Болезни желудочно-кишечного тракта . Статистика гласит, что около
45% учеников имеют проблемы с ЖКТ, особенно гастритом (воспаление слизистой оболочки желудка).Болезни ЖКТ возникают из-за нарушения режима питания. Дети настолько заняты, что времени полноценно поесть у них нет. Вредные перекусы на ходу еще более усугубляют ситуацию.
Профилактика заболеваний органов пищеварения заключается в частом регулярном питании свежее приготовленной пищей. Категорически не рекомендуются быстрые перекусы всухомятку, а тем более употребление чипсов и других продуктов быстрого приготовления и сладкие газированные напитки.. Ребенку необходимо рациональное питание. Это не только поможет избежать болезней ЖКТ, но и повысит иммунитет.


7
4
. Близорукость
Причины возникновения: недостаточная освещѐнность рабочего места, длительное перенапряжение глаз.
Как проявляется: падение остроты зрения — постепенное или резкое.
Профилактика: Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение санитарных норм и требований к освещенности в классах, библиотеке, мастерских и других учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам, освещенность на рабочих местах должна составлять 300 лк, освещенность классных досок –
500 лк. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат. Не менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения являются правильная посадка обучающихся и воспитанников и использование удобной мебели, соответствующей росту. В настоящее время используются различные виды школьной мебели: столы с горизонтальной поверхностью и парты – с наклонной. Неудобство горизонтальных столов заключается в том, что при зрительной работе вблизи учащиеся вынуждены наклонять голову. У детей мышцы шеи развиты слабо, и они не могут долго держать голову в вынужденном положении. Голова опускается все ниже и ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, конвергенционные и аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются. В результате этого процесса при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации, приводящий в дальнейшем к близорукости. Поэтому необходимы постоянный контроль со стороны педагогов и родителей за правильностью посадки учащегося в образовательном учреждении и дома и регулярное проведение физкультминуток.Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников – 15-20 минут, для учащихся среднего возраста – 25-30 минут, для старших школьников – 45 минут и должна сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения иформирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность

8 физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для детей 6-9 лет (1-3-й классы).
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль
(считая до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо. Вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. Исходное положение (И.П.) – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончикипальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 10-18 лет (4-11- йклассы).
1. И.П. – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох.
Наклонившисьвперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз.
2. И.П. – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
3. И.П. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
4. И.П. – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
5. И.П. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох.
Повторить 4-5 раз.


9 6. И.П. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 с, перенести взор на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.
7. И.П. – сидя, закрыв глаза. В течение 30 массировать веки кончиками указательных пальцев.
Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков в домашних условиях.
Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3-5 м от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.
5. Невроз
Статистика: Различными формами неврозов страдают до 50% школьников.
Причины возникновения: несоответствие между требованиями педагога и возможностями ученика, чрезмерные нагрузки, хроническое недосыпание.
(Дефицит ночного сна, например, у учеников младших классов — 1,5 — 2 часа в день.)
Как проявляется: чувство тревоги, беспокойства, напряжения, неуверенности в себе, беспокойный сон.
Профилактика: 1, Важно, чтобы образовательная нагрузка равномерно распределялась в течение учебной недели. Объем допустимой нагрузки в течение дня в 1-х классах не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; во 2-4-х классах – не более 5 уроков, и 1 раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; в 5-6 классах – не более 6 уроков; в 7-11-х классах – не более 7 уроков. Независимо от продолжительности учебной недели в классах компенсирующего обучения число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 – в 5-11-х классах. Объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть

10 таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах – 1,5 ч, в 4-5-х классах – 2 ч, в 6-8-х классах – 2,5 ч, в 9-11-х классах – до 3,5 ч. Обучение в 1-х классах проводят без домашних заданий. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность урока в первом полугодии не должна превышать 35 минут.
Перерыв между сменами должен составлять не менее
30 минут. Он необходим для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания. В случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. Организация 3-сменного обучения не допускается
2. Не преувеличивайте значимость школьных оценок, следите за режимом дня